«К пользе и славе России»

Авторы: Константин Журомский

При изучении биографий русских живописцев и скульпторов конца XVIII – начала XX века выяснился поразительный факт – более 150 из них являлись кадровыми офицерами русской армии. Ни в одной другой области культуры офицерство не было представлено столь широко. Новый взгляд на развитие отечественного искусства и историю русского офицерского корпуса представлен в художественно-выставочном проекте московского искусствоведа и антиквара Константина Журомского «К пользе и славе России».

Первым шагом в реализации этого проекта станет в скором будущем выпуск иллюстрированного художественно-исторического и биографического альбома, посвященного периоду, когда история русской живописи и история русской армии переплелись самым удивительным образом. В альбоме, который готовят сейчас к печати К.В. Журомский и Фонд сохранения, изучения и популяризации художественного и исторического наследия «Наше искусство», будут представлены собранные и сведенные воедино факты творческой жизни и военной карьеры художников – офицеров русской армии. В альбом войдет около 1500 иллюстраций. Среди произведений, подготовленных к публикации, – подлинные сокровища русского искусства из запасников центральных и областных музеев России, Украины, Белоруссии, значительная часть которых будет опубликована впервые. Мы предлагаем вниманию читателей краткие биографии трех художников-офицеров.

Красовский Николай Иванович
живописец-маринист, почетный вольный общник ИАХ, капитан I ранга, 16.05.1826 (Херсонская губерния) – 27.03.1875

Из дворян Херсонской губернии, сын офицера. В службу вступил в 1841 г. гардемарином на Черноморский флот. В 1845 г. назначен прапорщиком 13-го Ластового экипажа. В период с 1845 по 1849 г. неоднократно находился в плаваниях в Балтийском море на бриге «Агамемнон», тендере «Лебедь», корабле «Иезекииль».

В 1849 г. Красовский поступил учеником в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств (ИАХ) и в течение шести месяцев посещал вечерние классы (проф. Воробьев). Из-за внезапного перевода на Черноморский флот ему пришлось прекратить занятия. 18 ноября 1853 г. он принял участие в Синопском сражении на пароходо-фрегате «Крым». В период обороны Севастополя в 1854–1855 гг. командовал 19-й батареей, названной впоследствии именем Красовского. Награжден орденом Св. Анны III ст. с мечами за оказанное отличие во время начальной бомбардировки города 16 декабря 1854 г. и орденом Св. Владимира IV ст. с мечами за мужество, проявленное в ходе второй усиленной бомбардировки 7 мая 1855 г.

В марте 1855 г. был дважды контужен осколками бомб в голову и грудь (головные боли и глухота сопровождали его всю оставшуюся жизнь), однако оставался на батарее еще больше месяца. В декабре 1859 г. Красовский собственноручно затушил пожар в пороховом погребе, тем самым спас от неминуемой гибели вверенный ему корабль и экипаж, за что был награжден высшим знаком отличия офицерской доблести – орденом Св. Георгия IV ст. Вследствие полученных ранений был зачислен по резервному корпусу.

В годы службы Красовский, самостоятельно изучая натуру, а также пользуясь советами известных художников, добился значительных успехов в творчестве. В 1867 г. он получил от Императорской Академии художеств диплом на звание почетного вольного общника за картины «Морское сражение в Синопе», «Ориандский каскад» (приобретены великим князем Константином Николаевичем), «Буря на море», «Возвращение адмирала Нахимова в Севастополь на адмиральском корабле после Синопского сражения», за виды Италии и вид реки Дунай.

Последние годы жизни блестящий морской офицер и знаменитый художник-маринист Н. И. Красовский состоял на службе в чине капитана I ранга. Завещал похоронить себя в Севастополе. На его могиле установлен обелиск из белого мрамора. На памятнике выполнено рельефное изображение перекрещенных якоря и знамени, а также палитры и кистей.

Бунин Наркиз Николаевич
живописец, почетный вольный общник ИАХ, отставной полковник; 21.01.1856 (Воронежская губерния) – 29.02.1912 (Санкт-Петербург)

Из потомственных дворян Воронежской губернии. В 1872 г. окончил Михайловскую Воронежскую военную гимназию и поступил в Горный институт. В службу вступил вольноопределяющимся рядовым в 1877 г. в 88-й пехотный Петровский, а в 1878 г. – в л.-гв. Егерский полк. В 1880 г. сдал экзамены при Константиновском училище и был произведен в прапорщики. Бунин прошел обычный путь строевого офицера. Будучи поручиком, он исполнял должности батальонного и полкового адъютанта, полкового жалонера; получив звание штабс-капитана, командовал ротой (с 1893 г.). В 1898 г. был произведен в капитаны.

Параллельно с военной службой Бунин активно занимался художественной деятельностью. С разрешения командира полка и вел. кн. Владимира Александровича он в 1881 г. поступил вольнослушателем в ИАХ, где обучался в батальном классе до 1887 г. Получил за время учебы две малые (1884, 1885) и одну большую (1887) серебряные медали. Участвовал в выставках ИАХ с 1884 по 1894 г.

В 1891 г. за картины «На мельнице», «На другой день», «Череда», «Под Горным Дубняком» поручик Бунин был признан почетным вольным общником ИАХ, о чем было объявлено в приказе по полку. В период с 1892 по 1896 г. акварели художника часто появлялись на выставках Общества русских акварелистов. В 1889/1890 г. вышел в свет альбом его рисунков «Русский военный быт». Являясь членом Санкт-Петербургского общества художников, Бунин в его составе постоянно выставлялся в залах ИОПХ или Пассажа. В разное время заказчиками и покупателями его произведений были великие князья Георгий Михайлович, Михаил Николаевич, Петр Николаевич, с которыми он вместе служил в лейб-гвардии. В 1900 г. Бунин по болезни вышел в отставку, при этом был пожалован чином полковника и мундиром. Живописные полотна Бунина посвящены преимущественно батальным сюжетам. В его произведениях нашли отражение боевые эпизоды Отечественной войны 1812 г., Русско-турецкой 1877–1878 гг. и Русско-японской войны 1904–1905 гг.; а также мирные будни армии (например, «Вручение императором Николаем II знамени 145-му пехотному Новочеркасскому полку», 1900). Обращался он и к портретному жанру (портреты Наполеона, генерала Бобрикова, «Часовой лейб-гвардии Конного полка в Зимнем дворце», 1889 и др.), а также исполнял рисунки для полковых историй, меню офицерских обедов.

Сафонов Александр Петрович
скульптор, живописец, график, генерал-майор; 26.08.1852 – 1913 (Санкт-Петербург)

Из дворян Симбирской губернии. После окончания Николаевского кавалерийского училища в 1872 г. был определен корнетом в л.-гв. Уланский полк. В свободное от службы время занимался скульптурой у известного мастера Н.И. Либериха и самостоятельно – живописью. В 1873 г. Сафонов получил от ИАХ малую серебряную поощрительную медаль за вылепленный из воска этюд «Бегущая лошадь».

Во время Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. в составе Плевенского отряда сражался под Горным Дубняком и Телишем, был ранен. За проявленное мужество награжден орденом Св. Анны III ст. с мечами и бантом и произведен в чин ротмистра. По возвращении с войны выпустил альбом рисунков «Путевые зарисовки с натуры». В начале 1900-х участвовал в издании Суворовской книги для русского солдата, в иллюстрировании историй л.-гв. Уланского, Егерского и др. полков, в работах по составлению альбома форм обмундирования офицерских чинов.

В 1904 г. Сафонов был командирован на театр военных действий на Дальний Восток, где принял участие в бою под Саймадзы. Во время поездки сделал много фотографий и набросков (опубликованы в журнале «Разведчик»). За эту командировку награжден орденом Св. Владимира IV ст.

Работы Сафонова приобретали члены императорской фамилии. Среди его скульптурных произведений – конная статуя Государя Императора (1882), статуэтка из воска «Великая княгиня Мария Павловна» (1887), модель бронзовой статуэтки «Улан 1803 г.», которую автор поднес императрице в день столетнего юбилея л.-гв. Уланского полка. Последние годы жизни в чине генерал-майора служил штаб-офицером в Главном интендантском управлении.

 
А.П. Сафонов. Гусар-трубач. Б., акв. 15,4х13,3. Частная коллекция
А.П. Сафонов. Гусар-трубач. Б., акв. 15,4х13,3. Частная коллекция
Н.И. Красовский. Бой брига ?Меркурий? с двумя турецкими кораблями, 1829 г. 1867. Х., м. 42х60,5. Центральный военно-морской музей. Санкт-Петербург
Н.И. Красовский. Бой брига «Меркурий» с двумя турецкими кораблями, 1829 г. 1867. Х., м. 42х60,5. Центральный военно-морской музей. Санкт-Петербург
Художник Н.Н. Бунин в своей мастерской. Вторая половина 1900-х гг. Санкт-Петербург. Фотограф В.К. Булла. Архив кинофонофотодокументов. Санкт-Петербург
Художник Н.Н. Бунин в своей мастерской. Вторая половина 1900-х гг. Санкт-Петербург. Фотограф В.К. Булла. Архив кинофонофотодокументов. Санкт-Петербург
Н.Н. Бунин. Смерть генерала Келлера во время боя на Янзелинском перевале 1904 г. 1905. Х., м. 80х125. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Санкт-Петербург
Н.Н. Бунин. Смерть генерала Келлера во время боя на Янзелинском перевале 1904 г. 1905. Х., м. 80х125. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Санкт-Петербург
Н.Н. Бунин. Смотр войскам. Х., м. 119х213. Частная коллекция
Н.Н. Бунин. Смотр войскам. Х., м. 119х213. Частная коллекция
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года