Феи в Советской Армии

8 апреля 2007 года на Главной сцене Центрального академического Театра Российской Армии состоялась премьера спектакля «Похищение принцессы фей»...

Театр Советской Армии (ныне ЦАТРА) возвышается над соседними домами пятиконечной звездой. Под ярким слепящим солнцем его желтые стены выглядят еще насыщеннее и вступают в контраст со свежим голубым небом. Дорожка между припаркованными машинами ведет к возвышению, на которое взгромоздилось здание театра. Подъезд № 5, иначе: «Служебный вход». С трудом открываю тяжелую деревянную дверь, сбегая по лестнице, попадаю в небольшой зальчик. Там уже собрались все охотники за информацией. За нами спускаются. Все мы, карабкаясь по узкой лестнице, ожидаем того, что скоро нам приоткроют завесу, отделяющую зрителей от места, где вершится некое таинство, — мы окажемся в «закулисье». С лестницы – в темный тесный коридорчик, один рукав которого ведет в зрительный зал, другой – за сцену. Уже отсюда можно увидеть нагромождение декораций за сценой, но все это еще впереди, а пока – в зал. Свет приглушен, партер и амфитеатр краснеют бархатом – на местах для зрителей никого. Но это еще не все сюрпризы: при повороте головы в сторону сцены практически невозможно удержаться от возгласа «Вот это да!»…

8 апреля 2007 года на Главной сцене Центрального академического Театра Российской Армии в 12.00 состоялась премьера спектакля «Похищение принцессы фей». Это новый музыкальный спектакль, в котором усилиями режиссера и сценариста Андрея Бадулина были соединены акробатические номера, цирковые фокусы, шоу жонглеров и прекрасная музыка. Особый упор делается на декорации, ведь по размеру и внушительности им нет равных во всем мире. В спектакле есть сцена, где главные герои попадают в Страну великанов. Так вот, ботинки великана составляют 4 метра в длину, ноги в синих коротеньких штанишках и в полосатых носках теряются под сводами театра, великановы руки способны зажать в кулаке человек пять одновременно. В настоящее время руководство ЦАТРА рассматривает возможность подачи заявки в российскую Книгу рекордов Гиннеса, чтобы зафиксировать сценический рекорд по размеру декораций «Похищения принцессы фей».

Особенное внимание уделяется освещению. Мало того, что все декорации представляют собой расписанные полотна, они ко всему прочему подсвечиваются разноцветными огнями, становясь, что называется, кислотных цветов. Шатер, стоящий в глубине сцены, пестрит розовым, желтым, зеленым. Арку сцены обволакивает подсвеченное ярко-синим и ярко-зеленым полотно с изображением цветов разного цвета: свет насыщенный и в то же время спокойный, не отвлекающий зрителя от происходящего на сцене. И правда, как в волшебной сказке. «Несмотря на то, что премьера уже 8 апреля, со светом начали работать только вчера. То, что вы видите, это еще не проработанное освещение, — объясняет художник-постановщик спектакля Смирнов Михаил Николаевич. – Целый месяц мы занимались изготовлением и подготовкой декораций в производственных цехах театра. Нам нужно было решить основную проблему: побороть пространство, ведь сцена театра составляет 950 квадратных метров, а высота до ее потолка – 39 метров. Необходимо было подчеркнуть мощь театра». Судя по тому, что мы увидели на сцене, работа выполнялась с энтузиазмом и высоким профессионализмом.

Цирковые и акробатические номера помогал ставить известный цирковой режиссер Андрей Питинов. Одной из самых сложных сцен является сцена воздушного боя. Когда нас водили по цехам театра, мы сумели подглядеть секрет полета главного героя, роль которого исполняет Константин Днепровский. В бутафорской одна мастер занималась тем, что на половину человеческого туловища одевала штаны, точно такие, какие мы видели на главном герое. «Эта половина туловища пристегивается к главному герою вот этими ремнями», — разъяснила она. На самого же актера, на его нижнюю часть, накинут бархатную накидку. Вот так и летают люди в театрах. Таня Михина, исполнительница роли похищенной принцессы, также призналась, что будет летать: «Меня поднимут, сидящей в обруче, руки закрепят специальными креплениями, так, что, я надеюсь, все пройдет просто отлично!» На сцене будут задействованы 13 механических подъемно-опускных площадок, так что актеры будут то возвышаться над сценой, то «проваливаться» под нее.

Музыку к спектаклю написал композитор ЦАТРА Рубен Затикян. Все партии исполняются актерами вживую, никакой фонограммы. Это очень сложно, потому что актеры не просто поют, но и танцуют, и бегают, и прыгают, ведь это не просто сказка — это детский мюзикл.

«Спектакль получился очень интересный, — заявляет режиссер Андрей Бадулин. – Профессиональные актеры, частая смена декораций. Яркие костюмы, грим. Огромное значение мы уделяем освещению. В спектакле задействованы два поколения актеров. Эта премьера – наш пасхальный подарок детям».

Спектакль отлично поставлен. В нем есть все, что нужно детям: красочность, зрелищность, динамичность, веселая музыка, шутки, интересный сюжет, мораль. В одной из сцен Константин Днепровский говорит своей партнерше: «Ты разве не помнишь, что разговаривать с незнакомцами нехорошо?» Каждый ребенок, что сидит в зале, конечно, помнит эту простую истину. Этот спектакль будет им понятен и близок: декорации сказки шагают в ногу со времен, они современны, а глубинный смысл остался неизменным, ведь, как и в любой сказке, в «Похищении принцессы фей» все заканчивается победой добрых сил.

Дарья Иванникова

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года