Батальная картина в эпоху историзма

Ольга Морозова

Тема


625 лет назад, 8/21 сентября 1380 года состоялось одно из самых славных сражений в истории России – Куликовская битва. На протяжении вот уже нескольких столетий, начиная с периода Древней Руси, это событие находит отражение в искусстве. В последней четверти ХIХ века сюжет Куликовской битвы неоднократно включался в программы живописного оформления интерьеров общественных учреждений, в том числе – Исторического музея в Москве.

История войн XIX века в зеркале графического искусства

Рафаил Штеренгарц

Тема


Военная тема – одна из приоритетных в собрании Рафаила Яковлевича Штеренгарца, вице-президента Клуба любителей графики. Коллекционер посетил редакцию, где состоялась наша беседа с ним. Ответы Штеренгарца на поставленные нами вопросы мы публикуем как монолог автора.

«Бородино – битва гигантов». О новой экспозиции музея

Сергей Мержанов

Музей


Музей на Бородинском поле – первый в мире из музеев, расположенный непосредственно на полях сражений. Он появился в 1839 году. Нынешнее здание музея построено в 1912-м, к 100-летию битвы. На протяжении ХХ века здание реконструировалось, расширялось, менялась экспозиция. В сентябре 2002 года в Государственном Бородинском военно-историческом музее-заповеднике была открыта новая, пятая по счету экспозиция «Бородино – битва гигантов», посвященная 190-летию этого события.

Великая Отечественная война в искусстве диорамы

Алексей Дружинин

Музей


Диорама – вид искусства, в котором исторические образы воплощены с предельной достоверностью. Наиболее широкое бытование диорама приобрела в музейной практике как особый, подкрепленный образной эмоциональностью, способ подачи документального материала. Автор статьи знакомит читателей с искусством диорамы на примерах произведений, находящихся в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе.

Мемориальная тема в советской архитектуре

Ольга Коршунова

Музей


«Смерти уже не потрясают. Нервы притупились. Но сдавать город нельзя. Лучше умереть, чем сдать. Я твердо верю в скорое снятие осады и начал думать о проекте триумфальных арок для встречи Героев – войск, освободивших Ленинград».
Из блокадного дневника ленинградского архитектора А.С. Никольского.

О человеке и человечности в искусстве военных лет

Татьяна Малинина, Инна Мельникова

Музей


В 2006 году исполнится 20 лет Центральному музею Великой Отечественной войны 1941–1945 годов на Поклонной горе. Его художественная коллекция сравнительно небольшая, но заслуживает внимания благодаря своей специфике. Она начала формироваться спустя 45 лет после окончания войны и пополнялась, как тогда считали, предметами второстепенного значения: маленькими живописными этюдами, фронтовыми блокнотами, отдельными листками с беглыми путевыми зарисовками. Эти работы и составили ядро теперь уже раритетного собрания.

Неизвестный портрет барона Врангеля

Наталья Бартельс

Музей


Собрание музея Российской Академии живописи, ваяния и зодчества составляют натурные штудии воспитанников Императорской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества, являющиеся образцами для нынешних студентов. Помимо учебных работ, интерес представляет небольшая коллекция живописных и графических произведений русских художников XIX – начала XX в. Среди них – акварельный портрет барона П.Н. Врангеля, который мы впервые представляем на страницах журнала.

«…Они отличались храбростью и бескорыстием»

Алексей Еремеев

Атрибуция


В 1983 году Государственный музей-заповедник «Петергоф» приобрел миниатюру на кости, запечатлевшую гвардейского офицера 25–30 лет со знаками четырех орденов; неподписанная и недатированная, она поступила как «Портрет молодого офицера».
Военные регалии персонажа позволили возвратить из забвения его имя.

В память о походах, любви и охоте

Александр Кулинский

Выставка


22 августа 2005 года в Санкт-Петербурге, в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи, открылась выставка оружия из частных собраний дореволюционной России.

Кирасир-художник Лев Иванович Киль

Андрей Кусакин, Сергей Подстаницкий

Художник


В 1793 году в семье отставного артиллерии генерал-майора Ивана Федоровича Киля родился герой нашего рассказа – Людвиг Карл фон Киль, в русских документах значившийся Львом Ивановичем Килем.

«Чей меч не сокрушится о скалу народной твердости?»

Елизавета Аносова

Художник


Победа в Отечественной войне 1812 года была ознаменована созданием целого ряда монументальных памятников в Москве и Петербурге: Триумфальные ворота, храм Христа Спасителя, Александровская колонна, Военная галерея 1812 года в Зимнем дворце, памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, возведенные перед Казанским собором – пантеоном ратной славы…
Самый ранний памятник, вдохновленный победой над Наполеоном, – серия медальонов работы Федора Петровича Толстого.

Голоса Балканской войны. Художник Верещагин и другие

Наталия Ежерец

Художник


«Передо мною, как перед художником, – война, и ее я бью, сколько у меня есть сил; сильны ли, действительны ли мои удары – это другой вопрос, вопрос моего таланта, но я бью с размаха и без пощады»1.
В.В. Верещагин – П.М. Третьякову.

«За веру, князя и отечество»

Елена Каштанова

Художник


Великий живописец В.Д. Поленов был еще и архитектором, и педагогом, и театральным деятелем, и композитором, и – «воином с палитрой в руке». Военное дело было семейным, наследственным. Оба деда – А.В. Воейков и В.А. Поленов – принимали участие в Отечественной войне 1812 года. Одним из первых среди художников Поленов оказался добровольцем в действующей армии во время Балканской войны.

Об орденах и их собирателях

Елена Степанян, Сергей Левин

Коллекционер


Коллекция орденов Государственного Исторического музея, особые исторические обстоятельства, при которых орденская традиция укоренилась в России на рубеже XVII–XVIII веков, судьбы замечательных людей, чьи собрания легли в основу коллекции, – об этом рассказывается в беседе Елены Степанян с Сергеем Левиным, ведущим научным сотрудником отдела нумизматики музея.

Свет и тьма в «Слове о полку Игореве»

Александр Ужанков

Ракурс


Мышление создателей памятников древнерусской словесности XI–XII веков было религиозно-символическим. Постижение мира, осознание человеческих поступков осуществлялось через призму Святого Писания.

Русско-японская война на открытках

Виталий Третьяков

Ракурс


В вышедшей в 1916 году книге «Проблема войны в мировом искусстве» Яков Александрович Тугендхольд говорил о биполярности батального жанра: на одном полюсе – изображение героя и его абсолютного господства над массами, на другом – протест против войны в любых ее проявлениях. Но в батальном жанре есть еще и момент фиксации самого события. Это и заставляло баталистов всех времен быть реалистами даже тогда, когда реализм не был в чести.

Художники о русско-японской войне 1904–1905 годов
Публикация Светланы Глобачевой

Владимир Лапшин

Публикация


Владимир Павлович Лапшин (1925–2000), известный историк искусства, в последние годы жизни работал над книгой «Русско-японская война 27 января 1904 г. – 23 августа 1905 г. и художественная жизнь начала ХХ века». Продолжая разговор об отклике художников на трагические события этого времени, начатый в предыдущей статье, мы предлагаем вниманию читателей фрагмент неоконченной рукописи.

Батальная живопись
Публикация Ивана Выдрина

Степан Яремич, Иван Выдрин

Публикация


Живописец Степан Петрович Яремич (1869-1939) вошел в историю русской культуры как блестящий художественный критик и исследователь искусства. Автор первой, широко известной монографии о М.А. Врубеле, статей о художниках Н.Н. Ге, В.А.Серове, И.Е. Репине, А.Н. Бенуа, П.П. Чистякове, М.В. Добужинском, В.Д. Замирайло, Г.И. Нарбуте и других, непосредственно общавшийся с ними и потому сумевший создать оригинальные эссе. Наряду с этим Яремич – автор капитального исследования о русской художественной культуре XVIII века.

Свидетель войны

Валентина Бялик

Публикация


«Ну, вот и война», – записал в дневнике 22 июня 1941 года Е.Е. Лансере. Война ожидалась, о ней постоянно говорили, но началась она неожиданно. Со свойственной ему пунктуальностью Евгений Евгеньевич продолжал вести дневник, Это яркий и правдивый документ, где за размеренной повествовательностью предстают трагические будни того времени.

Джангар. Калмыцкий народный эпос. Перевод Семена Липкина. Художник В.А. Фаворский. Москва, Государственное издательство «Художественная литература», 1940

Елена Степанян

Рецензия


«Книга, являясь пространственным произведением, изображающим литературное произведение… естественно располагает свои элементы во времени, организуя наше движение, ведя нас согласно содержанию книги от момента к моменту… И поэтому перед книгой стоит задача не только возбудить движение, чтобы читаемая книга посылала бы вас вперед и вперед, но и организовать это движение членениями при помощи остановок.
В этом большую роль играет книжная страница» 1
В.А. Фаворский

«К пользе и славе России»

Константин Журомский

Презентация


При изучении биографий русских живописцев и скульпторов конца XVIII – начала XX века выяснился поразительный факт – более 150 из них являлись кадровыми офицерами русской армии. Ни в одной другой области культуры офицерство не было представлено столь широко. Новый взгляд на развитие отечественного искусства и историю русского офицерского корпуса представлен в художественно-выставочном проекте московского искусствоведа и антиквара Константина Журомского «К пользе и славе России».

Семен Гуецкий. Cудьба и время

Ирина Вишневецкая

Презентация


Семен Гуецкий (1902–1974), известный художник советского времени, участник двух войн. С первого дня Великой Отечественной войны и до самого ее конца был на фронте. Боевой путь начал командиром пулеметного взвода, закончил командиром стрелкового батальона, дважды был ранен. Но не потерял дар видеть красоту и воспевал ее в своем творчестве. Эта статья – дань памяти художникам-фронтовикам, имена которых оказались незаслуженно забыты в условиях распада постсоветского пространства.

VC&A;: Столетний путь к успеху

Александр Тихонов

Презентация


Когда 16 июня 1906 года в самом центре Парижа, на Вандомской площади, открылся ювелирный магазин Van Cleef & Arpels, мало кто мог предсказать блестящее будущее никому не известной фирмы, которая посягнула на завоевание мирового рынка высокого ювелирного искусства.


«Романтики реализма»
20 июня – 5 июля 2009
Выставочный Центр Санкт-Петербургского
Союза Художников
Ул. Большая Морская, д. 38

Volkhonka Fine Arts Centre
Дни работы Volkhonka Fine Arts Centre для публики:
вторник и четверг (с 12:00 до 20:00), суббота (с 11:00 до 20:00).
Билеты можно приобрести в кассах комплекса храма Христа Спасителя и на сайте kassir.ru.
Адрес: ул. Волхонка, 15

Виктор Уфимцев (1899 – 1964). «Самаркандия»
22 мая — 19 июля 2009
Галеев Галерея
Б.Козихинский пер., 19/6,стр. 1

Пресса о журнале
В марте 2009 года в двух ведущих российских газетах были опубликованы статьи о журнале «Русское искусство».
