Выставочный проект «НеоЛит»

16 сентября — 10 октября
Пермская государственная художественная галерея
Время работы выставки – с 11-00 до 18-00 часов
(понедельник – выходной день)

15 сентября в 16-00 в Пермской галерее открывается новый выставочный проект «НеоЛит». Выставка проводится в рамках программы «Пермь – Культурная столица 2006». Книгу художника представляют мастера из Нижнего Новгорода, других городов Поволжья, Москвы и Перми. Также 15 сентября в 14-00 в Пермской галерее будет проведен мастер-класс для студентов и педагогов художественных учебных заведений по созданию «Книги художника».

13 сентября в 11-00 в кофейне «Валида» в ходе традиционного пресс-коктейля состоится встреча с Евгением Стрелковым – автором этого художественного проекта.

Название выставки ассоциируется с исторической эпохой, ключевой в древней истории древних пермяков. Именно в эпоху неолита на территории Северного Урала происходят серьёзные изменения в материальной культуре, что позволило древним народам Прикамья перейти к оседлому образу жизни и новой стадии общественных отношений – позднепервобытной общине.

С другой стороны, название «НеоЛит» может быть прочитано как «новая литература», потому что отобранные для выставки авторские книги основаны на литературных текстах.

Наконец, корень лит – (камень) в названии выставки получает дополнительную окраску, связанную с названием компьютерного процессора на профессиональном жаргоне компьютерщиков. Особое внимание на выставке будет уделяться синтетическим проектам, включающим помимо собственно книги её медиальные компоненты, созданные при работе на компьютере. Эти приложения могут относиться к разным техникам и жанрам: цифровой анимации и видеомонтажу, компьютерным играм и электронной музыке. Технология создания самих книг тесно связана с компьютером: помимо традиционных техник (литографии или гравюры) всё большее распространение среди художников книги получают технологии электронной вёрстки и цифровой печати.

Отвергая свойственную механической эпохе узкую поэтапную специализацию (автор – издатель – редактор – иллюстратор – наборщик), сегодня художник примеряет на себя роль «художника-издательства», понимая издательство как особого рода творческий жест, актуальную художественную практику.

Подобный художник-издатель представляет собою что-то вроде «кустаря с мотором» эпохи НЭП (по меткому выражению художника Николая Селиванова), только мотор современного арт-кустаря – компьютер и настольная издательская система, а его книжные объекты – высокотехнологические поделки электрической эпохи. В таких изделиях немеханическое ручное производство (кисть, ножницы, клей и бумага) органично соседствует с новыми возможностями, которые предоставляют компьютер и электронные технологии.

Таким образом, традиционная книжная форма расширяется до нового и своеобразного информационного объекта, включающего, наравне с привычной визуальностью печатного слова и иллюстрации, всю полноту тактильных и даже слуховых ощущений.

В таких бук-арт-проектах собственно книга становится центром, вокруг которого разворачивается электронная медиаоболочка. Это позволяет художнику говорить со зрителем на современном языке, но синтаксис этого языка обогащён многовековой книжной традицией.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года