Предаукционная выставка Сотбис в Москве

Предаукционная выставка Сотбис в Москве

26 января — 28 января
Якиманская набережная, 4/4, корпус 1

Торги в Лондоне состоятся в четверг 15 февраля 2007 года.

С 26 по 28 января СОТБИС организует в Москве выставку избранных произведений, которые будут продаваться на торгах в Лондоне, впервые целиком посвященных Русскому искусству XX века и современному русскому искусству, а также работы известных западных классиков.

На выставке будет представлено более 20 работ, среди которых произведения Лидии Мастерковой, Эрика Булатова и Олега Васильева, многие из них никогда ранее не выставлялись на торги и поступили из частных коллекций Америки, Европы и России. Аукционный дом Сотбис – лидер рынка по продажам русского искусства, в 2006 году он выручил за реализацию произведений русского искусства более £82 миллионов,** что на 46.3% выше, чем в предшествовавшем году. На торгах, которые будут производиться домом Сотбис каторые пройдут следом за аукциономи Современного искусства (Sotheby’s Contemporary Evening and Day auctions)1, представляется множество произведений ведущих русских художников послевоенного периода, не состоявших членами официального Союза художников СССР. Будут выставлены работы, принадлежащие к разным видам искусства, включая живопись, скульптуру и фотографию, и относящиеся к 1960-м – 1990-м годам.

В июле 1988 года Сотбис провел первый аукцион Русского авангарда и современного советского искусства в Москве.

Торги, в которых приняли участие около 2 000 человек, имели огромный успех, и на них было выручено £2 085 050. Только на выставке, устроенной перед продажей, побывало более 11 тысяч посетителей. Экспозиция содержала произведения художников-нонконформистов, таких как Илья Кабаков, Эдуард Штейнберг, Гриша Брускин и Владимир Немухин.

Обсуждая вопросы обширного и привлекательного рынка русского искусства, Джо Викери (Jo Vickery), исполнительный директор и глава Русского Отделения в Лондоне, сказала: “В прошлом году те подразделения Сотбис в Лондоне, которые занимаются продажей произведений современного русского искусства, работали чрезвычайно успешно. Они выручили более £2,6 миллионов, и в ответ на потребности этого развивающегося рынка и запросы наших все более заинтересованных клиентов Аукционный дом Сотбис впервые проведет в Лондоне аукцион, целиком посвященный произведениям Русского искусства XX века и современного русского искусства. Эти торги, посвященные лишь Русскому искусству, будут проводиться почти через 20 лет после первых продаж Аукционным домом Сотбис в Москве произведений Русского искусства XX века и современного русского искусства, имевших ошеломительный успех. Предполагается, что такие торги станут регулярным событием календаря аукционов Сотбис”.

“Возрастающий спрос на произведения русского искусства – одно из самых успешных явлений международного рынка последних нескольких лет. В последние три года произошло огромное расширение рынка Русского искусства, ранее традиционно включавшего в себя лишь произведения XIX века и живописные произведения XX века, а также работы Фаберже и предметы русского декоративного искусства. В 2006 году на Сотбис дважды были организованы продажи русских книг, карт и фотографий для того, чтобы удовлетворить постоянно растущие потребности наших клиентов.”

Одна из наиболее важных работ, выставленных на торги, – это произведение Эрика Булатова (род. 1933) «Революция-перестройка», которое поступило из частной американской коллекции и является выдающимся примером Соц-арта. Движение «Соц-арт» сформировалось к концу брежневской эры, и его инициаторами выступили Виталий Комар (произведения которого также представлены на торгах) и Александр Меламид, разработавшие новую форму искусства, которая пародировала социалистический реализм. Движение, на которое оказал серьезное влияние представитель поп-искусства Энди Уорхол (Andy Warhol), приобретало все большую популярность и стало доминирующим среди течений андеграунда. Представители андеграунда использовали многообразие выразительных средств, не отдавая исключительного предпочтения живописи.

Эрик Булатов, который в 1952 — 1958 годах учился в Московском высшем художественно-промышленном училище имени В.И. Сурикова, был одним из выдающихся представителей нон-конформизма в Советском Союзе, и как многие из его собратьев по нон-конформизму, успешно зарабатывал на жизнь, иллюстрируя детские книги. Булатов уделял особое внимание взаимоотношениям искусства и общества и пытался в своих работах совместить идеи авангарда, традиции конструктивизма 1920-х годов и реализма. В его творчестве превалирует ярко выраженное и в произведении «Революция-перестройка» наложение текста на вымышленное пространство и на реалистическое изображение. Присутствие текста порождает ассоциации с советской пропагандой, плакатами и транспарантами и намекает на мощь влияния правительства на общество. Предварительная оценка этого произведения £80 000-£120 000.

Другое значительное произведение – картина Олега Васильева (род. 1931), выполненная маслом на холсте, «Пейзаж и Пространство». Он работал вместе с представителем соц-арта Эриком Булатовым и создал новый стиль в живописи, используя в своих произведениях комбинацию фотореализма и текста – новаторский подход для его времени. Васильев, на которого оказал влияние ведущий график и художник Владимир Фаворский (1886-1964), в начале своего творчества следовал по тому же пути, что и Илья Кабаков (род.1933), и учился иллюстрировать детские книги в Высшем художественно-промышленном училище имени В.И. Сурикова в Москве. В картине «Пейзаж и Космос» Васильев пользуется фотореализмом, чтобы создать «реальный» пейзаж, который он видоизменяет, вводя в композицию полотна нереальное свечение. Впервые эта работа, поступившая из частной американской коллекции, предлагается на аукционе, и ее предварительная оценка составляет £20 000-£30 000.

На торгах будут представлены также произведения художников, занимающихся абстрактным искусством, и среди них одна из самых значительных работ – «Без названия», выполненная Лидией Мастерковой (род. 1927) маслом на картоне и холсте. Наряду с Дмитрием Плавинским (род. 1937), Оскаром Рабином (род. 1928) и Владимиром Немухиным (род. 1925), Мастеркова – одна из ведущих художниц-нонконформистов 1960-х – 1970-х годов – принадлежала к «лианозовской группе», которая создала направление «альтернативная культура» в России. В ее творчестве соединились авангард 1910-х годов и Русский абстрактный экспрессионизм. Предполагается, что картина «Без названия» была куплена на московской Бульдозерной выставке в Измайлово в сентябре 1974 года и является одной из первых в серии больших произведений, которую Мастеркова начала создавать в 1973 и закончила в 1975 году, когда она эмигрировала во Францию.

Эта работа, характерная для раннего периода творчества художницы, поступила из частной греческой коллекции, ее предварительная оценка составляет £35 000-£45 000.

Картина «Обнаженная», выполнена Владимиром Вейсбергом (1924-1985) – одним из наиболее влиятельных художников-нонконформистов 1960-х годов, того времени, когда советские руководители еще боролись против «формалистических» тенденций в искусстве. Она оценена в £20 000-£30 000 и была приобретена настоящим владельцем у самого художника в 1970-х годах.

Хотя работы Вейсберга никогда не относились к чисто абстрактным, они не принадлежат также и к искусству социалистического реализма. Вейсберг, не имевший специального художественного образования, писал созерцательные натюрморты, портреты и обнаженные фигуры, в которых он достигал ощущения присутствия света и воздуха с помощью цвета и чистоты формы. В 1961 году Вейсберг стал членом Союза художников СССР и членом группы «Восьми» (the Group of Eight), работы представителей которой были далеки от социалистического реализма.

Среди представленных работ художников-концептуалистов следует особо выделить картину Игоря Макаревича (род. 1943) – одного из наиболее значительных московских художников направления «концептуальное искусство». Макаревич был одним из основателей Московского концептуализма – течения, соединившего русскую литературную традицию с образом. Художник стал известен благодаря созданным им объектам, инсталляциям и фотографиям. Текст играл ведущую роль во многих его работах, как например в картине «Я люблю СССР», где художник отказался от привычных изобразительных форм. Предварительная оценка £15 000-£20 000. Макаревич выполнил свое произведение в Париже в 1989 году, во время своей первой поездки заграницу в начальный период перестройки, когда у советских граждан появились более широкие возможности путешествовать (как за рубежом, так и по своей стране) по сравнению с другими периодами советской истории. На Макаревича Париж произвел сильное впечатление, и во время пребывания в столице Франции художник создал несколько объектов и небольших инсталляций под названием «Я люблю Париж».

По поводу концепции выставки в Москве комментирует Ольга Осипенко, организатор проекта:
«Проект этой выставки исторически почти не имеет аналогов–выставка составленa из произведений современных русских авторов в общем контексте с работами зарубежного искусства.

Создание новых художественных рынков – одна из основных задач нашего аукционного дома, так же Сотбис всегда с готовностью содействует и поддерживает интерес к российскому искусству в международном масштабе.

Новый проект в Москве, на этот раз объединяющий русское и интернациональное современное искусство, создает особый контекст для произведений и российских, и зарубежных художников. Произведения Энди Уорхола, Демиена Хирста, Виллема де Кунинга и других западных классиков отобраны Сотбис в частных нью-йоркских коллекциях.

Представленные русские и западные художники равно значительны для своих национальных школ. Мы постарались так отобрать картины, чтобы показать взаимоотношение идей западных и российских художников, как например соц-арт и поп-арт. Мы надеемся что эта выставка будет далее способствовать широкому развитию интернационального рынка российского современного искусства.»

Работы будут выставлены в Аукционном доме Сотбис в Лондоне с воскресенья 11 февраля до среды 14 февраля. На выставке в Москве2 будут также экспонироваться работы, которые впоследствии будут предложены на продажу Нью-Йоркским отделением Сотбис.

Сотбис проводит аукционы, посвященные Русскому искусству, начиная с 1985 года. Дважды в год, в мае и ноябре, устраиваются торги в Лондоне. В 2006 году на торгах Сотбис за произведения русского искусства получена сумма в 82 миллиона английских фунтов стерлингов (это рекордная годовая сумма по продаже произведений русского искусства среди всех аукционных домов мира) – ежегодный торговый оборот за последние шесть лет увеличился в 20 раз (от четырех миллионов в 2000 году до 82 миллионов английских фунтов стерлингов в 2006). В 2005 году отделение Русской живописи и произведений искусства в Сотбис было шестым по величине, после таких устоявшихся направлений, как Импрессионизм и искусство XX века, Современное искусство, Старые мастера, Ювелирные изделия и произведения китайского искусства; оно поднялось на 12 место в 2004 году по сравнению с 26-м местом в 2003.

Сотбис в настоящее время принадлежит рекорд по продаже русского фарфора.

Встреча с московскими журналистами будет проходить на Якиманской набережной, 4/4, корпус 1, в пятницу 26 января. В Лондоне встреча с прессой состоится в аукционном доме Сотбис на New Bond Street в понедельник 12 февраля, в 10:30 утра.

*Оценки не включают buyer’s premium
** Эта общая итоговая сумма не включает итоговые суммы, полученные от продаж русских книг, карт и фотографий в Лондоне в 2006 году
1 Смотрите отдельный пресс-релиз
2 Москва, Якиманская набережная, 4/4, корпус 1

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года