Арт-рынок второй свежести

Виталий Третьяков
Вариант статьи опубликован в журнале «Арт-город» №1(12), 2006 год

Все участники арт-рынка Петербурга – художники и галеристы, журналисты и искусствоведы, – обсуждая этот арт-рынок, сходятся на том, что рынка у нас нет, потому что все деньги – далеко за границами нашей Родины, или, на худой конец, в Москве. Думал так и я до сентября этого года, но прошедшая в галерее Третьякова выставка Дмитрия Яковина «Покорение микро-реалистами Петербурга», кардинально изменила мои представления.

   Судите сами. Все, что я делал для выставки Яковина как галерист, делалается мной для каждой ежемесячной выставки. За год издаются открытки с датой выставки, полгода распространяются календари с анонсом, за месяц рассылаются анонсы в журналы и газеты, за неделю – 50 приглашений СМИ, одновременно с выставкой открывается ее интернет-представительство на нашем сайте. Обычно с каждой выставки продается 10 процентов работ (иногда 20), это две-четыре продажи. Для яковинской выставки все делалось как обычно, но продаж было 17 (из 41 работы, т.е. почти 40 процентов). При этом самая дешевая продажа – 175 условных единиц, а самая дорогая – 2300. Одна из работ ценой в 1380 у.е. – «Грустная мелодия» – вызвала некоторый ажиотаж среди любителей искусства, на нее было три претендента.

   Кстати, если кто-то подумает, что покупателем был один или два фаната художника Яковина, он сильно ошибется: у 17 покупок – 10 покупателей.

Кто они, эти люди? Пять человек – постоянные посетители галереи, остальные – просто гуляющие по Петроградской стороне петербужцы. Подчеркну: все покупатели наши, питерские, не иностранцы, и даже не москвичи (москвич для нас – это «пол-иностранца»). Кто-то скажет, что это только одна выставка и по ней нельзя ни о чем судить, Диме Яковину просто повезло. Думаю, это не так. Много лет занимаясь психологией и даже будучи доктором наук по этой дисциплине, могу достаточно уверенно сказать: феномен этой выставки – не случайность. В чем же дело?

   Покупатель в Петербурге есть, просто ему очень часто на арт-рынке предлагают товар не первой свежести.

   Лучшее достаточно быстро пересекает границы нашей Родины и чаще всего не возвращается в наш город. Работы Яковина видели американцы, датчане, англичане и другие иностранцы – за шесть лет 36 выставок за рубежом и ни одной – в России.

И таких как Дима Яковин – замеченных Западом и увезенных из Петербурга – не один десяток, а может быть, и не одна сотня. Мы такая щедрая страна, что не считаем.

   Вторая причина успеха Яковина – это те изменения, которые произошли в ожиданиях потенциального покупателя живописи, который ждет от художника изобретательности и фантазии, видит в художнике создателя индивидуального мира, далекого от натурализма. То, что реально окружает зрителя, он и сам может сфотографировать. Для участников арт-рынка главное – осознать, что товара «второй свежести» не бывает. Если это товар, он должен быть просто свежим.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года