Конференция «Образование и современное искусство. Образовательные аспекты издательской деятельности в области современного искусства»

Уже сейчас можно говорить, что в российской арт-системе наблюдается нехватка художников, кураторов, искусствоведов в области современного искусства. Для появления такого рода профессионалов необходима современная образовательная система, включающая серьезную теоретическую подготовку

Российское образование в области искусства предлагает, в основном, нереформированные каноны преподавания, доставшиеся в наследство от прежних эпох. В области современного искусства существуют только немногочисленные частные инициативы – Институт проблем современного искусства в Москве и ПРО АРТЕ в Санкт-Петербурге. Многосторонняя компетенция, необходимая современному художнику, существенно повышает значение его теоретической подготовки. Проблема формирования принципов современного образования является важной темой не только и не столько в российском контексте. Она широко обсуждается в международных СМИ, а также становится объектом творчества и рефлексии художников и кураторов. В надежде получить представление о подходах к этой проблеме в других странах, организаторы пригласили на конференцию кураторов крупнейших интернациональных выставок современного искусства documenta 12 и Manifesta 6, избравших тему образования лейтмотивом своих проектов.

Высокие ожидания, связанные с современным искусством и его образовательной ролью в обществе, ставят принципиальный вопрос о том, какой компетенцией должны обладать художник, куратор, критик, теоретик актуального искусства.

Важным аспектом российского образования в области современного искусства должна стать издательская программа, способная обеспечить специалистов необходимой учебной и профессиональной литературой.

Участники конференции

Екатерина Андреева, специалист по отечественному и западному искусству ХХ века, доктор философских наук, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник ГРМ, автор первого опубликованного на русском языке цикла лекций об истории и теории искусства второй половины ХХ века (Все и Ничто: Символические фигуры в искусстве второй половины ХХ века. СПб., 2004). Один из авторов и член редколлегии «Новейшей истории отечественного кино 1986–2000. В семи томах» (СПб., 2001–2005). В 2006 году в издательстве «Азбука» в серии «Новая история искусства» готовится к выходу книга Екатерины Андреевой «Постмодернизм. Искусство второй половины ХХ века». В настоящее время работает над сборником по истории ленинградского нонконформизма «Лгать только правду. Материалы к биографии Тимура Новикова (1958–2002)».

Иосиф Бакштейн, куратор-координатор Первой Московской биеннале, заместитель генерального директора ГМВЦ РОСИЗО, директор Института проблем современного искусства (Москва), 1999 – куратор российского павильона на 48-й Венецианской биеннале, 2002 – куратор российской экспозиции на 25-й Биеннале в Сан-Паулу.

Людмила Бредихина, художественный критик, куратор, специалист в области гендерных исследований. Закончила филологический факультет МГУ.
С 1990 по 1994 год руководила издательской деятельностью галереи «Риджина».
Автор-составитель антологии «Гендерная теория и искусство» (М., РОССПЕН, 2006), каталогов «Введение в конфигуративность» (М., 1991), «Риджина 1990–1992», «О. Кулик. Пустой квадрат», Oleg Kulik. Art Animal (Ikon, 2001).
Автор многочисленных статей и рецензий о современном изобразительном искусстве и гендерных проблемах. Соавтор Олега Кулика в проекте «Зоофрения» (1994–2004).

Антон Видокль, куратор биеннале Manifesta 6 (2006), художник, родился в Москве, живет в Нью-Йорке. Его работы выставлялись на таких выставках как Венецианская биеннале, Биеннале в Дакаре, биеннале в Лодзи; а также в Tate Modern, Лондон; Moderna Galerija, Любляна; Musee d'art Modern de la Ville de Paris; Museo Carrillo Gil, Мехико; UCLA Hammer, LA; ICA, Бостон; Haus Der Kunst, Мюнхен; P.S.1, Нью-Йорк;
Антон Видокль – основатель и директор e-flux, опубликовал online такие проекты как Next Documenta Should Be Curated By An Artist, Do it, Utopia Station poster project.

Екатерина Дёготь, кандидат искусствоведения, критик и куратор, живет в Москве. Работала старшим научным сотрудником в ГТГ, колумнистом в газете «Коммерсант», куратором ЦДХ. Преподавала в Европейском университете в Санкт-Петербурге, в Институте современного искусства в Москве, была приглашенным профессором в университетах США и Европы. Куратор и со-куратор таких выставок как «Память тела: нижнее белье в советскую эпоху» (Музей городской истории, Санкт-Петербург), «Москва-Берлин 1950–2000» (Martin-Gropius Bau в Берлине, Исторический музей в Москве, 2003–2004), «Советский идеализм» (Mузей валлонского искусства, Льеж, 2005), «Комедия: Смешная сторона движущегося образа» (ЦДХ, 2005). Автор книг «Террористический натурализм» (1998), «Русское искусство 20-го века» (2000), «Московский концептуализм» (совместно с В. Захаровым, 2005).

Елена Коловская, исполнительный директор Института ПРО АРТЕ, Санкт-Петербург. С 1993 года работала в Петербургском отделении Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) директором программ по культуре и искусству, в 1999 году учредила некоммерческую организацию – Петербургский фонд культуры и искусства «Институт ПРО АРТЕ», в 2000 году – возглавила партнерский проект «Международная учебная программа по менеджменту в культуре», в 2002 году основала «Учебные курсы по культурной журналистике». Куратор выставочных проектов, в т. ч. выставки «Билл Виола и Ширин Нешат в Государственном Эрмитаже» в 2003 году. Автор статей об организациях культуры, редактор изданий по современной культуре и искусству. Стипендиат Фонда Эйзенхауэра (2001), член Международного совета Фонда Эйзенхауэра. Участник и эксперт Зальцбургских семинаров (2002, 2003). Член CIMAM – Международного комитета музеев и коллекций современного искусства и других международных организаций.

Красимира Лукичева, кандидат искусствоведения, зав. кафедрой всеобщей истории искусств, зам. декана факультета истории искусства РГГУ, член АИС и AICA, член Ученого совета Музея Востока и Музея декоративно-прикладного и народного искусства. Работы по искусству XIX–XX веков, по теории и методологии искусства, в том числе о теоретических подходах Гринберга и И.-А. Буа к изучению кубизма, об онтологии искусства и виртуальной реальности Интернета, о невербальных способах смыслообразования в искусстве XX века, о трансформации роли художника во второй половине XX века. В первом полугодии 2006 года должны выйти работы о «новой истории искусства» (о методологическом повороте истории искусства в конце XX века), о Майкле Фриде как теоретике современного искусства.

Оля Лялина, в 1993 году закончила факультет журналистики МГУ (кафедра литературно-художественной критики и публицистики). В начале 90-х писала о параллельном кино и постсоветском кинематографе. Одна из основателей клуба СИНЕ ФАНТОМ (1995). Со второй половины 90-х занимается интернет-искусством. Net artist, animated GIF model, автор Первой Настоящей Сетевой Галереи и Последнего Настоящего Сетевого Музея, сетевой критик и куратор. С 1999 года профессор Академии коммуникативного дизайна (Штутгарт, Германия).

Виктор Мизиано, кандидат искусствоведения, окончил отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ им. Ломоносова (1980). С 1980 по 1990 год – научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; с 1993 года – главный редактор «Художественного журнала» (Москва); с 2003 года – главный редактор «Manifesta Journal» (Амстердам). Автор многочисленных статей по проблемам теории и практики современного искусства. Автор, составитель и редактор нескольких книг.

Анатолий Осмоловский, художник, теоретик, рассматривает художественный процесс в широком контексте политических, социальных и эстетических категорий. Член редакционного совета «Художественного журнала», главный редактор журнала «Радек». Автор многочисленных публикаций в России и за рубежом. Участник Венецианской биеннале 1993 и 2003 годов.

Айдан Салахова, в 1987 году закончила Московский государственный институт им. Сурикова. В 1992 году основала «Айдан-галерею». С 2002 года – преподаватель Московского государственного института им. Сурикова. Член-корреспондент Российской академии художеств. С 2005 года член Общественной Палаты РФ.

Александр Соколов, художник, арт-критик, куратор конференции «Образование и современное искусство».
Проекты: NMS AG (Акционерное общество Новая Московская Школа),1990–1994; MOSA e.V. (Музей анонимного общества), 1991–1999; Steinernes Gesicht (Каменное лицо), 1993–1994; FUSIONworldwide, журнал-паразит и веб-проект www.fusion.ok-centrum.at, 1999–2000. Работы выставлялись в NGBK, Берлин; Musee de la Post, Париж; Akademie der Kuenste, Берлин; Kuenstlerhaus Bethanien, Берлин; Werkleitz Biennale, Германия; OK Centrum Linz; Kunstpalast Duesseldorf.
Публикации в российской и зарубежной прессе: ХЖ, Артхроника, Проект Россия, Коммерсантъ, Итоги, Эксперт, Штаб-квартира; Frankfurter Allgemeine Zeitung, Sueddeutsche Zeitung, Der Spiegel, Tageszeitung, Tagesspiegel, Neue Bildende Kunst, BE (Германия), OON, Eikon (Австрия) Nu:, Siksi (Швеция), Flash Art International. Кураторские проекты: Jenseits der Mauer, Galerie der Humboldt-Universitaet, Berlin, 1995; Pop/Art, Зверевский центр современного искусства, Москва, 2002; Анна Ермолаева, L-галерея, Москва, 2003; Berlin Retour, Гёте-институт, Москва, 2003; Ирина Корина, Гёте-институт, Москва, 2003; Hope-Stop, Зверевский центр современного искусства, Москва, 2006.

Николаус Шафхаузен, директор и главный куратор Центра современного искусства Witte de With в Роттердаме. Широко известен как куратор, лектор и консультант в области современного искусства. С 1999 года был директором Кунстферайна во Франкфурте. С 2005 года директор и основатель инициативы «Европейский Кунстхалле» в Кельне. Его интерес к роли художника как недобровольного репрезентанта собственной культурной идентичности послужил основанием таких выставок как «Populism» (2005, Stedelijk Museum Amsterdam) и «Adorno – the possibility of the impossible» (2003, Frankfurter Kunstverein).
Георг Шёлльхаммер, главный редактор издательского проекта documenta 12.
Родился в 1958 году, издатель, автор и куратор. Живет и работает в Вене. С 1995-го главный редактор и со-основатель венского журнала springerin, посвященного теории и критике современного искусства и культуры. В 1988–1994 годах – редактор изобразительного искусства еженедельной газеты Der Standard. С 1992 по 1998-й – приглашенный профессор по теории современного искусства в Университете искусства и индустриального дизайна в г. Линц. Многочисленные публикации, выставки и проекты в области современного искусства и архитектуры. Руководит инициативой по поддержке проектов современного искусства в Центральной Европе tranzit.at. В последнее время курировал выставку «Play Sofia» (Кунстхалле Вена, 2005) и проекты «Akademie Ostwest» (Вена, 2004) и «Local Modernities: Architecture on the Margins of the Soviet Union» (Франкфурт, Берлин).

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

19 мая 2006 года

12.00–14.00
Вступительная часть: О конференции
Образование как институт современного общества.

Виктор Мизиано: Навстречу новому Просвещению.
В сегодняшнем художественном контексте обращение к образовательным задачам подразумевает не столько передачу профессионального опыта, сколько естественную форму творческой реализации. Сегодня в «художественной академии» не столько профессор учит студента, сколько молодые студенты учат учителя.

Георг Шёлльхаммер: Журнал documenta 12.
В течение года documenta 12 откроет диалог с порядка 70 журналами, газетами и online media со всего мира. Будет создан network с целью обсуждения тем, имеющих актуальное значение для documenta 12 (и не только).
Эти дискуссии будут развиваться в трех направлениях: современность как античность, subjectification и образование, с особым вниманием к локальным контекстам.

15.00–18.00
Различные подходы к образованию в области искусства.

Екатерина Дёготь: Cлушая визуальное: образование как альтернативная модель искусства.
Почему «образование» есть самый актуальный лозунг в сфере визуальных искусств и отменяет ли он предыдущие надежды на «коммуникацию»?

Антон Видокль: Европейская биеннале Manifesta 6. Новая форма – школа современного искусства.

Иосиф Бакштейн: Новые образовательные стратегии в области современного искусства.

Айдан Салахова: Опыт преподавания в Московском государственном институте им. Сурикова.

Елена Коловская: Об образовательной программе для молодых художников в Институте ПРО АРТЕ, которая действует с 2000 года.
Учебный курс рассчитан на два года и состоит из лекций по истории и теории искусства 20 века, мастер-классов российских и зарубежных художников и тренингов в мультимедийной лаборатории Института ПРО АРТЕ.

20 мая 2006 года
12.00–15.00
Аспекты теоретического образования.

Красимира Лукичева: Болонский процесс и возможности изучения и репрезентации современного искусства в вузах.
Формирование современного образовательного пространства двумя во многом противоречащими друг другу факторами – Государственными образовательными стандартами и вхождением российской образовательной системы в болонский процесс.

Николаус Шафхаузен: Не существует специфической целевой аудитории.
Идеи специфической, хорошо образованной и информированной публики больше не существует. Сегодня мы имеем дело с множеством различного сорта аудиторий, обладающим, в частности, своими специфическими ожиданиями. Публика преимущественно не имеет уверенности в себе.
Это означает, что мы должны постоянно спрашивать себя: какая публика чувствует себя репрезентированной тем, что мы делаем, когда программируем арт-институцию? Одним из ключевых вопросов будет: кого мы хотим иметь нашей аудиторией?

Екатерина Андреева: Мультидисциплинарный метод в теории и истории искусства ХХ века: два примера (из 2004 года в 1933-й).
Сообщение посвящено краткому анализу двух историй искусства ХХ века: книге Х. Фостера, Р. Краусс, И.-А. Буа и Б. Бухлоха «Искусство с 1900 года. Модернизм. Антимодернизм. Постмодернизм» (Thames & Hudson, 2004) и «Синтетической истории искусств» И. И. Иоффе (Л., 1933).

Оля Лялина: Новые Медиа как область образования, а не как поле деятельности.

Людмила Бредихина: Презентация антологии «Гендерная теория и искусство» под редакцией Л. Бредихиной и К. Дипвел.

16.00–17.30
Круглый стол: Различные подходы к формированию издательской программы по поддержке образования в области современного искусства.

Александр Соколов (модератор)
Людмила Бредихина
Екатерина Дёготь
Красимира Лукичева
Оля Лялина
Анатолий Осмоловский
Михаил Сидлин

Инициатор и организатор конференции Издательская программа «Интерроса»

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года