Русские торги в Стокгольме

Аукционный дом Stockholms Auktionsverk
Nybrogatan 32, Stockholm, Sweden

9 декабря старейший в мире аукционный дом Stockholms Auktionsverk провел вторые ежегодные Русские Торги. Их устроителем является Иван Самарин, русский арт-эксперт, живущий в Лондоне. На торгах было выставлено около 200 лотов, общей стоимостью примерно 5 миллионов долларов: около 150 картин, предметы мебели, серебро и прикладное искусство.

Торги Stockholms Auktionsverk, прошедшие в декабре прошлого года, были первыми Русскими торгами за пределами Лондона и Нью – Йорка. Тогда общая сумма с продажи предметов искусства составила шесть миллионов долларов.

По предваоительной оценке собого внимания заслуживали шесть произведений Ивана Айвазовского, самое интересное из которых – ранее неизвестный вид Стокгольма. На картине, оцененной в 300 000 – 500 000 евро, изображен Шведский Королевский Дворец. Она написана, предположительно, на основе наброска, сделанного Айвазовским, когда он устраивал персональную выставку в столице Швеции летом 1877 года.

Сам факт проведения Айвазовским выставки в Стокгольме был ранее неизвестен, и был недавно открыт в московских архивах господином Самариным, который является автором книги “Sea, Cities & Dreams, The Paintings of Ivan Aivazovsky”. Эта новая информация значительно изменит наше восприятие великого художника 19 века.

«На этой картине перед нами раскрывается еще одна грань таланта Айвазовского», говорит господин Самарин. «Будучи мастером южных и морских пейзажей, он также с огромным интересом писал виды другой Северной Столицы».

Еще одна значительная работа на торгах – это макет Александровской Колонны на Дворцовой площади, выполненный из бронзы и розового гранита, высотой 1 метр 35 сантиметров. Существует только два таких макета: один – в Эрмитаже, а другой – в Музее Города Санкт-Петербурга. Представленный на торгах образец принадлежал итальянскому коллекционеру, купившему его недавно в Европе, где макет был по ошибке представлен как модель колонны на Place Vendome в Париже. Считается, что макет, представленный на торгах является подарком Императора Николая I иностранному послу. Его оценочная стоимость колеблется от 70 000 до 90 000 евро.

На торгах также была представлена редкая пастель Леонида Пастернака, неожиданно появившаяся спустя 90 лет после того, как была впервые опубликована. На картине – писатель Лев Толстой на пашне в Ясной Поляне. Пастернак был близким другом Толстого и одним из немногих художников, изображавших писателя с натуры в Ясной Поляне. Работа оценена в 20 000 – 30 000 евро.

Две работы Василия Поленова, сделанных во время русско-турецкой войны (1877-1878) выставлялись по цене 20 000 – 30 000 евро каждая. Они имеют императорское происхождение и первоначально находились в коллекции Царя Александра III в Аничковом Дворце в Санкт — Петербурге.

Результаты торгов

Самым ценным лотом, выставленным на продажу, оказался портрет императора Николая II (1896г.), работы Эрнста Карловича Липгарта, проданный за 449,000 Евро, почти в два раза дороже предпродажной оценки в 210,000-315,000 Евро. Картина была продана российскому покупателю в Европе, а не Государственному Музею Эрмитаж, предложившему меньшую цену.

За этой картиной следует полотно Ивана Айвазовского «Переправа через Днепр ночью» (1897г.), которое было продано за 342,500 Евро, за цену, превысившую предпродажную оценку 262,б00-315,б00 Евро.

Цены за картины Василия Поленова взлетели в 10 раз по сравнению с предпродажной оценкой, отчасти благодаря их происхождению – принадлежности к личной коллекции царя Александра III из Аничкова дворца в Санкт-Петербурге. «Церковь на Балканах» (1877 г.) была продана за 330,000 Евро, в то время как картина «Дом под охраной казака во время русско-турецкой войны на Балканах» (1877г.) была продана за 319,000 Евро.

Занимающий пятое место по ценности лот представлял собой картину Айвазовского, Королевский Дворец (Royal Palace), Стокгольм в лунном свете, проданную за 295,000 Евро, т.е. в границах предпродажной оценки 250,000 – 315,000 Евро. Хорошо ушли работы Леонида Пастернака, его картина «Золотое дерево» (1920г) была продана за 307,000 Евро, и заняла 6-е место по продажной цене.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года