Торги Christie’s «Старые Мастера и графика XIX века»

Жан-Антуан Ватто (1684-1721). «Сюрприз»

Показ: 4 — 7 июля 2008 года, Лондон
Аукцион: 8 июля 2008 года, Лондон

ПОЛОТНО АНТУАНА ВАТТО «СЮРПРИЗ», НА ПРОТЯЖЕНИИ 200 ЛЕТ СЧИТАВШЕЕСЯ УТЕРЯННЫМ, БУДЕТ ВЫСТАВЛЕНО НА АУКЦИОНЕ CHRISTIE'S

Жан-Антуан Ватто (1684-1721)
«Сюрприз»
Эстимейт: £3,000,000-5,000,000

Лондон – Аукционный дом Christie’s объявляет о том, что картина французского художника Антуана Ватто (1684-1721) «Сюрприз», считавшаяся утерянной, найдена. Полотно было предположительно уничтожено, но его поиски велись на протяжении 200 лет. Публике оно было известно по копии, находящейся в Кoрoлевскoй коллекции Букингемского дворца и по старым гравюрам XVIII века. Картина была найдена в частном доме в Англии и будет выставлена 8 июля 2008 года на лондонских торгах аукционного дома Christie's «Старые Мастера и английская живопись». Ожидается, что полотно уйдет с молотка за рекордную для этого мастера цену в £3-5 миллионов.

Ричард Найт, директор международного отдела живописи Старых Мастеров Christie's, и Пол Рэйсон, директор и глава лондонского отдела живописи Старых Мастеров: «Находка полотна, местонахождение которого оставалось загадкой на протяжении 200 лет, — это не только одно из самых знаменательных событий последних лет. Она также предоставляет коллекционерам уникальную возможность приобрести произведение искусства, принадлежащее кисти выдающегося художника, находящееся в прекрасном состоянии. Мы с нетерпением ждем того момента, когда картина будет выставлена для широкой публики впервые за два столетия. Это произойдет в Лондоне с 5 по 7 июля. Мы ожидаем заинтересованности со стороны коллекционеров со всего мира. Полотно будет выставлено на аукцион 8 июля в Лондоне».

Полотно было написано около 1718 года и приобретено Николасом Эненом (1691-1724), советником французского короля, который был одним из самых преданных поклонников художника и его лучшим другом. Предполагается, что Ватто написал «Сюрприз» специально для Энена в паре с другим полотном под названием «Трезвучие», которое на сегодняшний момент находится в музее искусств Лос-Анджелеса. Легендарный ценитель и коллекционер живописи Пьер-Жан Марьетт в своей «Азбуке искусств» 1746 года назвал «Сюрприз» «одним из самых красивых» произведений Ватто.

После смерти Энена в 1724 году оба произведения перешли в собственность друга и биографа художника Жана де Жюльена (1686–1766), который сделал с них гравюры и опубликовал в своем «Recueil Jullienne». Судя по всему, он разделил парные полотна и продал их около 1756 года. После этого «Сюрприз» стал частью выдающегося художественного собрания Анжа Лорана де ла Лив де Жюлли, создателя первой серьезной коллекции французской живописи.

Каталог этой коллекции был опубликован в 1764 году, и в нем «Сюрприз» описывается как «выполненное игривыми мазками и расцвеченное красками Рубенса». В бурях Французской революции полотно исчезло с художественного горизонта, и следующее упоминание о нем датируется только 1848 г., когда холст «неизвестного художника» «Сюрприз» был описан в завещании английской леди Мюррей, от которой он перешел к семье нынешних владельцев. Однако до недавнего времени авторство и значение картины им оставались неизвестными.

Картина была написана на пике карьеры художника. На полотне изображен играющий на гитаре актер, который смотрит на сидящую рядом с ним влюбленную пару. Ватто обладал необычным импровизационным методом создания композиции своих произведений. Он отбирал наиболее удачные зарисовки человеческих фигур из своих набросков и затем переносил их на холст, на котором уже был изображен готовый пейзаж. Фигуры влюбленной парочки Ватто скопировал с танцующих фигур на знаменитом полотне Рубенса «Кермес» (около 1635). Сейчас упомянутое полотно Рубенса находится в Лувре, а в то время являлось частью королевского собрания Франции.

Жан Антуан Ватто родился во фламандском городке Валансьенне в 1684 году. В 1698-1701 он учился у местного художника Жерена, по настоянию которого копировал произведения Рубенса, Ван Дейка и других фламандских живописцев. В 1702 Ватто уехал в Париж и вскоре нашел учителя и покровителя в лице Клода Жилло. Ватто быстро превзошел в мастерстве своего учителя и 1708 поступил в мастерскую декоратора Клода Одрана. На основе традиций фламандского и голландского искусства Ватто создал новый стиль – рококо. Сюжеты, наиболее полно отвечающие вкусу художника, — галантные празднества. Этот жанр представляет собой сценки с модно одетыми дамами и изящными кавалерами на лоне природы. Ватто наполняет их чувством тоски по недостижимому миру мечты. Почти все картины Ватто небольшого размера. Это типичные образцы стиля рококо, ритмическая организация композиции в них красива и вычурна. Работы художника сразу привлекли внимание влиятельных коллекционеров и меценатов. В 1712 Ватто был представлен к званию академика и в 1717 стал членом Королевской академии живописи и скульптуры. Умер Ватто в Ножан-сюр-Марн 18 июля 1721.

НА ТОРГИ CHRISTIE’S В ИЮЛЕ 2008 ГОДА БУДУТ ВЫСТАВЛЕНЫ 3 РИСУНКА ГОЙИ, СЧИТАВШИЕСЯ УТЕРЯННЫМИ НА ПРОТЯЖЕНИИ 130 ЛЕТ

Лондон – Аукционный дом Christie’s 8 июля 2008 года выставляет на торги «Рисунки старых мастеров и графика XIX века» 3 рисунка Франсиско Гойи (1746-1828). В последний раз эти работы выставлялись на торгах, проведенных в Париже в 1877 году, после чего сочли потерянными. Это уникальные наброски художника, которые будут выставлены на торги по отдельности. Работы такого уровня на аукцион выставляются впервые за последние 30 лет. Ожидается, что общая сумма от продажи всех трех работ составит более £2 миллионов.

Руководитель международного отдела Cтарых Мастеров Christie's Бенджамин Пероннэ: “В последний раз эти рисунки Гойи были зафиксированы на аукционе в Париже в 1877 году, после чего их судьба была не известна. Каждый из рисунков является проявлением неистощимого воображения художника, которое снискало ему славу «пророка модерна». Мы рады чести предоставить эти исключительные произведения вниманию широкой общественности впервые за 130 лет. Рисунки Гойи, тем более такого качества и значимости, не часто появляются на рынке. Мы также рассчитываем привлечь внимание коллекционеров со всего мира к июльским торгам, когда эти рисунки будут выставлены на аукцион”.

Каждый из представленных рисунков некогда был частью личного альбома художника. Гойя начал вести личные альбомы в 1796 году, заполняя страницы набросками людей, находящихся в различных ситуациях и в разном расположении духа. Работы, выставляемые на торги, взяты из двух разных альбомов и представляют собой разные стили. Работы хранились в частной швейцарской коллекции; владелец передал их экспертам аукционного дома, которые подтвердили подлинность их авторства. Эскизы Гойи находятся в отличном состоянии, поскольку они никогда не вставлялись в раму и не подвергались воздействию солнечного света.

«Нисхождение» (Bajar riñendo) относится к альбому, получившему название «Ведьмы и старухи», который был составлен приблизительно в 1819-1823 годах и включал в себя лишь несколько набросков – помимо данного рисунка в него входил еще 21 эскиз. На рисунке представлена битва четырех женщин, летающих по воздуху. Начальная цена этого наброска составляет £800,000-£1,200,000.

«Констебль Лампинос внутри мертвой лошади» – этот рисунок из альбома «Образы Испании», почти весь он посвящен крестьянскому восстанию в Сарагосе в XVIII веке. Рисунок включает в себя подробное описание, в котором художник рассказывает о происхождении данного образа. Эстимейт составляет £600,000-£800,000.

Третий рисунок – «Покаяние» – часть того же альбома. Гойя изобразил сидящего человека, который молится перед распятием; его глаза обращены к небу, а рот открыт, как на известном полотне Эдварда Мунка «Крик». Этот рисунок оценен экспертами аукционного дома в £700,000-£900,000.

Christie’s является мировым лидером на арт-рынке. В 2007 году суммарная выручка от продаж составила £3.1/$6.3 миллиардов. Данные показатели отражают динамичный рост по сравнению с 2006 годом на 25% в £ и на 36% в $. Результаты были достигнуты благодаря проведению более 600 торгов на 14 мировых площадках, включая комиссионные сборы и частные продажи, составившие £268/$542 миллионов. В течение года было продано 793 произведения искусства по цене более чем $1 млн.

Приверженность принципам высочайшего профессионализма обеспечивает успех торгов, проводимых аукционным домом начиная с XVIII века и до наших дней. В последнее время Christie’s активно расширяется на развивающихся рынках Китая, Индии и ОАЭ, а также проводит успешные торги и выставки в Пекине, Дубае, Мумбае и России. Аукционный дом ежегодно проводит более 600 торгов, на которых представлены лоты более чем 80 категорий, включая все сферы изобразительного и прикладного искусства, ювелирные украшения, фотографию, вино и многое другое.

 
Рисунок Франсиско Гойи (1746-1828)
Рисунок Франсиско Гойи (1746-1828)
Рисунок Франсиско Гойи (1746-1828)
Рисунок Франсиско Гойи (1746-1828)
Рисунок Франсиско Гойи (1746-1828)
Рисунок Франсиско Гойи (1746-1828)
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года