Русские сокровища в Bonhams. Новые открытия

Алексей Харламов. Маленькая швея, обложка каталога

Журнал «Русское искусство» продолжает публиковать цикл путешествий по арт-рынку Европы Надежды Витольдовны Данилевич — аналитика международного антикварного рынка, биографа семьи Фальц-Фейн, автора книги «Барон фон Фальц-Фейн. Жизнь русского аристократа».

Нью Бонд-стрит самая известная для антикварных покупок улица Лондона, ее двери широко открыты для всех победителей в борьбе за красивую жизнь. Здесь вы увидите самые красивые витрины, здесь же имеет свою резиденцию Sotheby's под № 34-35, а под № 101 находится еще один старинный, аукционный дом Bonhams, название которого пока еще непривычно для русского уха.

Он ведет свою историю с XVIII века и только в нынешнем году он начал торговать русским товаром. Коллекция живописи и декоративно-прикладного искусства Russian sale, которая вышла на торги 27 ноября заслуживает внимания уже потому, что в ней было представлено большое количество самого разнообразного антикварного товара XVII-XX в.в. — более 300 лотов. Невероятно трудная задача получить такие ценности на продажу, если иметь в виду то, что русский сектор мирового рынка уже в течение 30 лет поделен между Sotheby's и Christie's. Естественно, что владельцы вещей, особенно дорогих и уникальных хотят за них получить больше, а потому предпочитают нести их в эти две знаменитые фирмы, которые называют «домами рекордов». И все же нельзя обойти вниманием русские торги Bonhams в Лондоне, они cтали событием для любителей русского искусства.

На обложке аукционного каталога помещена «Маленькая швея» Алексея Харламова, которая и стала самым дорогим лотом продажи — за нее неизвестный покупатель дал 500 тысяч фунтов стерлингов. Художник долгое время жил во Франции и Тургенев, восхищаясь его талантом, называл его русским Бонна. Харламовские головки девочек, похожие одна на другую, раньше продавались среди европейской живописи, чаще всего французской. Этот факт говорит о том, что русское искусство — если это не Айвазовский, Шишкин, Репин — лет 10-15 назад считалось настолько малоинтересным товаром, что Харламова выгоднее было продавать среди иностранной живописи. Как, скажем, Кандинского и Шагала. Времена изменились, сегодня на русских картинах и фарфоре аукционные дома зарабатывают невероятные прибыли. В цене поднялись художники «второго» ряда и Харламов вернулся в свой исторический контекст. Среди европейских художников его цена варьировалась от 25 000 до 50 000 тысяч, не больше. Полмиллиона фунтов стерлингов, а значит миллион долларов — это выдающийся рекорд.

«Маленькая швея» — не просто очередная «бедная Козетта» Харламова, которыми наводнен рынок, а самая лучшая его картина из тех, что выходили на аукционы за последние годы. Постоянно вращаясь на мировом рынке, живопись Харламова становилась все более популярной, а вместе с тем рос интерес к творчеству и биографии художника.

Судьба его удивительна. Отец был крепостным, не имел ни паспорта, ни фамилии, ничего не знал кроме рабского труда, и дальше деревеньки под Саратовом ничего не видел. А сын его Алексей закончил Императорскую Академию художеств в Петербурге, вошел в круг первых живописцев, общался с великими людьми своего времени, исполнял заказные портреты. Прославился, написав Тургенева и Полину Виардо. В Париже он учился у модного художника Бонна, и подражая ему, перешел на детские портреты. Говорили, что на волне успеха Харламов выписывал девочек-натурщиц из самой Италии. Конец его жизни, однако, был печален. Он скончался, забытый всеми, в бедной студии где-то под самыми крышами Парижа, заваленной его непроданными работами. Они достались в наследство несчастному русскому эмигранту, на руках которого он умер. Вот почему живопись Харламова на западных аукционах — не редкость, но найти картину, которая отражала бы истинную цену его выдающегося художественного таланта, как «Маленькая швея» непросто.

Еще об одном бесспорном шедевре русской живописи следует сказать несколько слов — о картине Николая Неврева «Крестьянские похороны». Это важно потому, что, во-первых, имя художника ни разу на аукционах не появлялось, по крайней мере, за последние лет пятнадцать. Во-вторых, потому, что созерцание картины доставляет исключительное удовольствие, так хорошо выстроена ее композиция, так приятен ее драгоценный золотистый колорит.

Интересно также и то, что по правилам жанра бытовой картины, она забавна по сюжету, несмотря на печальное название. И все же очевидные достоинства работы покупатели недостаточно оценили и она оказалась непроданной. Предполагаемая оценка была 45 000 — 65 000 тысяч фунтов стерлингов, а борьба прекратилась на отметке 38 000 ф.ст. Тем не менее, сам факт выхода на свет этой замечательной картины, неизвестной даже специалистам, очень ценен для историков русского искусства.

Пресса и телевидение живут сенсациями, сообщают только о рекордах, поэтому у общества складывается ложное представление, что аукционы существуют только для миллионеров. На самом деле антикварный рынок во всем мире держится благодаря так называемому среднему классу людей, а также большой массе мелких торговцев, покупающих недорогой товар, на котором можно заработать.

Так, например, в Bonhams в ценновой диапазон от 1000 до 15 000 тысяч фунтов стерлингов попадает 159 лотов из 340, в том числе и пара тарелок из знаменитого Кремлевского сервиза, сочиненного одним из лучших художников своего времени Георгием Солнцевым, (5800 ф.ст.), который прославился еще и как изумительный книжный иллюстратор — он оформлял, например, альбомы «Царская охота» и «Древности российского государства».

За 14 000 ф.ст. продан туалетный набор Фаберже из серебра и хрустального стекла, всего 10 предметов.

За 8 000 фунтов стерлингов ушел замечательный портрет Бориса Годунова неизвестного художника XVII в. Исключительно редкое сокровище, пережившее более трех столетий и при этом хорошо сохранившееся, интересно уже тем, что являет собой начало, самое зарождение портретного жанра в России.

Чудная маленькая вещь (35х25см) — «Лютнистка» Кондратия Степанова, напоминающая изяществом и законченностью живописи картины Викторианской эпохи, имела предварительную оценку всего в 2-3 тысячи фунтов стерлингов и ушла за 15 тысяч.

Удивительная ситуация сложилась с русским искусством на улице Нью Бонд стрит: достаточно было перенести картину из дома в дом — из Bonhams в Sotheby's и стоимость ее стала бы на несколько порядков выше.

Не выходила за пределы трех тысяч цена многих исторических лотов, связанных с царской семьей. Например, визитная карточка Александра III , или его письмо в траурной рамке, написанное в марте 1881 — вскоре после гибели отца — , в котором он благодарит королеву Викторию за орден Подвязки.

 
Кондратий Степанов. Лютнистка
Кондратий Степанов. Лютнистка
Николай Неврев.  Деревенские похороны
Николай Неврев. Деревенские похороны
Неизвестный художник. Портрет Бориса Годунова. XVII в.
Неизвестный художник. Портрет Бориса Годунова. XVII в.
Визитная карточка Александра III
Визитная карточка Александра III
Письмо Александра III королеве Виктории
Письмо Александра III королеве Виктории
Альбом с военными мундирами
Альбом с военными мундирами
Альбом
Альбом
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года