Цикл «Высокая нота»

14 апреля в Музеях Московского Кремля состоится 3-й концерт цикла, представляющий выступление известной пианистки Джоанны Макгрегор с программой «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» французского композитора Оливье Мессиана.

Музеи Московского Кремля, совместно с ОАО «НОВАТЭК», реализуют новый культурный проект под общим названием «Высокая нота». В рамках проекта в течение 2007 года в музейных залах Кремля проходит цикл концертов, основанных на живых выступлениях известных зарубежных исполнителей ранней аутентичной и сакральной музыки.

Выбор местом проведения концертов музейных залов Кремля не случаен: во-первых, этому способствовала уникальная акустика Крестовой палаты Патриаршего дворца и залов Оружейной палаты, позволяющая пригласить мировых звезд исполнительского искусства; во-вторых, обстановка Патриаршего дворца и Оружейной палаты придает музыке по-настоящему аутентичное звучание, т.к. ранняя музыка при дворах Европейских правителей в своем оригинальном исполнении звучала именно в подобных залах; в-третьих, концерты цикла уникальны. Это образцы как православной, так и ранней музыки других религий и конфессий, которые в Средние века мирно сосуществовали в европейской культуре и оставили превосходные памятники своего сосуществования.

Такое значимое культурное событие еще раз напоминает о том, что Кремль издревле был духовным центром России. Ведь именно здесь в конце XV века создается первый в России профессиональный «хор певчих дьяков», исполнявший духовную музыку как в Кремлевских соборах, так и при царском дворе, а в XVII веке строится своего рода театр – Потешный дворец царя Алексея Михайловича, где была осуществлена грандиозная по тем временам постановка на библейский сюжет «Артаксерксово действо», включавшая музыку, пение, танцы.

Цикл «Высокая нота» представляет исполнителей из Европы, Ближнего Востока, Великобритании и США. Программа концертов включает аутентичную раннюю музыку и музыку современных авторов – от минимализма до таких композиторов, как Пярт, Тавенер, Горецкий и др. Эти музыкальные жанры, в свою очередь, оказали огромное влияние на таких мастеров мировой музыки, как Дон Эшпо, Майкл Найман, Джоанна Макгрегор и Квартет Росамунде.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года