«Верю!»

Проект «Верю!». Фото автора

В Москве с 28 января по 31 марта проходила выставка-проект под названием ВЕРЮ. Название, сильно контрастирующее с лозунгом апрельского «дня дурака». Не ВЕРИть – это просто, а вот ВЕРИть – очень трудно, и этому надо учиться.

«Первое апреля – никому не верю». Всем нам с детства известна эта фраза. Нельзя никому доверять в праздник, суть которого заключается в обмане. От любого человека в этот день можно ждать шутку или какой-то подвох. Главное: не покупаться на фразочки по поводу грязных джинсов, особенно если с утра ты надела юбку, и развязанных шнурков (хотя ты прекрасно знаешь, что твои кеды на липучках). В общем, не верь никому 1 апреля!

Проект ВЕРЮ проходил в рамках Биеннале современного искусства на территории арт-центра «Винзавод». Выставка развернулась там, где в прежние времена под сводчатыми каменными стенами хранили бочки с вином. Запах пропитанного вином дерева еще витает в воздухе. Куратором проекта выступал Олег Кулик, широко известный своим перформансом, в котором он сам был главным участником – собакой, кидающейся на прохожих и кусающей их за ноги.

Эта выставка о вере в Бога, о вере вообще, о том, как каждый художник видит эту священную веру. О том, как религия в наше время сталкивается с действительностью. «Верю» – это Бог и современное искусство. Синтез самого святого и нью-арта. Данный проект – это просто интересные инсталляции. Каждый находит и видит здесь что-то свое, останавливается, долго ходит вокруг, пытаясь вникнуть, именно у того «экспоната» или видео-инсталляции, которая ему ближе и понятней.

В одной из зал подвала стоит бочка, в которую с потолка капает вино. Капля за каплей, вспенивая поверхность темно-красной жидкости. Это не просто алкогольный напиток, это кровь Христа, отдавшего свою жизнь за грехи человеческие.

Первое, что видит человек, попадая на проект «Верю», — экскаватор, накрытый черной тканью, стоящий в полумраке бывшего погреба. Дмитрий Пригов, автор этой инсталляции, как бы говорит нам, что не все существующее в нашей Вселенной можно увидеть, потрогать, оценить. В некоторые вещи надо просто ВЕРИть.

Кисина Юля предоставляет посетителям выставки возможность (может быть, для кого-то это последний шанс) исповедаться в грехах своих у «Виртуального священника». Для этого нужно просто снять трубку телефонного автомата и набрать номер, написанный рядом, в тональном режиме. Ведь каждый в наше время чувствует потребность в духовном наставнике. «Исповедальня» — это синтез технических достижений современных телекоммуникаций и традиционного ритуала исповеди.

Группа Газа представила свой взгляд на вопрос веры: запутанный лабиринт, стены которого сделаны из неотесанных досок, поролоновых кирпичей, нагромождений спинок от кроватей, старых, проржавевших дверей и каких-то непонятных сеток. Мало того, что это интересно и красочно (ведь не знаешь, куда тебя приведет тот «рукав» лабиринта, который ты выбрал, а приводит он только к интересным вещам), такое путешествие еще и опасно. Кажется, что в любой момент все это может обрушиться на голову забредшего сюда странника. В середине лабиринта – тупик, пронизанный голубым космическим свечением. Круглый зал, куда в итоге приводят все изгибы лабиринта (если они, конечно, не заканчиваются тупиком), моментально ослепляет путника. Выбравшись из мрака переходов, человек оказывается перед «телеалтарем» – это сорок плазменных экранов, на каждом из которых изображения икон. Причем этот лабиринт сделан так, что через вход нельзя выйти, а через выход – войти.

Каждая инсталляция проекта – это отдельная законченная идея и концептуальная находка художника, к которым ничего не добавишь, кроме восклицания: «Как же это классно!» Все это: и комнату со светом, выключающимся сразу, как только в нее кто-то заходит, и гигантскую поролоновую лошадь, подвешенную к потолку вверх тормашками, с бутафорскими сапогами на шее, и ансамбль из поролоновых собак, подсвеченных ультрафиолетом, — надо видеть своими глазами. Потом, поднявшись по лестнице, ведущей к солнечному свету, прочь из винного погреба, решить для себя: ВЕРЮ я или не ВЕРЮ.

Шеховцев Сергей, Файбисович Семен
«Дама с собачками»
«Дама с собачками» — это переосмысление образа прекрасной Дамы и ее окружающих. Что необычно, собаки выполнены из поролона.

Худяков Константин
«Не верю!» Видео-инсталляция.
На столе лежит кусок толстого прозрачного пластика.
Склоняешься над ним, заглядываешь в лицо, обрамленное бородой, какую носили во времена Иисуса. Лицо начинает меняться: исчезает растительность, черты заостряются, западают глаза. Это уже не лицо, это человеческий череп. Он начинает обрастать тканью, появляются глазные яблоки, скулы, волосы. И так по кругу.
Бесконечный круговорот: от жизни к смерти. Изредка тишину подвала пронизывают голос, произносящий утвердительно «Не верю!», и звук, как если бы поцеловали воздух.

Дульфан Дмитрий, Зарва Сергей
«Капля»
«Капля» — вариант пространства для медитации. Зритель входит в странное сооружение, в центре которого – огромная силиконовая слеза. Возможно, космического происхождения. В ее застывших потеках – лица обычных людей, таких, как мы с вами. Все мы периодически нуждаемся в уединении и медитации.

«Остановившееся время»
Эта инсталляция – заевший механизм часов – символизирует остановившееся время, момент познания истины и полной гармонии.

Дарья Иванникова

 
Проект «Верю!». Фото автора
Проект «Верю!». Фото автора
Проект «Верю!». Фото автора
Проект «Верю!». Фото автора
Проект «Верю!». Фото автора
Проект «Верю!». Фото автора
Проект «Верю!». Фото автора
Проект «Верю!». Фото автора
Проект «Верю!». Фото автора
Проект «Верю!». Фото автора
Проект «Верю!». Фото автора
Проект «Верю!». Фото автора
Проект «Верю!». Фото автора
Проект «Верю!». Фото автора
Проект «Верю!». Фото автора
Проект «Верю!». Фото автора
Проект «Верю!». Фото автора
Проект «Верю!». Фото автора
Проект «Верю!». Фото автора
Проект «Верю!». Фото автора
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года