Нет криминалу на антикварном рынке!

Каталог похищенных из Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) рисунков архитектора Якова Георгиевича Чернихова

Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура) представляет очередной выпуск каталога «Внимание, розыск!»

Каталог «Внимание, розыск!» — это каталог культурных ценностей, включенных в Электронную регистрационно-поисковую автоматизированную систему по регистрации похищенных и утраченных культурных ценностей. Первый выпуск, вышедший в октябре 2006 года под названием «Каталог предметов искусства и антиквариата, находящихся в розыске», был удостоен премии «Лучшая книга 2006 года».

Каталог похищенных из Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) рисунков архитектора Якова Георгиевича Чернихова подготовлен в соответствии с полномочиями Росохранкультуры по регистрации фактов пропажи, утраты, хищений культурных ценностей, а также по организации и обеспечению оповещения государственных органов и общественности в Российской Федерации и за ее пределами о таких фактах в целях предотвращения незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности. Издание содержит несколько сотен изображений, находящихся в розыске.

Предлагаем вашему вниманию интервью главного редактора журнала «Русское искусство» с руководителями проекта – Виктором Петраковым и Владимиром Рощиным, опубликованное в «РИ» № 2 за 2007 год.

Найти и вернуть

Ольга Костина. Это издание вряд ли нужно представлять читателям как мало кому известную новинку. «Каталог предметов искусства и антиквариата, находящихся в розыске», подготовленный Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, действительно, вышел совсем недавно, однако имеет широкое хождение и, что самое главное, работает во всю мощь. Уже широко известны факты возврата в Росохранкультуру ценнейших произведений. Поэтому, Виктор Васильевич и Владимир Карпович, захотелось побеседовать с вами, руководителями этого, не побоюсь преувеличения, грандиозного, важнейшего для национальной культуры проекта. Как родилась идея создания «Каталога»?

Виктор Петраков. Идея родилась давно. Уже несколько лет Управление по сохранению культурных ценностей Росохранкультуры создает электронную базу предметов искусства, находящихся в розыске, похищенных из музеев, частных собраний, корпоративных коллекций, храмов. Это открытая информация. И мы советуем всем антикварам и собирателям перед тем, как приобретать какое-то произведение искусства в свою коллекцию или для дальнейшего продвижения, обращаться к нам, чтобы проверить, не находится ли оно в розыске. Точно так же мы проверяем все, что заявляется к вывозу.

Человек, имеющий на руках наш документ, свидетельствующий о том, что такой-то предмет в такой-то день в розыске не находится, получает статус добросовестного приобретателя, предпринявшего все возможное для проверки провенанса предмета искусства. Эта проверка нами велась и продолжает вестись таким образом: один, максимум два сотрудника Управления сверяют то, что предлагается на внутренних и внешних аукционах, антикварных салонах с тем, что есть в нашей базе пропавших предметов искусства, и мы, разумеется, пытаемся найти эти предметы. «Каталог» делает розыскную работу более эффективной: база данных становится доступной для тысяч и тысяч глаз. С его изданием вероятность обнаружения похищенных произведений резко возрастает.

Соавтором Росохранкультуры в реализации создания такого каталога явился Владимир Карпович Рощин.

О.К. Польза «Каталога» определяется и опубликованными в нем документами, в которых изложены правила перемещения культурных ценностей. Эти правила нацелены на ограничение возможностей их незаконного оборота. Но, с другой стороны, несколько лет назад, по инициативе Минэкономразвития из перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию, была исключена реализация предметов антиквариата…

В.П. И с того момента, к сожалению, были утрачены правовые понятия «антиквариат» и «антикварная торговля». Возросло число стихийных точек торговли предметами старого искусства. Рынки и развалы используются для скупки и последующего сбыта похищенных культурных ценностей. Увеличилось число незаконных передач прав собственности на культурные ценности, а также непрофессиональной реставрации произведений искусства, активизировался незаконный сбыт предметов из археологических раскопок… Рост криминальной составляющей антикварного рынка связан с повышенным спросом на антиквариат. И в этих условиях значение издания «Каталога» возрастает.

О.К. Расскажите, пожалуйста, о конкретных последствиях его выхода.

Владимир Рощин. Конкретика весьма позитивна, и не только конкретика, но и тенденция в целом. В качестве примеров можно привести следующие. Самый ранний – возврат почти сразу же после выхода «Каталога» журналистом и антикваром Константином Журомским пейзажа А.А. Борисова «Горы Вильчики при вечернем освещении в половине сентября», принадлежавшего Третьяковке и пропавшего в годы войны из Торгпредства СССР в Берлине. И сравнительно недавнее событие – передача анонимным лицом в Росохранкультуру, через фракцию КПРФ в Госдуме, картины Ж. Жерома «Бассейн в гареме», похищенной в 2001 году из Эрмитажа.

Кстати, из всех сайтов, разместивших информацию о «Каталоге», только на вашем (www.rusiskusstvo.ru – О.К.) была опубликована эта работа. А вскоре состоялась ее передача в Росохранкультуру.

Неважно, откуда именно владелец картины почерпнул информацию о ней, важно, что работа эта уже в конце января 2007 года вернулась в Эрмитаж. Кроме этих двух работ возвращены и несколько картин из частных собраний. Хорошо, что специализированные журналы – «Антиквариат», «Антик. Инфо», а теперь и «Русское искусство» – информируют об этом профессиональную среду, захватывая все более широкие ее слои. И не только журналы. Например, галерея «Триумф» и лично Емельян Захаров оказали большую поддержку в распространении «Каталога», разослав 500 экземпляров зарубежным галеристам. Сведения о художественных пропажах расходятся как круги по воде.

И вот какая тенденция прослеживается: вопреки опасениям некоторых работников МВД, владельцы разыскиваемых Росохранкультурой работ не прячут их, а с готовностью возвращают. Люди не хотят хранить у себя краденое. Да и смысла нет прятать картину, если ее некому показать. Хотя, разумеется, есть и недовольные появлением «Каталога»…

О.К. Реакция общества на выход этой книги – своего рода проверка его нравственного состояния. Приятно, что можно говорить о позитивной тенденции. А каково дельнейшее развитие проекта?

В.Р. Этот том – только начало. Второй том монографический. Он включает пропавшие из Музея архитектуры работы Якова Чернихова. Вслед за «черниховским» выйдет том, который, как я предполагаю, станет настоящей бомбой в профессиональном мире. О чем он? Тему не хотел бы озвучивать раньше времени. В плане подготовки – том, посвященный фальшивкам и подделкам. Надеюсь, что он выйдет в ближайшие месяцы.

О.К. Хочется пожелать изданию как можно более широкой читательской аудитории. Чем масштабнее ареал распространения информации «Каталога» и информации о «Каталоге», тем выше вероятность сохранения целостности нашего национального достояния.

Законопослушный гражданин, выяснив, что предметы, которые попали в его поле зрения, похищены и находятся в розыске, может позвонить по телефонам (495) 624-34-58; 623-87-54; тел./факс (495) 628-57-50; 628-56-61, и решить вопрос о возвращении предметов, незаконно попавших на рынок искусства.

Для получения офоициального ответа по конкретным произведениям искусства и предметам антиквариата просим обращаться с письменными запросами в Росохранкультуру.

 
Яков Георгиевич Чернихов. Рисунок из цикла «Конструкции и объемы» (РГАЛИ, ф.1978, оп.2, д.2, л.18)
Яков Георгиевич Чернихов. Рисунок из цикла «Конструкции и объемы» (РГАЛИ, ф.1978, оп.2, д.2, л.18)
Яков Георгиевич Чернихов. Рисунок из цикла «Конструкции машинных форм» (РГАЛИ, ф.1978, оп.2, д.3, л.1А)
Яков Георгиевич Чернихов. Рисунок из цикла «Конструкции машинных форм» (РГАЛИ, ф.1978, оп.2, д.3, л.1А)
Яков Георгиевич Чернихов. Рисунок из цикла «101 архитектурная композиция» (РГАЛИ, ф.1978, оп.2, д.12, л.29)
Яков Георгиевич Чернихов. Рисунок из цикла «101 архитектурная композиция» (РГАЛИ, ф.1978, оп.2, д.12, л.29)
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года