Русские коллекционеры, меценаты и русский авангард. «Galerie Gmurzynska» в Лондоне

Александр ТИХОНОВ, коллекционер
Лондон — Женева

Восьмой Российский экономический форум, проходивший 11-12 апреля 2005 года в Лондоне неожиданно приобрел художественный оттенок. Под знаком русского авангарда прошла крупнейшая за пределами России встреча российских и зарубежных «капитанов» связанного с Россией мира бизнеса и финансов.

Идея соединить элиту мирового, и прежде всего российского, бизнеса с элитой мирового авангарда родилась у Кристины Гмуржинской и Матиаса Расторфера в результате предыдущего форума, в рамках которого «Galerie Gmurzynska» в первый раз в истории Российского экономического форума не только организовала, но и выступила спонсором проведения круглого стола «Корпоративная ответственность» («Corporate Responsibility»), в котором участвовали видные деятели российской культуры (В. Гергиев, А. Кончаловский, И. Роднина) и представители российского бизнеса (Альфа Банк, ЮКОС, GlaxoSmithKline-GSK).

В 2005 г. идея, родившаяся в ходе прошлогоднего круглого стола, проходившего под председательством М. Расторфера, нашла свое воплощение в выставке «Moscow Heat». Вернисаж состоялся накануне официального открытия форума, – 10 апреля, в Королевской академии искусств.
Элита русского авангарда, которым Галерея Гмуржинской занимается вот уже 40 лет, была представлена В. Кандинским, К. Малевичем, М. Ларионовым, А. Экстер, С. Делонэ, М. Шагалом, А. Архипенко, М. Ротко и др. Всего 38 больших и маленьких шедевров (как, например, рисунок К. Малевича размером меньше тетрадного листа). Произведения классиков мирового авангарда, определивших развитие изобразительного искусства ХХ века, предлагались в диапазоне цен от 90 тыс. евро (А. Родченко. «Room-Construction N.13») до 4 млн. евро. В последнем случае это было значительное полотно Л. Поповой размером приблизительно 120 х 70 см. Небольшого же М. Ротко («Black, Black on wine» 1968 г., около 60 х 45см), напоминавшего «Черный квадрат» К. Малевича, но без белых полей, можно было приобрести за 1,2 млн. евро. Картины М. Шагала стоили 900 тыс. за «Grandfathers’ Farm» и 2,8 млн. за «Nu a l’eventail et bouquet de lys». «Brace of Phesants» Х. Сутина 1926 г. — 900 тыс. евро и «Bust of a Woman-Symbolist Composition» К. Малевича (картон, гуашь и акварель) 1908 г. — 200 тыс. евро. Наиболее же интересным, на наш взгляд, был громадных размеров женский, в полный рост, портрет кисти М. Ларионова, датированный 1907 годом, представленный на выставке частным коллекционером. Как сказал присутствовавший на вернисаже известный московский коллекционер Валерий Дудаков, интервью с которым «Независимая Газета» опубликовала 8 апреля, такая работа могла бы стоить не менее 750 тыс. долларов. Но пока она не продается.

Что касается элиты российского и западного бизнеса и финансов, то для нее после вернисажа в самом выставочном зале в Королевской академии искусств были накрыты столы для торжественного ужина, данного Российским экономическим форумом в честь наиболее почетных гостей (top VIP guests). Здесь они могли спокойно обмениваться мнениями о выставленных произведениях. Среди других на ужине присутствовали Петр Авен (Президент, Альфабанк), Лен Блаватник, Сергей Карпухович (старший Вице-президент, Access Industries), Чарльз Райан (Председатель правления и Главный исполнительный директор, Объединенная Финансовая Группа, Москва), лорд Ротшильд (Председатель, RIT Capital Partners), Питер Мэндельсон (Комиссар по торговле Европейской Комиссии). Большинство из гостей как вернисажа, так и ужина «при авангарде» известны также и тем, что в свободное от работы время коллекционируют произведения искусства, в первую очередь живопись. Преимущественно русскую. Но если некоторые из приглашенных удостоились чести быть включенными в знаменитый список «Форбса», то пока ни один из них не фигурирует в списке ста крупнейших коллекционеров и меценатов мира, который ежегодно публикует издающийся в Америке журнал «Art News».

Уместно в этом контексте заметить, что на Западе практически только Галерея Гмуржинской сочетает коммерческую деятельность на «русском направлении» (а сейчас многие галеристы и антиквары мира разыскивают по всему свету произведения русского искусства, чтобы предложить его русским коллекционерам как в самой России, так и за ее пределами) с просветительскими устремлениями. При этом последовательно развивает тему меценатства – как корпоративного, так и индивидуального. «Независимая Газета» уже писала в прошлом году о Международной конференции по вопросам меценатства, проведенной Галереей Гмуржинской в рамках Арт Колонь. В начале этой статьи упоминался круглый стол на тему социальной и моральной ответственности частного российского бизнеса в сфере культуры, проведенный в рамках Седьмого Российского экономического форума. 11 апреля 2005 г. в рамках Восьмого форума Галерея Гмуржинской вновь провела круглый стол на тему «Меценатство и его место в российском обществе» (Philanthropy and its Place in Russian Society). Участники дискуссии в этот раз сконцентрировали свое внимание на опыте российского меценатства в последние годы и на его сравнении с меценатством в других странах, где филантропическая традиция имеет беспрерывную многовековую историю. Основные доклады по этой теме были сделаны Матиасом Расторфером — деловым партнером Галереи Гмуржинской; Ольгой Алексеевой — директором Фонда благотворительной помощи (Москва); Майклом Йорком — актером и писателем, приехавшим специально по этому случаю из ЛосАнжелеса, известным в России своим фильмом «Московская жара» («Moscow Heat»); Норманом Розенталем, директором Королевской академии искусств (Лондон); Андрисом Лиепой, Председателем Правления благотворительного фонда им. Мариса Лиепы, и другими российскими и западными специалистами.

Некоторые из посетителей вернисажа произведений русского авангарда приняли участие и в круглом столе. Интерес, проявленный ими как к авангарду, так и к меценатству, удачно соединенным вместе на Восьмом Российском экономическом форуме, позволяет надеяться на то, что вскоре имена русских меценатов появятся в престижнейшем списке журнала «Art News». Может быть, стоило бы публиковать такой список и в России. Имена многих современных меценатов известны, но, как правило, лишь в узком кругу тех культурных учреждений, которым они оказывают помощь. Достаточно назвать АФК «Система», Председатель правления которой Владимир Евтушенков является и Главой Попечительского совета Русского музея, или Фонд «Екатерина» и лично Владимира Семенихина. Именно благодаря этим меценатам в мире узнали русских бубнововалетовцев. Смог с ними ближе познакомиться и российский зритель на выставках в Русском музее и Третьяковской галерее. Необходимо назвать и Виктора Вексельберга, Исполнительного директора по развитию газового бизнеса в ТНК-БП Менеджмент, который является членом Попечительского совета Большого театра в Москве (выступление последнего на форуме в Лондоне — в своем первом качестве — вызвало большой интерес как у его участников, так и у журналистов). Список можно было бы продолжить, пополняя его ежегодно, внося в него только тех меценатов, которые согласятся на это. Российские эксперты, принимавшие участие в круглом столе, весьма скептически отнеслись к этой идее, высказанной автором: в ходе дискуссии оппоненты заявили, что больше десятка имен в таком списке вряд ли наберется. И все же российское общество российское общество должно иметь возможность по достоинству оценить вклад, который частный бизнес вносит в развитие российской культуры. На мой взгляд, это необходимо для возрождения и развития тех замечательных традиций российского меценатства, которыми так богата история нашей страны.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года