За эскиз Рубенса заплатили рекордные 7,7 млн. долларов

6 декабря, на вечернем аукционе Christie’s в Лондоне «Произведения старых мастеров из коллекции Энтона Филипса» был продан «Эскиз головы мужчины, анфас и профиль» Рубенса, за 7,7 млн. долларов. Это стало новым рекордом стоимости для эскизов фламандского матера живописи.

Картина, написанная в свободной манере маслом на доске, была исполнена в период с 1615 по 1617 год. Она представляет собой этюд для изображения одного из волхвов, а именно Мельхиора, в композиции «Поклонение волхвов», ныне хранящейся в Музее изящных искусств города Лиона во Франции. Точно неизвестно, кто конкретно послужил художнику моделью, однако смуглая кожа, простая рубаха и кожаная шапочка дают повод предположить, что это мог быть один из рабочих, нанятых для строительства и расширения дома Рубенса в Антверпене. Картина была обнаружена в 1934 году, когда некий доктор Дуглас Левис из Уимблдона принес в Christie's в Лондоне коробку с произведениями, приобретенными им на небольших провинциальных аукционах. Позже картина была приобретена Энтони Филипсом и все это время хранилась в его коллекции.

Одним из топ-лотов аукциона стала работа Яна Ливенса «Старик с черепом». Она была продана за 4,3 млн. долларов, при стартовой цене 1,2 млн. долларов. Ян Ливенс (1607-1674) был другом Рембрандта, и художники некоторое время даже работали в одной мастерской и писали одних и тех же натурщиков. История картины «Старик с черепом» известна чуть ли не с момента ее создания. Она была написала во второй половине 1620-х годов, а в 1640 году упоминалась в описи имущества соседа и покровителя художника, Яна Орлерса. Затем полотно находилось в собственности знаменитого английского трагика Бартона Бута, который прославился в ролях шекспировского репертуара. В начале XVIII века полотно оказалось к коллекции 1-го лорда Элиота, и больше не покидало семьи.

Как заявил Ричард Найт, глава международного департамента старых мастеров Christie’s: «На этих вечерних торгах были представлены разноплановые работы старых мастеров. Многие из них были новые для рынка, скажем, работа Яна Левинса, которая хранилась в одной семье более 200 лет и была продана по рекордной, для этого художника цене». Общий итог вечерних торгов старыми мастерами и британских картин составил – 38 млн. долларов. Сегодня пройдет вторая сессия торгов «Произведения старых мастеров и британская живопись».

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года