История войн XIX века в зеркале графического искусства
Авторы: Рафаил ШтеренгарцВоенная тема – одна из приоритетных в собрании Рафаила Яковлевича Штеренгарца, вице-президента Клуба любителей графики. Коллекционер посетил редакцию, где состоялась наша беседа с ним. Ответы Штеренгарца на поставленные нами вопросы мы публикуем как монолог автора.
Я всегда интересовался историей, и я издавна коллекционирую графику. Эти две стороны моей жизни тесно взаимосвязаны. Я даже издал книгу «История России XIX века в зеркале графического искусства», проиллюстрированную 257 гравюрами. Изобразительное искусство – это зрительная память истории и культуры, соединяющая людей во времени и пространстве. Не случайно матерью муз в Древней Греции была Мнемозина, что в переводе означает: воспоминание, помнящая. Возможно, музы воспринимались в древности не только как покровительницы искусств, но и как служительницы исторической памяти.
Произведения изобразительного искусства – независимо от их видовой принадлежности – сохраняют бесценный исторический видеоряд. Благодаря искусству мы способны реконструировать старые города, «знаем в лицо» монархов, полководцев, вельмож, а также простых людей – городских и сельских жителей. Мы можем ясно представить себе, как происходило то или иное военное сражение, как выглядели солдаты и офицеры… До периода широкого развития полиграфического репродуцирования картина, скульптурная композиция или рисунок, запечатлевшие историческую личность или событие и существующие в одном экземпляре в музее или частном собрании, имели достаточно узкий спектр своего информационного и эстетического воздействия.
Иное дело – тиражная графика, будь то иллюстрация или станковый лист. Станковые гравюры красовались в витринах магазинов, продавались на ярмарках; иллюстрация проникала повсюду, где были книги, журналы и газеты. И в этом состоит особенность, можно даже сказать преимущество печатной графики перед другими видами искусства.
В условиях исторических катаклизмов роль художника становилась поистине неоценимой. Это сейчас существует множество способов фиксации событий. А раньше только художник и мог запечатлеть визуальную сторону войны, ход и характер боя, поведение и внешний вид каждого его участника – от солдата до полководца. Художники работали прямо на местах сражений, потом присылали рисунки в редакции газет и журналов, там их гравировали мастера-граверы, затем они печатались большими тиражами в средствах массовой информации или на отдельных листах. (Иногда, правда, художники сами гравировали свои работы, но это было редко.) Каждая гравюра повторима, так как с одной «доски», то есть матрицы, будь то металл, дерево, камень, можно сделать большое количество оттисков*. И любой из них – не репродукция, а подлинник, под которым художник вправе поставить свою авторскую подпись. Таким образом гравюра – самый массовый вид искусства. Скорость, с которой ее можно создать, отпечатать в большом количестве оттисков и распространить, превращала гравюру в самое «подвижное», действенное, тесно связанное с жизнью искусство. Художники-графики шли по горячим следам исторических событий, были их участниками, свидетелями и летописцами. В таких работах, как правило, появляются панорамный охват пространства, подчеркнутая эпичность, иногда «постановочность».
В XIX веке Россия вела множество кровопролитных войн: это война с Наполеоном (1812–1814), на Северном Кавказе(1816–1859), Крымская (1853–1854), Русско-турецкая на Балканах(1877–1878). В работах художников, живших в те времена и творивших непосредственно на местах сражений, мы видим правду жизни, правду искусства, трагизм войны и героизм народа. И если Отечественная война 1812 года отображалась художниками чаще всего как война побед и героев (не случайно наибольшее распространение получил портрет), то, например, война на Балканах интересовала художников с точки зрения достоверной хроникальности. А вот оборона Севастополя также запечатлена в основном портретами героев.
Война – ее будни и боевые действия – изображалась художниками и по прошествии времени – на основании набросков и рисунков живых свидетелей войны. В таких работах, как правило, появляется подчеркнутая эпичность, выраженная в панорамном охвате пространства, четкой выстроенности планов и даже «постановочности», когда изображение уподобляется сценической площадке с центральной сюжетно-акцентированной сценой действия и оттеняющими ее мизансценами.
Нельзя не отметить и такое явление, как «смешные» картинки о войне. В психологии есть такое понятие: что смешно, то не страшно. Именно это и породило сатирический военный лубок, особенно в изображении Отечественной войны 1812 года. Можно сказать, что XIX век в России – век гравюры, ксилографии и литографии. Даже когда в конце столетия была изобретена фотография, с фотоснимка делалась ксилография и печаталась во множестве экземпляров.
Журналы с гравированными иллюстрациями начали выходить при Николае I. А в эпоху правления Александра II журнальное дело расцвело в полную силу. Именно тогда стала печататься «Всемирная иллюстрация» (по два тома в год), где в гравюре находили отражение все события, происходившие в мире. Всего вышло 16 томов, в начале 1870-х годов издание «Всемирной иллюстрации» было прекращено. В истории России XIX века много славных страниц, но самые яркие – это те, что запечатлели подвиги народа при защите отечества от врага и при освобождении народов Европы от Османского ига. И огромная заслуга в создании летописи ратных подвигов наших соотечественников принадлежит художникам-графикам.
* Гравюрой называется оттиск художественного изображения на бумаге с «доски» из дерева, металла, линолеума, картона. Гравюра принадлежит области как изобразительного искусства, так и печатного.