Арт Базель 36: невиданный успех

Александр Тихонов
Базель-Женева

Когда в середине 60-х годов прошлого века владельцы галерей, до этого практически монопольно державшие мировой художественный рынок (прежде всего коллекционеров) под контролем, ощутили угрозу своим позициям со стороны аукционных домов, то перешли с национального уровня на глобальный, мировой. Механизм перехода выдумывать не было необходимости. Как на национальном, так и на мировом уровне он успешно работал на протяжении многих веков – это были ярмарки, на которых продавалось все, что производилось на данный момент. Все, кроме произведений искусства. Хотя были и исключения. Наиболее известными являются две ярмарки. С начала 30-х годов прошлого века – Гросвеноровская ярмарка антиквариата в Лондоне, с середины 50-х годов – Парижская Бьеннале антикваров. Однако обе были и остаются по преимуществу ярмарками национальными, а не всемирными.

Идея продавать на ярмарках только современное искусство, реализованная во второй половине 60-х годов кельнскими галеристами (1968 г.), спустя всего один год была подхвачена в Базеле. Здесь в 1969 г. прошла первая художественная ярмарка современного (modern) искусства, под которым подразумевалось тогда преимущественно искусство первой половины ХХ века.

Со временем к «классическому модерну» дирекция ярмарки добавила и современное искусство. Это позволило Базельской ярмарке расширить не только предложение, но и состав участников. На стендах 275 галерей, отобранных среди 850 кандидатов, на протяжении семи дней в июне 2005 года (14 – 20 июня) были представлены работы почти всех художников ХХ и ХХI веков, как уже вошедших в историю искусства (таковые предлагались на элитном первом этаже), так и тех, которые со временем возможно обретут «исторический» статус. На втором этаже современное искусство представляли стенды около 200 галерей, однако русское искусство было представлено более чем скромно — в основном на стенде московской галереи «XL», впервые принимавшей участие в самой престижной мировой ярмарке «классического модерна» и современного искусства: директор Базельской ярмарки Самуэль Келлер и Комитет ярмарки хотели «открыть дверь» не специально «XL», а России.

Будучи единственным кандидатом из России, дважды подававшим заявку на участие, галерея «безразмерного» искусства на этот раз стала членом самой элитной в мире ярмарки современного искусства. Во сколько обошелся «входной» билет, то есть оплата стенда, присутствовавшие на нем сотрудники, сославшись на коммерческую тайну, ответить отказались. Возможно, для этого у них были свои резоны. Организаторы же ярмарки из цен за свои услуги секрета не делают: 286 евро за квадратный метр стенда. В отличие от всех остальных участников ярмарки, галеристы из России под каждым из восьми выставленных на продажу произведений указали и цену — от 3,5 до 36 тысяч евро. На некоторых стендах второго этажа можно иногда было видеть на этикетках под произведениями искусства желтый кружочек, который информировал потенциального покупателя о том, что цена на данное произведение искусства вполне доступна – не более 5 тысяч евро.

Гораздо больше русской живописи, преимущественно русского авангарда, было выставлено на первом этаже, резервированного в основном для элиты мирового художественного бизнеса, из года в год на протяжении многих лет участвующей в Базельской ярмарке. Наиболее полно был представлен русский авангард на стенде «Galerie Gmurzynska» – далее «GG» – (Кельн, Цуг и Санкт Мориц), принимающей участие в ярмарке с момента ее основания, то есть в 36-й раз! Графика Казимира Малевича и Николая Суэтина, подвесная конструкция Александра Родченко, картины Хайма Сутина («Brace of Pheasants», около 1926 г.) и Марка Шагала («Grandfather's Farm», 1914 г. и «Nu a l'eventail et bouquet de lys» 1927 – 1928 гг.), коллажи Анатолия Брусиловского. Гвоздем же экспозиции стенда Кристины Гмуржинской и Матиаса Расторфера, директора галереи, явилась серия из шести фотографий Эйфелевой башни («Series of the Eiffel Tower»), сделанных Лазарем Эль-Лисицким в 1928 г. Это были самые маленькие (9х13 см) фотографии из всех, обильно представленных как на первом, так и на втором этажах. Однако не много нашлось бы на ярмарке фотографий, которые стоили бы 300 тысяч долларов. Но это был Лисицкий – одна из ключевых фигур русского конструктивизма, чьи фотографии крайне редки на мировом художественном рынке. Тем более серия. Тем более Эйфелева башня, «сериально» воспетая в масле немногим ранее другим авангардистом – французом Р. Делонэ. Все это и определило цену. Рисунки Суэтина и Малевича, размером чуть больше упомянутых выше фотографий, стоили от 80 до 100 тысяч долларов. Если сравнить цены на классический русский авангард у «GG» и на современное русское искусство у «XL», то можно увидеть разницу между первым и вторым этажами ярмарочной экспозиции: один рисунок карандашом Н. Суэтина (80 тыс. долл.) стоил почти столько, сколько вся экспозиция московской галереи! Некоторые из этих работ были проданы. Как например «Hanging Spatial Construction no. 11 (Square in Square)», edition no. 8 (0/7-7/7), 1920-1921/1993» Александра Родченко, которая была приобретена еще до официального открытия ярмарки, состоявшегося 14 июня в 17 часов. Вход на вернисаж был по приглашениям, которые и Комитет, и представленные на ярмарке галереи рассылают по своим спискам. Надо сказать, что на длившемся до девяти вечера вернисаже увидеть что-нибудь толком было нелегко. Поэтому для наиболее ценимых галереями и организаторами ярмарки поклонников классического модерна и современного искусства просмотр устраивается отдельно, еще до официального вернисажа. Практически уже с 10 часов утра 14 июня эти счастливые обладатели специального приглашения, рассылающегося по VIP-списку и дающего его обладателям право первого выбора («First choice»), начали обследование интересующих их стендов.

Впервые за всю 36-летнюю историю Базельской ярмарки весьма заметным было присутствие русскоговорящих ценителей современного искусства. Так, на стенде Галереи Гмуржинской автор встретился с известной московской галеристкой Натальей Курниковой, в сопровождении своей семьи внимательно знакомившейся с экспозицией галереи. Были такого рода встречи и на других стендах, из чего можно сделать вывод, что русские коллекционеры интересуются не только Айвазовским и Маковским.

Как было сказано, цены у Галереи Гмуржинской указывались в долларах, а не в евро. Объясняется это тем, что с 2002 г. Базельская ярмарка проходит не только в Швейцарии, но и в Америке, где, как известно, живут самые состоятельные коллекционеры и находятся самые богатые музеи, являющиеся основными покупателями искусства ХХ и ХХI века в его самых лучших проявлениях. За что нужно платить не просто дорого, но очень дорого. А очень дорого платить могут, и платят, именно американцы. Поэтому, начиная с 2002г., руководство Базельской ярмарки решило проводить в декабре в Майами американское «издание» швейцарского варианта. А Галерея Гмуржинской участвует в американской ярмарке с ее основания, то есть с 2002 г. И цены там, естественно, в долларах. И чтобы не утруждать своих американских коллекционеров излишними подсчетами и пересчетами, цены везде – и в Европе, и в Америке – у «GG» даются в долларах. К тому же курс его по отношению к евро оставляет желать лучшего. Психологически все рассчитано верно: американский покупатель знает, что в Европе он будет платить так же, как и у себя дома – в долларах. Стратегия, как показали результаты ярмарки, выбрана была правильно. Матиас Расторфер по завершении ярмарки с удовлетворением и со свойственной ему лаконичностью подвел итог: «Art Basel – это место встречи, имеющее абсолютное («a must») значение для мировой художественной сцены. Высокое качество традиционно представляемых на ней работ классиков ХХ века в этот раз было даже на ступеньку выше, чем ранее. Мы продали американским и европейским коллекционерам работ более чем на два миллиона евро».

   Заметим попутно, что расходы на участие в ярмарках, а «GG» на протяжении года участвует в четырех наиболее престижных – Art Cologne (Германия), Art Basel (Швейцария), ARCO (Мадрид, Испания), Art Basel Miami Beach (США) — из восьми ярмарок искусства ХХ и ХХI веков на европейском континенте колеблются от 100 до 180 тысяч евро. «GG» также участвовала в TEFAF (Маастрихт, Голландия), FIAC (Париж, Франция), Palm Beach Art Fair (Майами, США). Галерея была членом комитета некоторых из этих ярмарок (Art Cologne, ARCO, FIAC) и в настоящее время является членом Комитета (Selection Committee) Art Basel Miami Beach.

Как сказала автору Кристина Гмуржинска, с текущего года галерея впервые будет участвовать в Московской международной ярмарке («Moscow World Fine Art Fair»), которая пройдет в Манеже с 20 по 26 сентября. Наряду с «GG» в ней будут участвовать еще 59 галерей со всего мира и около 20 наиболее известных ювелирных фирм. Так что любители русского авангарда, которые не имели возможности побывать в Базеле, смогут познакомиться как с «GG» и ее коллекцией, так и с Кристиной Гмуржинской и Матиасом Расторфером. На протяжении многих лет они не только «вписывают» искусство русского авангарда в мировую историю искусства, но и активно содействуют формированию как частных, так и государственных коллекций русского (и не только) авангарда на Западе. В качестве одного из многих примеров упомянем в этой связи Музей Людвига, хорошо известный и в России.

Зная непростую историю «бытования» русского авангарда на мировом рынке, в особенности с конца 80-х годов, нельзя было не задать вопроса о качестве современного предложения произведений русского авангарда на мировом рынке вообще, и в «GG» в частности. Матиас Расторфер признал, что проблема существует и сегодня. Это отрицательно сказывается как на отношении коллекционеров к русскому авангарду, так и на самом рынке его произведений. Что же касается «GG», специализирующейся на русском авангарде с 1965 г., то накопленный на протяжении десятилетий опыт «общения» с русским авангардом, помноженный на тесное сотрудничество галереи с наиболее авторитетными специалистами всего мира в этой области, в том числе и из России, привлекаемых «GG» в случае необходимости для проведения соответствующей экспертизы, равно как и документированный провенанс произведений, позволяют галерее успешно избегать подводные рифы торговли таким непростым, но захватывающим материалом, как русский авангард. Добавим от себя, что 40-летнее присутствие, да и не только присутствие, а лидирующее положение «GG» на мировом рынке русского авангарда говорит само за себя. Равно как и постоянное расширение сферы деятельности галереи, возникшей в Кельне, а затем открывшей галерею в Цуге, маленьком швейцарском городке, с плотностью населения миллионеров/ардеров на один квадратный километр впечатляющей даже по швейцарским стандартам, в декабре прошлого года – в самой фешенебельной деревне мира Санкт Морице. А сразу же после московского дебюта «GG» отпразднует 40-летний юбилей открытием галереи в самом центре Цюриха, на Парадеплатц 2, которая по размерам выставочной площади превзойдет все три существующие уже галереи вместе взятые.

40-летний юбилей в этом году отмечает и мюнхенская «Galerie Thomas», специализирующаяся на «классическом модерне». Галерея представила на базельском стенде и несколько работ русских художников. Среди них особо выделялись четыре картины А. Явленского, прожившего в Мюнхене почти 20 лет. Наиболее интересным являлся портрет Елены Незнакомовой (бывшей домработницей Марианны Веревкиной и возлюбленной А. Явленского, которая в 1903 г. родила ему сына Андрея), ставшей в 1923 г. официальной женой художника. Написанный в Мюнхене в 1913 г. редкий портрет (масло, картон, 53,5х49,8 см) оценивался соответственно – в 2.850.000 евро! Он стал самым дорогим полотном из представленных на стенде галереи. Чуть меньше был оценен натюрморт с кувшином и яблоками («Stilleben mit Krug und Apfeln»,1908, масло, картон, 58,5х68 см) – 1.700.000 евро. По сравнению с этими шедеврами две небольшие «вариации» позднего периода стоили совсем «недорого» – 225 и 265 тысяч евро. Приблизительно столько же стоил и С. Поляков – 245 тысяч евро. Поздний Шагал «Le chemin vers Baou» (холст, масло, 92х73 см) предлагался за 1.280.000 евро.

Возвращаясь к Алексею Георгиевичу Явленскому (1864 – 1941), вызвавшему большой интерес и у русских посетителей Базельской ярмарки, с которыми автору пришлось встретиться на стенде «Galerie Thomas», то его работы относятся к числу одних из самых дорогих – для русских художников – и на аукционном рынке. Причем цены на него стремительно растут, что можно видеть из сравнения цен, по которым были проданы в последние годы его три самые дорогие картины. Так, в октябре 2002 г. «Halbakt» (около 1912 г., картон, масло, 73,3х52 см., Сотбис, Лондон, 8 октября 2002 г., лот 13, воспр. на стр. 51, оценка 875.000 – 1.130.000 ф.ст.) была продана за 1.521.670 ф.ст. (2.426.650 евро.). В ноябре того же года Кристис в Нью-Йорке продает «Junges Madchen mit den grünen Augen” (c.1910 г., 6 ноября 2002 г., лот 29, оценка 1.200.000 – 1.600.000долл.) уже за 3.309.500 долл. А год спустя, также в Нью-Йорке, но уже снова Сотбис продает работу А. Явленского почти в три раза дороже предыдущей – за 8.296.000 долл.! («Schokko (Schokko mit Tellerhut)», c.1910 г. картон на холсте, масло, 75х65,1 см., Сотбис, Нью-Йорк, 5 ноября 2003 г., лот 20, оценка 5.000.000 – 7.000.000 долл. ).

Русский авангард – от А. Экстер до А. Брусиловского – предлагался также на стенде берлинской галереи «Stolz», вышедшей на рынок русского авангарда 25 лет назад в Кельне, а с 2000 г. обосновавшейся в германской столице. Цены здесь были более доступными, чем у двух других германских галерей, упоминавшихся выше — «Galerie Gmurzynska» и «Galerie Thomas». Если цены на коллажи Брусиловского были в районе 12 тысяч евро, то коллажи Галаджева, Телингатера и Кулагиной были в два с половиной раза дороже. А «Farbrhytmen» А. Экстер – в десять с лишним раз дороже последних. Так же как и у «Galerie Thomas», на стенде была работа одного из ведущих представителей «русской» парижской школы А. Ланского («Confiance»), за которую просили около 100.000 евро. Интересно отметить, что только начавшие появляться на мировом рынке работы не очень известного Петра Степановича Галаджева (1900–1971 гг.) на аукционе стоят гораздо дороже. В первое же свое появление на открытом рынке его работа «Коллаж с шахматной доской» («Collage with Chessboard», 1924, дерево, металл, 60х54 см., Сотбис, Нью Йорк, 21 апреля 2005, лот 95, воспр. на стр. 175) была оценена в 70 – 90.000 долл., а продана за 102.000 долларов.

Так же как и для «GG», участие других галерей в 36-й Базельской ярмарке было успешным. Многие из 56 тысяч ее посетителей ушли не с пустыми руками. Как свидетельствует обзор, проведенный администрацией ярмарки, все участвовавшие в ней галереи нашли покупателей на выставленные произведения. Многие из галерей объявили, что такого уровня продаж у них никогда ранее не было. Собственно именно это и предопределяет успех коммерческого предприятия, каковым является ярмарка. С. Келлер, директор Арт Базель с 2000 г., входящий по результатам исследования авторитетного американского журнала «Art News» в первую десятку ста самых могущественных участников мирового художественного рынка, по окончании ярмарки заявил, что «36-е издание «Art Basel» явилось одним из самых успешных за всю историю ее существования. Галереи показали в Базеле лучшие работы, которые они могли предложить рынку. И их усилия были щедро вознаграждены».

...............

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года