Изменение цен на отечественном рынке

Каковы тенденции изменения цен на отечественном рынке русской живописи конца XIX – начала XX веков?


С этим вопросом мы обратились непосредственно к участнику этого рынка, в антикварно-художественное Объединение «Магнум Арс».
Отвечает заместитель генерального директора Объединения Игорь Кернер.

Рынок русской живописи, сформировавшийся в первой половине 1990-х годов, пережил кризис 1998 года и затем подъем в 2000-2002 годах. Наступает новый этап развития отечественного рынка, этап, когда динамика изменения цен все в большей мере определяется дефицитом произведений высокого художественного уровня.

Российский арт-рынок, являющийся, прямо скажем, не вполне прозрачным, в своей ценовой политике все меньше и меньше ориентируется на открытые западные аукционы русской живописи. На них, кстати, ситуация определяется российскими же покупателями. Вообще складывается интересная картина. Для ввоза произведений искусства в Россию границы сейчас открыты. И учитывая, что практически все конечные покупатели русского искусства находятся в России, можно говорить о едином мировом рынке русского искусства, цены на котором определяются российским капиталом, готовым к инвестированию в эту область, а также мировым предложением произведений русского искусства.

Следует отметить, что на сегодняшний день на русском арт-рынке количество капитала, готового к инвестициям в старое искусство, значительно превосходит количество предлагаемого товара достойного, высокого качества. А это стимулирует существенный рост цен. Этот рост на произведения русских авторов как в самой России, так и за рубежом, за последние годы был более значителен, чем на западную живопись на мировом арт-рынке. За последние одиннадцать лет западная живопись подорожала в среднем в два-три раза, что составляет 7-10 % в год, в то время как русская живопись (кроме авангарда) подорожала в среднем в тридцать (!) раз, что составляет 35-40 % ежегодного роста.

Согласно нашим исследованиям, цены на произведения старой русской живописи растут неоднородно. Так, например, цены на авангард, который является единственной частью русского изобразительного искусства, по-настоящему глубоко интегрированной в мировую культуру и давно имеющей устойчивый спрос среди крупных западных покупателей, росли не столь значительно. То есть, этот рынок достаточно стабилен.

Напротив, на произведения классической русской живописи (на работы передвижников, представителей академической школы) цены росли и продолжают существенно расти.

Интересна динамика роста цен на произведения авторов начала XX века.
В качестве примера возьмем объединение «Союз русских художников», в которое входили мастера разной эстетической и мировоззренческой ориентации. Как известно, Союз объединял художников московской и петербургской школ, утверждавших русскую национальную самобытность в изобразительном искусстве. Вместе с тем, уже с первых выставок объединения были очевидны глубокие, а подчас и непримиримые эстетические расхождения москвичей и петербуржцев как в тематике, так и в стилистике произведений, приведшие к расколу Союза. Несхожесть таких авторов, как А.Бенуа и А.Архипов, Л.Бакст и А.Степанов, М.Нестеров и Ф.Малявин естественным образом повлияли и на «несинхронность» изменения рыночного интереса к ним.

Так, например, на произведения многих «мирискусников» цены существенно росли в первой половине 1990-х годов, что было связано с переосмыслением отношения к этому направлению в искусстве. Последние три года рост цен продолжается, но уже не столь высок, как в середине 1990-х, и составляет 20-25 % ежегодно.

Что касается динамики цен на произведения московской школы, то она труднее поддается какому-либо обобщению в силу отсутствия стилевого единства среди «москвичей». К примеру, пик популярности К. Юона пришелся на середину 1990-х годов. В это же время работы Ф.Малявина выросли в цене в несколько раз по сравнению с серединой 1990-х гг. Значительно выросли цены на работы А.Архипова, В.Борисова-Мусатова, Н.Крымова.

Формально состоящие в Союзе, но в силу масштаба и самобытности таланта выходящие за ограничительные рамки тех или иных групп В.Серов и Н.Врубель на арт-рынке традиционно редки и существенно дорожают. В том же ряду первых величин – М. Нестеров, продажа работы которого «Видение отрока Варфоломея», ушедшей за $ 738 500 в мае этого года на «Sotheby`s» иллюстрирует рост цен на произведения «первого ряда». Не ослабевает интерес к самобытному Н.Рериху.

Устойчив и в последние годы все более значителен рост цен на работы таких авторов, как И.Грабарь, С.Жуковский, В.Переплетчиков, И.Остроухов, чьи имена нечасто встречаются на западных аукционах, но зато нередки в российских галереях.

Что касается прогноза динамики цен на российском арт-рынке, можно предположить, что будут в целом сохранены тенденции последних двух-трех лет. Думается, что в ближайшие год-два эпоха перераспределения художественной собственности закончится в силу ограниченности материала, находящегося в крупных, оставшихся после советских времен, коллекциях, многие из которых активно распродавались с начала 1990-х годов.

В настоящее время большая часть значимых художественных произведений уже сконцентрирована в руках состоятельных владельцев, которые в ближайшем будущем, вероятно, не вознамерятся их продавать. В связи с этим можно прогнозировать еще более существенный рост цен на русское искусство, а именно на произведения высокого художественного уровня.

Иллюстрации 1. А.К. Саврасов (1830-1897) Сосновый лес Х., м. 50,5 х 36 По нижнему краю подпись и авторская надпись: А. Саврасовъ Лосиный островъ. Москва 1993. Магнум Арс (Москва). 7 000 $

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года