«Прочтение стихий и зарожденье мифов…»

«Книги Просперо».

В Зверевском центре современного искусства в течение недели, с 23 по 30 апреля, прошла уникальная выставка, посвященная 444-й годовщине со дня рождения Уильяма Шекспира.

Участниками выставки стали художники, поэты, музыканты, актеры, которые, не обременяя себя решением «шекспировского вопроса», попытались создать библиотеку книг, охватывающих весь мир и его тайны. Взяв сначала за основу миф, уже несколько столетий связанный с именем великого английского драматурга, и интерпретацию этого мифа Питером Гринуэем в своем фильме «Книги Просперо», мастера книги художника в течение года работали над проектом. Но случилось так, что, по словам организаторов, «Шекспир остался в проекте лишь своеобразным эпиграфом, историческим камертоном». Слова мага Просперо, одного из героев пьесы У. Шекспира «Буря», о его волшебных книгах и послужили эпиграфом к выставке, поскольку участники проекта попробовали воплотить в жизнь идею создания библиотеки тех самых книг, которые могли бы принадлежать Просперо и описывали бы «весь мир в пространстве и времени».

«Любое творчество – своеобразный миф, — считает куратор выставки, художник Михаил Погарский. – Мы пытались создать книги, которые вышли из некоего иного пространства и стали вдруг посланием стихий, и художники, поэты попробовали эти послания прочитать каждый по-своему».

Так появились «книги стихий», нашедшие свое воплощение в различных формах – на выставке можно увидеть классические книги и стихо-картины, книги-объекты и видеоинсталляции, лэнд-арт и перфоманс. В «Библиотеке Просперо» нашлось место книгам Воды, Земли, Огня, Воздуха, Снега, Вина, Памяти, Космоса и многим другим.

Первые экспонаты встречали посетителей еще у входа в Зверевский центр – при свете факелов качались на ветру привязанные к ветвям деревьев металлические страницы, на которых поэт и художник Эвелина Шац написала отрывки из своей поэмы «Гамлет на балконе». В помещении экспозицию открывала книга-объект «Стихия музыки», театрального художника Альберта Камалиева, впервые выполнившего работы в жанре книги художника. Четыре композиции книги-метафоры рассказывали о возможных путях зарождения музыки и сопровождались хокку, специально написанными М. Погарским для этой книги.

Еще одним дебютантом выставки стала художница Ирина Преснецова. Ее работу «Зимняя бумага» организаторы считают одной из самых поэтичных и нежных книг. Снова порадовала работа художника Александра Свирского – лиричная книга «Муравьиные песни». Книга-трансформер, выполненная Родионом Черниевским, предполагала огромное количество вариантов прочтения.

Известный художник Михаил Карасик экспонировал «Книгу на фарш» и «Кирпичные строфы». Владимир Смоляр представил книгу «Стихия тела и Тела стихий», сделанную на основе серии боди-арт перфомансов, и видеоинсталляцию «Книга песен», состоящую из пяти новелл. Михаил Погарский и Гюнель Юран создали библиотеку миниатюрных свитков и миниатюрную книгу сонетов Шекспира, а также видеофильм «Книга воздуха». Виктор Гоппе обратился к стихам К. Кедрова, А. Паршикова, А. Еременко и И. Жданова, объединив произведения в «Книгу почета». Много оригинальных работ представили итальянские мастера книги художника – Фауста Скуатрити, Стефано Содду, Макс Марра, Мави Феррандаб, Анна Гийо.

Поэт и художник Бруно Нивер, более 10 лет назад покинувший Париж, чтобы остаться в Москве, создавал для выставки яркие стихо-картины «В объятьях безумного ветра» и на открытии читал свои стихи. Вернисаж завершала постановка Эвелины Шац «Гамлет на балконе» в исполнении Елены Шкурпело и молодых актеров. В спектакле, дающем современную трактовку образа Гамлета, для декораций и костюмов актеров использовалась бумага с записями фрагментов поэмы.

По мнению Виктора Гоппе, осуществленный мастерами Книги художника проект позволил еще более расширить рамки этого жанра книжного искусства.

Организаторы и участники проекта, с увлечением готовившиеся к выставке, считают, что в созданных произведениях им удалось реализовать задуманное. «Библиотеку Просперо» предполагается сделать передвижной выставкой, чтобы увидеть удивительные книги смогли не только москвичи. А повторение перфоманса Э. Шац ожидается в июне 2007 года на Втором Международном Московском книжном фестивале в ЦДХ.

Екатерина Гоголева

Организаторы выставки: Дизайн-студия «Треугольное колесо»

 
«Библиотека Просперо». Р. Черниевский. Книга-трансформер
«Библиотека Просперо». Р. Черниевский. Книга-трансформер
«Библиотека Просперо». И. Преснецова. Книга «Зимняя бумага». Фрагмент
«Библиотека Просперо». И. Преснецова. Книга «Зимняя бумага». Фрагмент
«Библиотека Просперо». А. Свирский. Книга «Муравьиные песни»
«Библиотека Просперо». А. Свирский. Книга «Муравьиные песни»
«Библиотека Просперо». М. Карасик. Книга «Слова из Маркизовой лужи»
«Библиотека Просперо». М. Карасик. Книга «Слова из Маркизовой лужи»
«Библиотека Просперо». А. Гийо. Книга «Art-world»
«Библиотека Просперо». А. Гийо. Книга «Art-world»
«Библиотека Просперо». Фрагмент экспозиции
«Библиотека Просперо». Фрагмент экспозиции
«Библиотека Просперо». М. Марра. Книга «Scena»
«Библиотека Просперо». М. Марра. Книга «Scena»
«Библиотека Просперо». Б. Нивер. Стихо-картина «В объятьях безумного ветра»
«Библиотека Просперо». Б. Нивер. Стихо-картина «В объятьях безумного ветра»
«Библиотека Просперо». М. Погарский. Книга «Мера моря»
«Библиотека Просперо». М. Погарский. Книга «Мера моря»
«Библиотека Просперо». Гамлет на балконе
«Библиотека Просперо». Гамлет на балконе
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года