Рецензия на книги «А.Н. Бенуа и его адресаты. Переписка с С.П. Дягилевым. (1893-1928)», «А.Н. Бенуа и его адресаты. Переписка с М.В. Добужинским (1903-1957)»

Авторы: Григорий Стернин

Наше искусствознание, увы, не может похвастаться последовательным и серьезным вниманием к публикационной работе с архивным материалом, к постоянному расширению источниковой базы научных выводов и обобщений. Быть может, особенно не везет здесь такому исследовательски важному жанру эпистолярного наследия, как встречная переписка деятелей культуры, сильно влиявших на судьбы отечественного изобразительного искусства (нелишне заметить, что литературоведение гораздо более заботливо относится к подобного рода историческим документам).

Наше искусствознание, увы, не может похвастаться последовательным и серьезным вниманием к публикационной работе с архивным материалом, к постоянному расширению источниковой базы научных выводов и обобщений. Быть может, особенно не везет здесь такому исследовательски важному жанру эпистолярного наследия, как встречная переписка деятелей культуры, сильно влиявших на судьбы отечественного изобразительного искусства (нелишне заметить, что литературоведение гораздо более заботливо относится к подобного рода историческим документам).

На этом, прямо скажем, не очень радостном фоне появление недавно друг за другом двух скромных по внешнему виду изданий, двух «переписок» — Александра Бенуа с С.П. Дягилевым и того же Бенуа с М.В. Добужинским — воспринимается как достаточно серьезное событие нашей научной жизни. Естественно, что в первую очередь книги эти очень обрадуют специалистов, занимающихся изучением Серебряного века. Но реальный научно-культурный потенциал книг, безусловно, многообразней, а читательская аудитория значительно шире. Сейчас, когда общественно востребованным оказалось не только отечественное искусство завершившегося века, но и сама память о личностях, это искусство творивших, подобные публикации обретают первостепенное культуроведческое значение. Личностный уровень общения соучастников творческих исканий — важная сторона художественной жизни любой эпохи, весьма серьезно помогающая вникнуть в суть историко-культурной ситуации, понять внутренние импульсы ее развития. Когда творческие споры или даже просто житейские разговоры ведут между собой такие яркие фигуры, как Александр Бенуа, Сергей Дягилев, Мстислав Добужинский, это достоинство переписки несомненно.

В атмосфере доверительных бесед трех дружественно настроенных друг к другу людей явно обозначаются две основные темы. Первая — история известного художественного объединения «Мир искусства», увиденная изнутри глазами его создателей и сподвижников, посвященных во все ее радостные и горестные эпизоды, познавших на собственном опыте и творческую радость, и разочарование. Вторая тема — полная драматизма эмигрантская участь целого поколения деятелей русской культуры, продолжавших и на чужбине размышлять о своем предназначении, об исторических судьбах отечества.

Обе книги выпущены издательством «Сад искусств» под общей редакцией А.П. Третьякова, составление, подготовка текста и комментарии в обоих случаях осуществлены с хорошим знанием дела и с должным профессионализмом И.И. Выдриным. Как явствует из текста на авантитуле, вышедшие издания — лишь начало интересно задуманной серии книг «Письма как зеркало эпохи». Анонсированы и последующие выпуски. Это переписка Александра Бенуа с Д.Д. Философовым, Е.Е. Лансере, К.А. Сомовым, И.Э. Грабарем и другими видными представителями Серебряного века. Таким образом, можно сказать, что перед нами серьезный научно-просветительский проект, точно учитывающий современные потребности гуманитарного знания. Все, кого занимают исторические достижения и драмы отечественной художественной культуры, будут ждать скорейшего осущест-вления этого проекта.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года