Государственная Третьяковская галерея (ГТГ)

Ст. м. «Третьяковская», Лаврушинский пер., 12
Ежедневно 10.00-19.30 (касса до 18.30), кроме пн
Тел. 951-13-62

Государственная Третьяковская галерея основана московским купцом и текстильным фабрикантом Павлом Михайловичем Третьяковым в 1892 году. В советское время галерея была национализирована, ее собрание увеличилось до 100000 произведений за счет присоединения фондов ряда упраздненных музеев, национализированных частных коллекций, покупок, даров советских граждан и зарубежных соотечественников. В 1986 году настало время приступить к реконструкции основного здания Третьяковской галереи. Авторы проекта (архитекторы И.М. Виноградский, Г.В. Астафьев, Б.А. Климов и другие) своей главной задачей поставили сохранить облик исторического ансамбля. Центр комплекса – основной дом и «щусевский корпус» были расширены за счет застройки двух внутренних дворов. Здесь разместилась основная экспозиция.

В 1989 году был построен еще один новый корпус, уже с южной стороны от основного здания. Он предназначался для выставочных залов, конференц-зала, информационно-вычислительного центра, детской изостудии. В этом же здании находится большая часть инженерных систем и служб, поэтому оно получило название «Инженерный корпус».

Принципиальной особенностью проекта было включение в музейный ансамбль храма Святителя Николая в Толмачах (памятник архитектуры XVII века). Ныне он восстановлен, освящен и действует в статусе домового храма-музея при Третьяковской галерее. В 1986 году к галерее на правах отделов был присоединен ряд мемориальных московских музеев: Дом-музей П.Д. Корина, Дом-музей В.М. Васнецова, Музей-квартира А.М. Васнецова, Музей-мастерская А.С. Голубкиной. В связи с этим галерея получила статус Всесоюзного музейного объединения (с 1994 года – Всероссийское).

В апреле 1995 года для посетителей открылась обновленная экспозиция классического русского искусства в Лаврушинском переулке. Традиционный маршрут и расположение материалов были во многом сохранены. В новом-старом доме Третьяковской галереи стало возможным значительно расширить экспозицию древнерусского искусства, выделить залы для скульптуры XVIII – первой половины XIX века и рубежа XIX-XX веков. Требующая особого светового режима графика теперь демонстрируется в специально оборудованных залах, появилась «Сокровищница», где можно увидеть произведения прикладного древнерусского искусства, миниатюры, иконы в драгоценных окладах.

Застройка внутренних двориков дала возможность создать новые залы для картин К.П. Брюллова, А.А. Иванова, И.Н. Крамского, А.И. Куинджи. Самый большой из них был специально спроектирован для огромного декоративного панно «Принцесса Греза» М.А. Врубеля (1896), поступившего в галерею в 1956 году из Государственного академического Большого театра СССР.

Еще в 1953 году из Большого дворца Московского Кремля было передано пятиметровое полотно И.Е. Репина «Прием волостных старшин Александром III во дворце Петровского дворца в Москве» (1886), которое писалось по «высочайшему» заказу. Оно также включено в новую экспозицию.

Многие коллекционеры дарили галерее произведения искусства, продолжая традицию ее основателя П.М. Третьякова. Музей всегда с благодарностью принимал и принимает как отдельные работы, так и коллекции из частных собраний. Невозможно перечислить всех дарителей, упомянем лишь некоторых.

Так, знаменитая картина В.М. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» (1896) поступила в Галерею в 1908 году от великой княгини Елизаветы Федоровны и великой княжны Марии Павловны.

Ленинградский коллекционер Мира Константиновна Басевич в 1961 году подарила галерее замечательные работы А.Н. Бенуа, П.В. Кузнецова, К.С. Петрова-Водкина, Н.К. Рериха, М.С. Сарьяна. В их числе была картина «Купание красного коня» (1912).

Константин Георгиевич Костаки передал галерее в 1977 году большую коллекцию, включающую такие шедевры, как «Портрет М.В. Матюшина» (1913) К.С. Малевича, «Суд народа» (1934) С.Б. Никритина, «Головы. Симфония Шостаковича» (1927) П.Н. Филонова, «Ландыши» (1916) М.З. Шагала.

Известный живописец и график Татьяна Алексеевна Маврина принесла в дар галерее коллекцию икон, а также свою работу «Портрет А.Ф.Сафроновой с дочерью» (1938).

Всемирно известная арфистка, народная артистка СССР, профессор Московской консерватории Вера Георгиевна Дулова завещала Третьяковской галерее лучшие картины и рисунки своего собрания (всего 58 произведений). Среди них «Домик в провинции. Весна» (1878) А.К. Саврасова.

В настоящее время в 62 залах Государственной Третьяковской галереи представлены все периоды развития русского искусства от X века до начала XX.

 
Галерея при Третьякове в 1898 году
Галерея при Третьякове в 1898 году
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года