1-я Петербургская биеннале современного искусства '2006: форум кураторских инициатив

22 августа – 22 сентября 2006 года

Первая Петербургская биеннале современного искусства '2006 проводится при поддержке комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга Санкт-Петербургским отделением Российского института культурологии при организационном участии Международной ассоциации «Русская культура», открытой студии Юрия Потапова и Олега Николаенко, творческого объединения «Мансарда Художников». Информационная поддержка оказывается порталом современного искусства Санкт-Петербурга «Русский альбом» и телеканалом СТО. Биеннале проводится в поддержку Первого Российского культурологического конгресса, который пройдет в Санкт-Петербурге с 25 по 29 августа 2006 года.

Первая Петербургская биеннале современного искусства '2006 представляет собой серию выставочных проектов, акций и перформансов, отражающих актуальные тенденции развития современного искусства. Мероприятия пройдут в галереях, музеях, выставочных залах, на улицах города. Кураторские проекты и площадки предоставлены Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Музеем Ф. М. Достоевского, Музеем политической истории России, Европейским Университетом в Санкт-Петербурге, галереями «Альбом», «Ди-Ди», «Мансарда художников» и другими.

Итоговый круглый стол под названием «Экспертиза современного искусства: взгляд куратора, художника, ученого» пройдет 20 сентября в 15.00 по адресу ул. Казанская д. 3, Конференц-зал института Международных связей РГПУ им. А.И.Герцена. В биеннале примут участие художники и творческие группы из России, Грузии, Франции, Германии, Швейцарии, Австрии, Чехии, и США. Материалы теоретической и экспозиционной программ биеннале войдут в итоговое издание, содержащее анализ результатов форума.

Открытие биеннале состоится 22 августа в 17.00.

Пресс-конференция пройдет 22 августа в 15.00.

Место проведения: ул. Казанская д. 3, Конференц-зал института Международных связей РГПУ им. А.И.Герцена.



22 августа
«Бумажное шоу» — перформанс

Проект творческого объединения «Мансарда Художников» Кураторы проекта: Юрий Потапов и Олег Николаенко Автор проекта: Игорь Романов (Россия, Санкт-Петербург) Место проведения: Арт-клуб «Платформа» Ул. Некрасова, д. 40, станция метро «Площадь Восстания»

Автор проекта меняет традиционное пространство средствами современного искусства, используя музыку, кино и светомузыкальные динамические композиции. Этот синтез парадоксальным образом связывается в сознании зрителя с традицией неспешных философских раздумий, характерных для русской духовности.

22 августа — 22 сентября
Картонные истории – видеоинсталляции

Проект творческого объединения «Мансарда Художников»
Куратор: Мария Коростелева (Россия, Санкт-Петербург)
Участники проекта: Группа «Синие носы» (Вячеслав Мизин, Александр Шабуров, Россия), Лоран Фалон (Франция), Дельфин Райст (Швейцария) — акция
Место проведения: Галерея «Мансарда художников»
Большой проспект Петроградской стороны, д. 22-24 , станция метро «Спортивная»

Четыре художника – группа «Синие носы» (Россия), Дельфин Райст (Швейцария) и Лоран Фалон (Франция) работают с одним и тем же материалом — картонными коробками. Однако, национальная традиция и актуальная ситуация, а также осознанный выбор самих художников диктуют противоположные решения. На выставке «Картонные истории» группа «Синие носы» представит видеоинсталляции из серии «Маленькие человечки». Заглядывая в картонную коробку, зритель наблюдает персонажей реалити-шоу – маленьких человечков, которые занимаются сексом, испражняются, развлекаются и дерутся. Большие идеологии рухнули, и жизнь сегодняшних обитателей постсоветского пространства управляется физиологией и элементарными рефлексами. Инсталляции Дельфин Райст и Лорана Фалона более абстрактны и метафизичны. Для художников, представляющих французскую традицию в искусстве — важнее красота самого материала – картона, а темы работ связаны с извечными философскими проблемами.

22 августа — 15 сентября
Vitrum — живопись на стекле

Проект галереи «Ди-Ди».
Куратор: Юлия Рещикова (Россия, Санкт-Петербург)
Художник: Александр Климцов (Россия, Санкт-Петербург)
Место проведения: Галерея «Ди-Ди».
Большой пр. Васильевского острова д. 62, станция метро «Василеостровская»

Центральной темой работ Александра Климцова является образ женщины. Окружающий мир он воспринимает через призму женственности. Современный мир с его реалиями информационно-технического прогресса представлен в одном единственном образе — образе женщины. «Женское» выступает синонимом вечной красоты и постоянства жизни. С одной стороны, Александр Климцов продолжает традиции живописи ХХ века — нео-экспрессионизма и поп-арта, но с другой — намеренный отказ художника от холста и перенесение живописи на стекло заставляют вспомнить о классике. Масштабные стеклянные панно восходят к монументальному готическому витражу. Оторванные от архитектурного ансамбля, но все же соединенные со стеной, они становятся интерпретацией традиции в современности.

22 августа — 29 августа.
Играем с Достоевским — объекты, инсталляция

Куратор: Вера Бирон (Россия, Санкт-Петербург)
Художники: Игорь Князев, Анна Викторова (Россия, Санкт-Петербург)
Место проведения: Музей Ф.М. Достоевского, театральный зал
Кузнечный пер. д. 5/2, станция метро «Владимирская»

Выставочный проект «Играем с Достоевским» − одна из форм работы одноименной творческой лаборатории, осуществляющей разнообразные театральные, художественные, мультимедийные экспериментальные проекты. «Предметный» состав спектаклей-этюдов по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — объекты, манекены, куклы, маски, видеофиксации подготовительного этапа их создания (съемки в районе «Петербурга Достоевского») послужили материалом для выставки-инсталляции, размывающей границы искусства. Соединение литературных сюжетов, опыта сценических постановок, плодов труда художников-скульпторов, контекста театрального зала музея формирует особую ситуацию погружения в мир Достоевского.

22 августа – 9 сентября
Фабрика художников или Новый Пигмалион – акция, фото-, видео документация

Куратор: Игорь Баскин (Россия, Санкт-Петербург)
Место проведения: культурно-социальный центр «Мастер-Класс»
ул. Рылеева 6, станция метро «Чернышевская»

Проект представляет собой игру, разворачивающуюся на грани соприкосновения нескольких социальных реальностей. В его основе — идея превращения простых людей в известных художников. Автор проекта играет с такими противоположностями как «массовое» и «элитарное», «слава» и «безвестность», «коммерция» и «творчество». Игорь Баскин берется за три дня сделать из 15 незнакомых ему людей художников по направлениям: живопись, фотография, видео-арт, перформанс. Три дня, требующиеся на отбор и три дня – на творческую работу участников под руководством куратора, будут документально зафиксированы.

22 августа − 1 сентября
Видео-арт
Куратор: Ирина Соколова (Россия, Санкт-Петербург)
Участники: Елена Лапшина (Австрия), Вероника Рязанцева (Россия, Санкт-Петербург), Маша Шарафутдинова (Россия, Санкт-Петербург), Ихтик (Россия, Хабаровск)
Место проведения: Арт-клуб «Платформа»
Ул. Некрасова, д. 40, станция метро «Площадь Восстания»

С середины ХХ века в мире встал вопрос о возможностях и перспективах существования искусства в информационном потоке. Формирование нового отношения к искусству, как у художников, так и у зрителей свидетельствует о трансформациях социокультурного и политического порядка. Желание представить художественное как незавершенное, стихийное начало реальности порождает интерактивные, виртуальные формы творческого взаимодействия. Видео-арт возникает как продолжение кино- и фотоэкспериментов и отказывается точной формой выражения духа времени. Становление современной медиасреды как динамического конструкта реальности свидетельствует о тенденции к сближению различных культурных горизонтов – массового и элитарного, реального и виртуального. Видео-арт, как основа художественных медиапрактик современности, подвергает анализу и интерпретации традиционные и инновационные формы искусства, тем самым, концентрируя и теоретизируя собственную позицию.

Елена Лапшина «Транссибирия»
Видео Лапшиной – погружение зрителя в атмосферу транса, который обыкновенно наступает во время долгого путешествия. Путешествие по Транссибирской железной дороге кажется длительным, непрекращающимся, монотонным, но одновременно погружающим в транс, рождающим фантомов, вызванных стуком колес. Зритель сопереживает человеку, передвигающемуся по Транссибирской железной дороге, он погружается в атмосферу путешествия, где герои едят, пьют, разговаривают или придаются мечтам под монотонное движение поезда.

Вероника Рязанцева «Таня»
Девушка примеряет наряды, магически появляющиеся из бездны ее безразмерного шкафа. Наряжаясь, она рассказывает подруге о каждом из предметов. Подругу никто не видит, кажется, что ее и вовсе не существует, а ее место занимает зритель. Интрига происходящего заключена в том, что характер действа кажется потаенным, интимным, не предназначенным для посторонних глаз, и зритель начинает ощущать дискомфорт от вторжения в чужую жизнь, но игра, предложенная героиней, затягивает его все сильнее. Таня кажется обычной женщиной, для которой каждая вещь связана с определенным событием в жизни. Перебирая вещи, она перебирает события, но, в то же время, откровенно играет, соблазняет и вовлекает в свой мир. В конце ролика Таня находит костюм, который будет связан с триумфальным событием ее жизни — в нем она разбогатеет.

Маша Шарафутдинова «Sadly»
Состояние «sadly» провоцирует зрителя к определенной чувственно-эмоциональной реакции, это не шок, вызванный «неприятным» видеорядом, не ощущение бренности бытия, это скорее медитативный транс, который наступает при монотонном повторении одних и тех же движений. На протяжении нескольких минут зритель наблюдает за тем, как цветок ириса со стуком сбрасывает сухие листья. Эти кадры перемежаются съемками стрижки волос. «Sadly» отстукивается на протяжении всего ролика, ассоциируясь со стуком колес, несущихся в безмятежность. «Sadly» это грусть, грусть о прошедшем, отпавшем.

ИХТИК (Евгений Лучистых) «Два Кабана»
Это ролик о друзьях, которые вместе испытывают сложное чувство тоски светлой ночью в Санкт-Петербурге. Приступы такой тоски свойственны русским людям в сложное для их страны время. Звучит старинная русская песня. Мужчины поют тонкими женскими голосами. Они не стесняются друг друга. Это есть дружба, тоска.

Программа видео-арта из Чехии
Куратор: Алена Бойка (Alena Boika) (Чехия)
Участники: Василий Артамонов, Алексей Клюйков, Вацлав Магид, Даниела Барачкова, Эва Иржичкова, Эва Котяткова
Место проведения: Арт-клуб «Платформа»
Ул. Некрасова, д. 40, станция метро «Площадь Восстания»

Василий Артамонов, Алексей Клюйков, камера – Вацлав Магид «Как мы помогали»
Пять сюжетов, составляющих проект “Как мы помогали...“, представляют собой акты практической деятельности, направленной на улучшение окружающей среды и на помощь отдельным нуждающимся. Все акции проводились без ведома адресатов, анонимно и нелегально, поэтому их реальная польза и необходимость, остаются под вопросом. В четырех случаях объектом была частная собственность, пятая акция была реализована в общественном пространстве.
Список акций:

  1. Покраска забора дачного участка
  2. Покраска ворот гаража
  3. Окапывание огорода
  4. Покраска ствола дерева известью
  5. Посадка дерева

Вацлав Магид (Václav Magid) «Камера»
То, что на первый взгляд кажется просто любительским, несколько интимным семейным видео, на самом деле – сложный взаимосвязанный процесс обучения: мама просит сына научить папу пользоваться камерой, папа руководит мамой, сын – папой, и все это вместе напоминает сюжет Сказки про Репку в современной интерпретации.

Даниела Барачкова (Daniela Baráčková) Серп
На протяжении семи минут девочка жнет серпом траву. Черно-белое изображение не отличается динамикой или сюжетом. За абсолютной, казалось бы, бессмысленностью элементарного действия, вдруг проступает иной смысл, — когда по окончании работы, девочка уходит, оставляя участок сжатой травы, в обрамлении стен он становится частью чешского флага.

Эва Иржичкова (Eva Jiřičková)
Она нашла в лесу
Эва Иржичкова – не только художница, выпускница Академии Искусств в Праге, в свободное от работы время она подрабатывает моделью, что нашло забавное отражение в ее творчестве.

Бесплатный пунш (в сотрудничестве с Катериной Фиегль)
18 декабря 2005 было изготовлено 50 литров пунша, который бесплатно предлагался всем желающим на площади Вены в канун Рождества. Данная акция — провокативная насмешка над потребительской истерией и привычкой следовать правилам.

Художник или не художник
На тротуаре напротив Культурного Центра в Вене вам предлагается выбор: Artist или Non Artist. Вы можете гулять по любой его части, но только для того, чтобы в конце пути обнаружить, что надписи поменялись местами.

Эва Котяткова (Eva Kota’tková) «Один час без движения»
Видеодокументация перфоманса: художница приклеила свою обувь к тротуару и оставалась в таком положении более часа, после чего разулась и ушла. Остановиться – чтобы видеть. Остановиться – чтобы быть увиденной. Актуальная тема в период глобального ускорения жизни и эры метафизического одиночества.

22 августа – 22 сентября
«Аэроптицы» — живопись
Совместный проект творческого объединения «Мансарда Художников» и международного фестиваля искусств «Мастер-Класс»
Куратор: Алла Халаимова (Россия, Санкт-Петербург)
Художник: Юрий Потапов (Россия, Санкт-Петербург)
Место проведения: культурно-социальный центр «Мастер-Класс»
ул. Рылеева 6, станция метро «Чернышевская»

Птицы-самолеты – своеобразный экскурс в историю искусства, акцентами которого стали древнеегипетский рельеф и русская икона. Здесь нет копирования или подражания – мастерство художника, охватывающее знания и навыки, накопившееся за тысячелетия, видоизменяет знакомые предметы и творит новый мир.

За обычными формами птиц отчетливо проявляются образы современной авиационной техники. Художник не только наделил изображения птиц значениями и атрибутами авиации, но и создал конструктор, позволяющий строить из простых форм сложные. Пользуясь приемами замещения, художник, словно иллюзионист, создает комбинацию из деталей самолетов, не нарушая гармонию птичьего полета. Композиционная игра позволяет, незначительно меняя акценты, добиваться точного образа модели самолета. Тем самым, автор стимулирует игру воображения, где за пением птиц слышен оглушительный рев моторов и турбин.

22 августа – 22 сентября
«Лицо в квадрате» — Живопись, фотография
Совместный проект творческого объединения «Мансарда Художников» и международного фестиваля искусств «Мастер-Класс»
Кураторы: Юрий Потапов и Алла Халаимова (Россия, Санкт-Петербург)
Художник: Олег Николаенко (Россия, Санкт-Петербург)
Место проведения: культурно-социальный центр «Мастер-Класс»
ул. Рылеева д. 6, станция метро «Чернышевская»

Смелый авторский проект «Лицо в квадрате» раскрывает один из способов подражания природе. Одно лицо, принадлежащее разным людям, находит свое отражение на двух холстах. Термин «авторский повтор», в данном случае, приобретает смысл, отличный общепринятого — природа и художник выступают равнозначными субъектами творчества. Природа, зеркально отразившись в двух людях, вдохновила художника создать две картины женщин-близнецов, схожесть и оригинальность которых нашли свое место в представленных работах.

22 августа – 22 сентября
«Новые символы отчизны» — Живопись
Проект творческого объединения «Мансарда Художников»
Кураторы: Юрий Потапов и Алла Халаимова (Россия, Санкт-Петербург)
Художник: Игорь Баскаков (Россия, Тверь)
Место проведения: Галерея «Мансарда Художников»
ул. Большая Пушкарская д. 7, станция метро «Спортивная»

На классическую партийную живопись 50-70-х годов накладывается слои современной графики и дизайна. Зритель погружается в мир, где перемешиваются высокие идеалы прошлого и современная массовая культура.

22 августа – 22 сентября
«Супинатор» — живопись, инсталляция
Совместный проект творческого объединения «Мансарда Художников» и международного фестиваля искусств «Мастер-Класс»
Куратор: Юрий Потапов (Россия, Санкт-Петербург)
Художник: Тигран Малхасян (Россия, Санкт-Петербург)
Место проведения: Культурно-социальный центр «Мастер-Класс»
ул. Рылеева д. 6, станция метро «Чернышевская»

Женщина как инопланетное существо, как летающая тарелка перемещается с одного ложа на другое, оставляя след не только в сознании мужчины, она меняет его внутренний мир. Работы Тиграна Малхасяна заключают в себе образы, подобные летающим тарелкам – они призрачны и загадочны. Формат картин соответствует формату стандартной двуспальной простыни.

22 августа – 22 сентября
«Чистый СНЕГ» — видео, мультипликация
Проект творческого объединения «Мансарда Художников»
Художник: Андрей Чесноков (Россия, Снежинск)
Кураторы: Юрий Потапов, Олег Николаенко, Алла Халаимова (Россия, Санкт-Петербург)
Место проведения: Галерея «Мансарда Художников»
Большой проспект Петроградской стороны д. 22/24 , станция метро «Спортивная»

Автор сознательно уходит от агрессии и сохраняет добрые образы мультипликационных героев. Из миллиарда падающих снежинок мультипликатор выбирает чистейшие и создает свои проекты так, чтобы не травмировать детское сознание. Это своего рода протест против жестокости мира и возврат к первым чистым формам детского воображения.

22 августа – 22 сентября
«Лениниада V» — графика
Совместный проект творческого объединения «Мансарда Художников» и международного фестиваля искусств «Мастер-Класс»
Автор проекта: Петр Малков (Россия, Екатеринбург)
Кураторы проекта: Юрий Потапов и Алла Халаимова (Россия, Санкт-Петербург)
Место проведения: Культурно-социальный центр «Мастер-Класс»
ул. Рылеева д. 6, станция метро «Чернышевская»

Проект Лениниада V — послание городу Ленина-Питеру от города Свердлова-Катера. Художник посредством традиционной графики исследует библейскую тему смертных грехов, используя образ Владимира Ильича Ленина. 7 портретов Ленина размеров 100 х 70 см., в технике холст, масло, в виде семи смертных грехов.

22 августа – 22 сентября
«Палитра из трансформеров и ракет» — объекты
Проект творческого объединения «Мансарда Художников»
Автор проекта: Игорь Иванов (Россия, Санкт-Петербург)
Кураторы проекта Юрий Потапов, Олег Николаенко, Алла Халаимова (Россия, Санкт-Петербург)
Место проведения: Галерея «Мансарда Художников»
Большой проспект Петроградской стороны д. 22/24, станция метро «Спортивная»

Художник использует детали машин, обобщая весь технократический хлам в арт-объектах. Маленькие твердые элементы, наполняющие наш мир, используются автором как средства для создания традиционного изобразительного полотна. Так простые, и на первый взгляд сугубо утилитарные вещи, используются не для решения технических задач, а для создания произведения искусства, изобразительным материалом которого они и являются.

22 августа – 22 сентября — видео
«dbvideos»
Проект творческого объединения «Мансарда Художников»
Автор проекта: Дмитрий Булныгин (Россия, Новосибирск)
Кураторы проекта: Юрий Потапов и Олег Николаенко (Россия, Санкт-Петербург)
Место проведения: Галерея «Мансарда Художников»
Большой проспект Петроградской стороны д. 22/24, станция метро «Спортивная»

dbvideos — это программа коротких фильмов Дмитрия Булныгина.

22 августа — 22 сентября
«Дуал экшн» (двойной удар) − живопись
Совместный проект творческого объединения «Мансарда Художников» и международного фестиваля искусств «Мастер-Класс»
Участники проекта: Дмитрий Вирже, Дамир Муратов (Россия, Омск)
Кураторы проекта: Юрий Потапов и Алла Халаимова (Россия, Санкт-Петербург)
Место проведения: Культурно-социальный центр «Мастер-Класс»
ул. Рылеева д. 6, станция метро «Чернышевская»

Экспозиция состоит из шести живописных полотен. Один художник (Дамир Муратов) говорит о земле, другой (Дмитрий Вирже) — о небе. И каждый смешивает земное и небесное, будь то самолет из цветов или собака, лающая на луну.

22 августа — 22 сентября
«...И колесо вращается легко», «Речь Главного Обвинителя» − видеотеатр
Проект творческого объединения «Мансарда Художников»
Кураторы проекта: Алла Халаимова, Олег Николаенко и Юрий Потапов (Россия, Санкт-Петербург)
Участники проекта: Григорий Кофман (Берлин), Алексей Иванов (Санкт-Петербург) и рок-группа «Оэн Рэдиш»
Место проведения: Галерея «Мансарда Художников»
Большой проспект Петроградской стороны д. 22/24, станция метро «Спортивная».

«...И колесо вращается легко»
Исполнители: Григорий Кофман (Русский Драматический театр Берлина) и Алексей Иванов, барабанщик (Санкт-Петербург)
Трехракурсная видеопроекция театрального представления.
Видеодокументация квазиоперы по произведениям О.Э.Мандельштама.
Это рассказ о трех разных Мандельштамах
О.М. – поэт-лирик
О.М. – аналитик литературы, эссеист
О.М. – свидетель-документалист гибнущего гражданского общества

«Речь Главного Обвинителя»
Трехракурсная видеопроекция театрального представления. Видеофиксация театрализованного представления по Владимиру Сорокину.
Спектакль при участии актера Григория Кофмана (Германия, Берлин) и рок-группы «Оэн Рэдиш» (Россия, Санкт-Петербург). Произведения Владимира Сорокина дают театру возможность развернуть на сцене многослойную игру, не имеющую, однако, ничего общего с принципом «театр в театре». Главный герой — призрак культуры человечества. Это не полнокровный персонаж, а дух, слепленный из следов-отпечатков важнейших достижений культуры. Он проявляется через богатство языковых ассоциаций, абсурдность поведения персонажей, вводя элемент напряжения во вполне традиционное театральное действие.

22 августа — 22 сентября
«Не боюсь Мэрилин Монро, или Практические опыты с магнетизмом» — живопись
Совместный проект творческого объединения «Мансарда Художников» и международного фестиваля искусств «Мастер-Класс»
Кураторы: Юрий Потапов, Алла Халаимова (Россия, Санкт-Петербург)
Автор проекта: Сергей Баранов (Россия, Омск)
Место проведения: Культурно-социальный центр «Мастер-Класс»
ул. Рылеева д. 6, станция метро «Чернышевская»

Военная или милицейская униформа – это знак силы. У большинства людей униформа непроизвольно вызывает чувство опасности и незащищенности. Женские формы – это тоже знак силы. Такая сила притягательна, она рождает желание обладать, поэтому особое ощущение вызывает вид женщины в униформе. Здесь на мужчину действуют сразу две противоположно направленные силы, возникает сложный магнетический эффект. Создание подобного эффекта и является задачей проекта. Для красоты и чистоты эксперимента выбран идеальный образ Мэрилин Монро.
Ее изображение в различной униформе выполнено на сетке из стальной проволоки, являющейся как хорошей альтернативой классическому холсту, так и прекрасным электропроводящим материалом. Каждый сетчатый модуль служит экраном биомагнитного поля, возникающего в системе «зритель-картина». Экран соединен с конденсатором, накапливающим электрический заряд. По мере достижения предельной емкости, конденсатор заменяется на новый и передается в специализированную биоэлектрическую лабораторию. Кроме собственно биомагнетических экспериментов и разработки альтернативного способа получения электричества, не менее важной задачей проекта является преодоление отрицательного магнетизма униформы и закрепление положительного стереотипа ее восприятия.

22 августа – 22 сентября
Проект «Боди-арт» — перформанс (22.08), объекты (23.08-22.09)
Проект творческого объединения «Мансарда Художников»
Кураторы: Олег Николаенко, Юрий Потапов, Алла Халаимова (Россия, Санкт-Петербург)
При участии «Дефиле на Неве» и Ирины Ашкинадзе
Идея проекта: Сергей Баранов (Россия, Омск)
Участники проекта: арт-ком «Ети 9» (Эмма Васильева, Юлия Герасимова, Анна Толкачева, Ольга Ющенко, Елена Шнякина, Галина Гурьянова, Сергей Баранов (Омск), Антон Таксис (Екатеринбург)
Место проведения (перформанс): Галерея «Мансарда художников»
Большой проспект Петроградской стороны, д. 22-24 , станция метро «Спортивная»
Место проведения (объекты): культурно-социальный центр «Мастер-класс»
ул. Рылеева д. 6, станции метро «Площадь Восстания», «Маяковская»

Носителем художественного образа в проекте Сергея Баранова является стандартный целлулоидный манекен, «лицевая» часть женского торса, широко используемый для демонстрации нижнего белья на оптовых рынках. К освоению этого материала обратились художники и дизайнеры, имеющие богатый опыт работы в классическом боди-арте и иных способах преображения тела. Практика боди-арта, утрачивая первоначальный живой носитель, осваивает формальные (пластиковые отливки) и смысловые (женское тело, как рекламный носитель) стандарты современной культуры. В пространстве выставки «торсы» занимают места станковых произведений. Одетые участниками художественного эксперимента «анимируются», что позволяет им пережить опыт «иной телесности».

24 августа — 22 сентября
Сбор материалов — инсталляция
Куратор: Дмитрий Пиликин (Россия, Санкт-Петербург)
Художник: Андрей Рудьев (Россия, Санкт-Петербург)
Место проведения: Галерея-студия «Альбом»
5 линия Васильевского острова д. 36, станция метро «Василеостровская»

Проект Андрея Рудьева — это своего рода «живописание по форме», где препарируемой формой становится галерейная репрезентация художника. Приглашенный галереей показать персональную выставку, автор нашумевшего проекта «Антарктическая миссия» (превратившего здание Музея Арктики и Антарктики в ледяную глыбу со стаей пингвинов), уже не может позволить себе «понизить градус» – провести традиционную выставку: «холст, масло, рисунок, коллаж, объект».

Явленный зрителю публичный «портрет» художника Рудьева уже прописан во множестве необходимых деталей, и сам художник получает счастливую возможность подвергнуть этот отчужденный образ анализу, с бесстрастностью хирурга разобрав его до «Метода» и «Словаря». Зритель попадает в мастерскую художника, где есть не только составленные по углам произведения, но и разного рода стащенные в «нору» и любовно инсталлированные предметы и предметики, журнальные вырезки, альбомы, фото, засохшие кисти, просроченные счета, «скелеты в шкафу» и другой живописный трэш, так или иначе приоткрывающий способ авторского рассмотрения мира.

Наблюдение за скрытыми Знаками, обнаруженными в массовой культуре – одна из сквозных рудьевских тем, широко представленная в его живописных, коллажных и объектных работах. Проект «Сбор материала» предполагает символическое проведение второй — «чистовой» возгонки этого продукта до предельного градуса. Инсталляция развернута в двух залах. В первом представлен неумирающий романтический образ «мастерской художника»: составленные у стен холсты, размещенные в центре функциональные объекты (розовый мохнатый светильник, затянутое живописной парчой кресло, телевизор с видеоанимацией, созданный в соавторстве с Вероникой Рязанцевой, последние снятые «со льдины» пингвины и полка с коллекцией любимых мелких предметов). Во втором – комфортный затемненный chill-out со специально подготовленными музыкой и слайд-шоу, аналитически разбирающим авторский текст до его основ — своеобразная «Азбука» авторских знаков. Предельная наглядность и легкая повествовательность позволяют зрителю получить информацию из первых рук, не утруждая себя непременным чтением сложных текстов, поясняющих «message» художника или его леворадикальную социальную позицию.

26 августа
«Копия сладкой жизни» — акция
Проект творческого объединения «Мансарда Художников»
Автор проекта: Татьяна Высоцкая (Россия, Санкт-Петербург)
Кураторы проекта: Юрий Потапов и Олег Николаенко (Россия, Санкт-Петербург)
Место проведения: Галерея «Мансарда Художников»
Большой проспект Петроградской стороны д. 22/24, станция метро «Спортивная»

Совместный проект выдающегося кондитера Татьяны Высоцкой и Арт-группы «СНЕГ».

Автор создает сладкое произведение на основе своих переживаний и чувств. После того, как торт готов, восхищенные художники делают живописную копию с кулинарного шедевра. Они постигают все тонкости кулинарного искусства посредством живописи. Творец-кулинар и творец-художник, дополняя друг друга, стремятся к новым творческим формам. Размеры торта и живописного произведения 40х50 см.

29 августа — 10 сентября
«9 000 км. Трансроссийский художественный проект» — тотальная инсталляция
Проект Государственного центра современного искусства. Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Калининград
Руководитель проекта: Евгений Уманский (Россия, Калининград)
Координатор: Юлия Гниренко (Россия, Москва)
Участники: группа ПРОВМЫЗА (Сергей Проворов и Галина Мызникова) (Нижний Новгород, «Пустое место»), Олег Лысцов (Нижний Тагил, «Между Европой и Азией, или без границ»), Дмитрий Гутов (Москва, «Бесхозное или подозрительное, или Метро»), Владимир Селезнев (Екатеринбург, «Между Европой и Азией, или без границ»), Улан Джапаров (Бишкек, Киргизстан, «Потерянный рай»), Вацлав Магид, Василь Артамонов, Алексей Клюйков (Прага, Чехия, «Учите русский, мы еще вернемся!»), Елена Никитина (Владивосток, «Дальше некуда»), Гамал Боконбаев (Бишкек, Киргизстан, «Потерянный рай»), Дмитрий Пиликин (Санкт-Петербург, «Как выжить в Памятнике»), Дмитрий Булныгин (Новосибирск, «Метафорический терроризм»), Андрей Устинов (Санкт-Петербург, «Как выжить в Памятнике»), Михаил Павин, Евгений Макеев (Владивосток, «Дальше некуда»), Юрий Васильев (Калининград, «Заграничная территория»), Ербол Мельдибеков (Чимкент, Казахстан, «Потерянный рай»), Группа «Общее Вздрагивание» (Калининград, «Заграничная территория»), Гульнара Касмалиева, Муратбек Джумалиев (Бишкек, Киргизстан, «Потерянный рай»)
Место проведения: Европейский университет в Санкт-Петербурге
ул. Гагаринская д. 3, станция метро «Чернышевская»

9000 километров – расстояние от крайней западной до крайней восточной границы России. Километры «одной шестой части суши» объединены не столько экономически и политически, сколько географически. Проект 9000 км отражает новую художественную географию регионов, стремится показать их культурные составляющие и одновременно осознать общую артистическую «идеограмму», которая была бы тождественна современному состоянию «большого отечества» — европейского и азиатского, либерального и консервативного, столичного и провинциального одновременно.
В рамках Петербургской биеннале современного искусства видеоработы петербургских художников показываются в контексте проектов актуального искусства из других регионов России.

29 августа − 10 сентября
Золотая рыбка, Дух — инсталляции
Куратор: Карцивадзе Екатерина
Художник: Олег Тимченко
Место проведения: Европейский университет в Санкт-Петербурге
ул. Гагаринская д. 3, станция метро «Чернышевская»

1 сентября — 22 сентября
Дети — живопись
Куратор: Ирина Соколова (Россия, Санкт-Петербург)
Участники проекта: Александр Дорохов, Полина Друскинас (Россия, Москва)
Место проведения: культурно-социальный центр «Мастер-Класс»
ул. Рылеева д. 6, станция метро «Чернышевская»

Полиптих «Дети» представляет собой попытку рефлексии над ролью ключевых фигур человеческой истории (таких как Адам и Ева, Гитлер, Троцкий, Будда и другие) Соотнесение атрибутов детского мира с именами, а, следовательно, личностями указанных персонажей вызывает определенную тревогу. Привычный путь поиска соответствий оказывается тупиковым. Проект заставляет зрителя отказаться от стереотипов восприятия, связанных с оппозицией «взрослое-детское». Переосмысление традиционных дихотомий ведет к формированию нового типа рефлексии, не связанного с существующими моделями восприятия, раскрывающего внутренний потенциал вещи через эмоциональные и когнитивные возможности зрителя.

2 сентября — 14 сентября
Форма жизни — живопись, видеоинсталляция
Кураторы: Денис Башилов, Анна Ляшко (Россия, Санкт-Петербург)
Участники проекта: Кирилл Дацук, Александр Зуев (Россия, Санкт-Петербург)
Место проведения: Музей Ф.М. Достоевского
Кузнечный пер., д. 5/2, станция метро «Владимирская»

Жизнь людей, лишенных места жительства и занятий, находится практически вне сферы интересов современного искусства, при всем его стремлении к «пограничности» формы и содержания. Исторический опыт искусства, критически рассматривающего человека в его связях с социальной средой, сделал ее сферой табу, что особенно заметно в отечественном искусстве. Проект «Форма жизни» − попытка художественного осмысления этой грани существования современного общества — жизни бездомных и обездоленных. В проекте сопрягаются две оптики − классического живописца и видеохудожника, преломляющие социально табуированную реальность. Проект включает в себя демонстрацию масштабного живописного полотна, ряда этюдов к нему (Кирилл Дацук) и видеоинсталляцию (Александр Зуев).

5 – 17 сентября
Контекстуализм: Проспект Литейный, как он есть – акция, фото- и видео документация
Куратор: Павел Шугуров (Россия, Санкт-Петербург)
Участники: Арт-группа «33+1». Арт-группа «33+1» — это сообщество тридцати трех художников из разных городов России, объединенных рядом принципов, которые они изложили в своем манифесте: принцип «харизмы художника», принцип «эксперимента», принцип «заявленной индивидуальности», принцип «абсолютной сделанности».
Место проведения: музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, галерея «Сарай»
Литейный пр. д. 53, станция метро «Владимирская»

Сфокусировав внимание на Литейном проспекте, самой значимой для большинства из них части Петербурга, художники отказались работать с пространством улицы как со средой для размещения искусства: «Литейный проспект, как он есть – уже есть Искусство». Искусство, которому не хватает только названия.
Что может быть проще?
Ничего не изымая и не добавляя, кроме таблички с оригинальным названием избранного мотива и своего имени, объявить это место ИСКУССТВОМ.
Что может быть сложнее?
Взять на себя право «назвать» самую дорогую тебе часть города, подписаться своим именем, и быть ответственным за то, какую реакцию это вызовет у окружающих.

5 — 17 сентября
Культурный бойкот – акция
Куратор: Мария Коростелева (Россия, Санкт-Петербург)
Участники: Илья Гапонов, Кирилл Котешов, Максим Климович (Россия, Кемерово)
Место проведения: сад музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме,
Литейный пр. д. 53, станция метро «Владимирская»

Проект «Культурный бойкот» ставит своей целью соотнесение и проблематизацию локальных культурных пространств Санкт-Петербурга и Кемерово. Статус «культурной столицы» обеспечивает Санкт-Петербургу неизменную популярность и востребованность, прилагательное «петербургский» стало почти брендовым. Многие художники покидают другие города, стремясь в Питер. Централизация актуальных художественных явлений в культурной столице бойкотирует провинцию, лишая ее самобытных творческих перспектив. Проблемное соотнесение явлений провинциальной и столичной культур происходит в пространстве традиционного музея, что ставит под сомнение актуальность существующих культурных противостояний. Представленное таким образом в традиционном музее Петербурга современное искусство Кемерово заявляет о необходимости слияния различных культурных горизонтов без унификации их самобытности.

6 сентября − 13 сентября
We’re all living in America − объекты, инсталляция, живопись
Куратор: Екатерина Чудновская (Россия, Санкт-Петербург)
Художник: Александр Фирсанов (Россия, Санкт-Петербург)
Место проведения: Государственный музей политической истории России
Ул. Куйбышева д. 2, станция метро «Горьковская»

Современная европейская и российская действительность активно подвергаются американизации. Американская культура диктует миру параметры глобализации. Ни один президент, ни одной страны не известен так, как президент США. Лицо Джоржа Буша – это символ Америки, продаваемый и покупаемый, как и любой другой товар. На выставке представлены муляжи продуктов массового потребления, носящие политизированный характер. Выставочное пространство имитирует супермаркет.

6 сентября − 13 сентября
Ленин почтой — инсталляция
Куратор: Екатерина Чудновская (Россия, Санкт-Петербург)
Художник: Евгений Фикс (США)
Место проведения: Государственный музей политической истории России
ул. Куйбышева д. 2, станция метро «Горьковская»

Цель данного проекта — проследить отношение современной западной культуры к коммунистическому наследию. Ход Фикса кажется в высшей степени неординарным: он отправляет книгу В.И.Ленина «Империализм – высшая стадия капитализма» не в библиотеки музеев, а в крупные корпорации, являющиеся маркерами повседневной жизни западного общества. Реакция компаний на присланную книгу – это реакция на культурное наследие коммунизма.

20 сентября 15.00
Круглый стол «Экспертиза современного искусства: взгляд куратора, художника, ученого»
Место проведения: ул. Казанская д. 3, Конференц-зал института Международных связей РГПУ им. А.И.Герцена

Целью круглого стола является комплексный экспертный анализ современного состояния художественного процесса в Санкт-Петербурге. Участникам предлагается обсудить проблемы репрезентации, теоретического осмысления, институциональной закрепленности, государственной и спонсорской поддержки искусства. К участию приглашены эксперты-философы, культурологи, искусствоведы, художественные критики, специалисты по музейному и галерейному делу, а также кураторы и художники. Каждому эксперту предлагается осветить собственный взгляд на следующий круг вопросов:

  1. Есть ли смысл отделять «современное искусство» от просто «искусства»? Что является признаком «современности» того или иного художественного жеста?
  2. Каковы основные параметры современной художественной жизни Петербурга, какое место занимает в ней «актуальный художественный процесс»? Как вы оцениваете его состояние?
  3. Как вы оцениваете опыт институциализации художественной деятельности в Петербурге? Каковы наиболее перспективные направления ее развития?
  4. Есть ли смысл в проведении акций, подобных биеннале?
  5. Каковы роли художника и куратора в современном художественном процессе?
  6. Есть ли смысл развивать институт кураторства в Петербурге? Что вы вкладываете в это понятие?
  7. Каковы перспективы «петербургского вклада» в развитие современного искусства в России?

Помимо обсуждения заявленного круга вопросов предполагается подвести итоги биеннале и обсудить перспективы существования подобной формы представления современного искусства в дальнейшем.

19 − 22 сентября
Священные моменты – синтетическая акция
Кураторы: Анатолий Алексеев-Апраксин (Санкт-Петербург), Денис Стегарев (Москва)
Участники: Валерий и Наталья Черкашины, Влад Мамышев-Монро (Россия, Москва)
Место проведения: «Серебряный кит» акватория Невы (Пироговская набережная)

Художественная фиксация потока моментальных состояний посредством аудиовизуальных инсталляций и перформанса, работа со светом, звуком и оптикой создают особую экспозиционную атмосферу, которая призвана перенести зрителя в эвристическое пространство хронотоп-арта, в котором он становится не только соучастником, но и объектом искусства.

Выставка представляет собой серию взаимосвязанных художественных событий. Экспозиционное пространство состоит из трех залов и переходов между ними. Каждый день открывается один из залов, в котором материализуются «священные моменты».

22 сентября
Закрытие

 
Проект
Проект "Играем с Достоевским" Музей Ф.М. Достоевского
Проект
Проект "Ленин почтой" Государственный музей политической истории России
Проект
Проект "Новые символы отчизны" Галерея "Мансарда Художников"
Проект
Проект "Сбор материалов" Галерея-студия "Альбом"
Программа Видео-арта Арт-клуб
Программа Видео-арта Арт-клуб "Платформа"
Проект
Проект "We're all living in America" Государственный музей политической истории России
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года