Аукцион «Произведения ювелирного искусства»

Аукцион «Произведения ювелирного искусства»

Christie’s, Женева, 15 ноября

Драгоценности на сумму более $40 млн. будут представлены на аукционе Christie’s в Женеве, международном центре ювелирного искусства.

В составе торгов – самые крупные камни и самые интересные исторические драгоценности.
Впервые будет представлен русский раздел драгоценностей. Специальный раздел из 15 русских украшений, включает два изделия 18 века из собрания драгоценностей Российской короны, которые были проданы в 1927 советским правительством. В раздел также включены изделия знаменитых русских ювелирных фирм – Фаберже и Болин.

В предисловии к своей подробной описи «Сокровищница бриллиантов и драгоценных камней России», опубликованной в 1925 году, профессор А.Е.Ферсман писал: «В сокровищницу бриллиантов России входит лучшая часть государственных ювелирных изделий и регалий, в прошлом принадлежавших царской семье». На страницах аукционного каталога Christie’s представлены два украшения из этой легендарной российской коллекции (лоты 268 и 269).

Серьги из аметиста и бриллиантов, XVIII век

Каждая серьга, выполненная в стиле жирандоль, состоит из трёх грушевидных аметистовых «капель», спадающих с бриллиантовых «листьев», увенчанных восьмигранным аметистом, обрамлённым бриллиантами в серебряной и золотой оправе. Изготовлены приблизительно в 1760 году, длина — 5.4 см.
Происхождениe: Драгоценности Российской Императорской Короны, Алмазный фонд, приблизительно 1760-1917 годы. Союз Советских Социалистических Республик 1917-1925 годы. Консорциум дилеров 1925-1927 годы. Приобретено С.Ж.Филипсом в 1927 году за 295 фунтов стерлингов.
В государственной описи 1925 года об этих восьми аметистах сообщается следующее: «По всей вероятности это первые подобные камни, добытые на Урале приблизительно в 1750-1760 годах». Уже в начале XVIII века Пётр Великий способствовал организации поиска драгоценных камней в России, благодаря чему сибирские аметисты насыщенного багряно-красного цвета пополнили число наиболее ценимых ювелирами мира камней.

Уникальная брошь в форме орла из драгоценных камней и бриллиантов, XVIII век

Сидящий на цветущей ветке орëл с распростёртыми крыльями держит в клюве жёлтый бриллиант огранки «бриолет», брошь покрыта изумрудами, рубинaми, сапфирами и бриллиантами огранки «подушечкой», в серебряной и золотой оправе. Изготовлена приблизительно в 1750 году, длина — 7.6 см, поцарапанный описной номер 4326 .881018
Происхождениe: Драгоценности Российской Императорской Короны, Алмазный фонд, приблизительно 1760-1917 годы. Союз Советских Социалистических Республик 1917-1925 годы. Консорциум дилеров 1925-1927 годы. Приобретено С.Ж.Филипсом в 1927 году за 180 фунтов стерлингов.
Помимо этих лотов в каталоге представлены и другие драгоценности различных стилей, эпох, изготовленные разными русскими ювелирными домами. Это, например, запонки выполненные в форме миниатюрной палитры художника (лот 255).
Раритеты из коллекции Екатерины Хенкель фон Доннерсмарк – принцессы русского происхождения:

Изумруды из коллекции принцессы Екатерины Хенкель фон Доннерсмарк упоминаются в архивах ювелирного дома Boucheron в 1882 году. Эти выдающиеся камни, добытые в легендарных копях Колумбии, были вставлены в бриллиантовое ожерелье ювелирным домом Chaumet, специально для принцессы. Ожерелье оценивается более чем в $1,3 млн.

Одна из самых больших в мире натуральных жемчужин в форме капли, весом 222,5 карат, происходит из исторического ожерелья, созданного Chaumet для принцессы Хенкель фон Доннерсмарк. Своим размером, качеством и историческим значением она вполне сравнима с жемчугом из знаменитых русских коллекций – Императорской или семьи Юсуповых.

Екатерины Хенкель фон Доннерсмарк родилась в Москве, и хотя провела большую часть жизни в Париже и Германии, умела ценить изделия русских ювелиров. Ей принадлежала рамка из золота и эмали, работы Фаберже. Рамка украшена эмалью-гильоше светло-синих тонов, бантом из розового золота и гирляндами цветов из разноцветного золота. Тыльная сторона выполнена из слоновой кости, подставка — из позолоченного серебра.
Рамка изготовлена приблизительно в 1890 году, ее размер 8.8 х 7.2 см; в оригинальном деревянном футляре Фаберже.
На рамке клейма пробирной палаты, подпись Фаберже, клеймо мастера «ВА» (кириллицей) — Виктор Аарнэ (1863 — после 1920 года) и поцарапанный описным номером 55882.
Иоган Виктор Аарнэ (1863 — после 1920 года) был финским мастером, работавшим на Фаберже с 1891 года. Он был известен своими золотыми и серебряными изделиями с эмалью и особенно эмалевыми рамками изящной и тонкой работы.
Популярность старинных украшений возрождается – мы видим это, просто наблюдая за кинозвездами, проходящими по красной ковровой дорожке Голливуда. Интерес к старинным драгоценностям, в частности к российским, приобретает универсальный характер. Несмотря на то, что серьги из сибирского аметиста из императорской сокровищницы были изготовлены сто пятьдесят лет назад и на протяжении веков служили украшением императриц, они столь же элегантны, и, главное, уместны сегодня.

 
Уникальная брошь в форме орла из драгоценных камней и бриллиантов, XVIII век
Уникальная брошь в форме орла из драгоценных камней и бриллиантов, XVIII век
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года