Арт-ярмарка Нон-Стоп

Виталий Третьяков, Светлана Мартынова
Вариант статьи опубликован в журнале Арт-город №2(13), 2006 год, стр 105-106

Галерея Третьякова и Санкт-Петербургский общественный фонд «Наш Город» провели три Арт-ярмарки в ЛЕНЭКСПО. Организаторы постоянно подчеркивали, что основная цель проведения Арт-ярмарок – способствовать формированию арт-рынка Петербурга. Попробуем подвести некоторые рыночные итоги.

В каждой из Арт-ярмарок приняли участие более 100 художников (Рождественская-2004 – 147 художников, Международная-2005 – 150, Рождественская-2005 – 159). Во всех случаях предлагалось на продажу более двух тысяч произведений искусства – живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, фотография, флористика. Огромное стилевое разнообразие — от реалистов до авангардистов; признанность и мастерство, не меньшее у художников, выставляющихся впервые, чем у тех, чьи работы находятся в коллекциях Русского музея и Государственной Третьяковской Галереи.

Итак, это ПРЕДЛОЖЕНИЕ, а как же СПРОС?

Во-первых, был ли покупатель? Был, и в достойном количестве. В среднем на каждой Арт-ярмарке побывало около четырех тысяч посетителей – потенциальных покупателей. В основном это петербуржцы.

Сколько произведений современного искусства они купили?

Рождественская-2004 – 102 продажи на сумму 186271 рубля, Международная-2005 – 39 продаж на сумму 84030 рублей, Рождественская-2005 – 81 продажа на сумму 172800 рублей. Если учесть, что в первую Арт ярмарку проводили аукцион, на котором было продано 24 картины, то можно говорить, что по числу продаж Рождественские ярмарки примерно равны, а сумма, вырученная художниками, несколько возросла. Снижение продаж летом вызвано общеизвестным маятниковым характером спроса на товары не базовых потребностей (искусство – не колбаса).

Самыми дорогими были покупки на сумму 15-20 тысяч рублей, но их не много. В основном покупали то, что стоит не более 3 тысяч.

Наверное, эти цифры — главный итог Арт-ярмарок.
Покупательский спрос на искусство в Петербурге есть, причем устойчивый. Безусловно, спрос мал. Безусловно, особенно сегодня, он определяется «толщиной» кошелька, но спрос есть.

Что же покупали петербуржцы?

Список лидеров продаж постоянен. Владимир Куликов — пейзажи, в том числе петербуржские (масло), Вячеслав Авдеев (фото), Анна Каждан (графика). На каждой Арт-ярмарке эти авторы продавали примерно по одной своей работе в день. В их работах, разных по технике, есть одно объединяющее, с точки зрения рынка, соотношение цены и качества, на сегодняшний день оптимальное для покупателя.

Надеемся, петербуржцы будут жить лучше, и тогда… можно ли предсказать, какие произведения будут покупать они по мере утолщения своего кошелька? В рамках Рождественской Арт-ярмарки 2005 был проведен маркетинговый опрос посетителей. 306 посетителей Арт-ярмарки отвечали на вопрос, какая картина понравилась им больше всего. Было названо 672 произведения, 111 художников (из 159). Поистине на всякий товар есть свой покупатель. Приведем только лидеров рейтинга.

Рейтинг художников

1 Сиделев Сергей
2 Шевчук Василий
3 Антончук Валерий
4 Юргинсон Ольга
5 Шевчук Светлана
6 Лебедев Вадим
7 Винокурова Мирослава
8 Донская Вера
9 Кондратьев Михаил
10 Зверев Сергей

Рейтинг произведений

1 Шевчук Василий «Волки в снежном безмолвии»
2 Есаян Артем «Дождь»
3 Донская Вера «Гарем»
4 Антончук Валерий «Скала»
5 Калачев Сергей «Осенняя луна»
6 Исачев Александр «Пророк (портрет Игоря Стравинского)»
7 Сиделев Сергей «Букет России»
8 Королева Ксения «Натюрморт с красным бокалом»
9 Антончук Валерий «Франция. Амбуаз»
(более подробную информацию смотрите на сайте www.artgarden.spb.ru)

Лидеры продаж не попали в рейтинг. Куликов занимает 26 строку, Каждан — 21, Авдеев – 28 (из 111 художников, отмеченных покупателями). Попали те, чьи работы нравятся, но цена их для кошелька велика. Но ведь это, надеемся, пока велика. Год — другой, и разбогатевшие петербуржцы скажут: «Хотим Арт-ярмарку НОН-СТОП!»

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года