Русский художник будет расписывать православный храм во Франции

Русский художник Иван Славинский, проживший более 10 лет на западе и вернувшийся по зову сердца в Россию, получил благословение настоятеля русской православной и зарубежной церкви на роспись церкви Св. Архангела Михаила в г. Канны.

Русская церковь Святого Архангела Михаила, расположенная на бульваре Александра III, в течение 112 лет своего существования является священным местом для всех православных паломников, русских эмигрантов и туристов, приезжающих в Канны.

Эта церковь напрямую связана с русской культурой и историей: она не только построена в традициях русских храмов, но и связана с именами известных исторических деятелей. В ней проходило венчание великого князя Андрея Владимировича и легендарной красавицы своего времени балерины Матильды Кшесинской (в прошлом — возлюбленной последнего русского императора). Также каннский храм Святого Архангела Михаила знаменит памятными гробницами. Под церковью находится обширный склеп. Большинство туристов приезжает сюда, чтобы поклониться покоящемуся здесь праху членов российской императорской семьи. Также в церкви сохранены подлинные мощи святых праведных Иоанна Кронштадтского и Симеона Верхотурского, преподобного Серафима Саровского.

Храм Святого Архангела Михаила в Каннах был построен в 1894 году по проекту французского архитектора Нуво при поддержке российского императорского дома.

Но основная часть пожертвований исходила от «местных» русских – православной общины в Каннах, для духовных нужд которых и строился храм. Среди них можно назвать Вел. Кн. Михаила Михайловича, Вел. Кн. Михаила Николаевича, Вел. Кн. Анастасию Михайловну, Вел. Герц. Мекленбург-Шеринскую, А.Ф. Скрипицину — супругу Трипе, пожертвовавшую землю под храм и многих других. На сегодняшний день храм нуждается в капительном ремонте и восстановлении.

Реставрационные работы в храме Святого Архангела Михаила начнутся летом 2007 года.

Продолжая традиции добровольных пожертвований в строительство храма, для Ивана Славинского эта работа также будет являться благотворительным актом, а не коммерческим проектом.

Историческая справка:

Долгое время единственной отдушиной русских на всем побережье Ривьеры, т.е. от французского города Сан-Рафаэля и до итальянской Генуи, была русская православная церковь в Ницце. Такое неудобство, в особенности для людей недужных, побудило одну из постоянных жительниц г. Канн, жену местного землевладельца, Александру Феодоровну Трипе – урожденную Скрипицыну устроить в 1886 г. при своей вилле небольшую церковь, куда время от времени для совершения служб и треб приезжал причт из г. Ниццы.

Более регулярно начали совершаться здесь службы с 1889 г., с приездом в Канны Великой Княгини Анастасии Михайловны, ее придворным Шверинским причтом. Г-жа Трипе-Скрипицына любезно предложила русской колонии свою церковь, но это небольшое здание, с открытием в нем регулярного совершения богослужений, оказалось не в состоянии вмещать всех желавших помолиться.

Нужда в более обширном храме с каждым годом становилась все ощутимее. Ввиду этого духовник Великой Княгини Анастасии Михайловны протоиерей Григорий Остроумов в 1893 г. обратился к проживавшему уже несколько сезонов в Каннах Великому Князю Михаилу Михайловичу с просьбой о содействии к построению здесь нового, более обширного храма. Великий князь очень сочувственно отнесся к идее протоиерея Остроумова и с присущей ему энергией оказал большую помощь к скорому и успешному осуществлению этого благого начинания. Немедленно под личным Его председательством был составлен строительный комитет, некоторые члены которого кроме уже данных ими пожертвований на построение храма, обязались вносить в течение 10 лет каждый ежегодно по 250 франков в обеспечение содержания новоустрояемого храма; а г-жа Трипе-Скрипицына предложила в дар под церковь участок земли в 1, 750 кв. метров, расположенный в одном из лучших кварталов города.

Можно с уверенностью сказать, что это ценное пожертвование и обещанное десятилетнее содержание будущего храма и послужили краеугольным камнем к осуществлению задуманного святого дела. С благословения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Палладия, протоиереем Г. Остроумовым был начат, среди проживавших в 1894 г. в Каннах русских, сбор денежных пожертвований на построение церкви. Сбор этот увенчался успехом совершенно неожиданным: в два месяца строительный комитет уже располагал суммою в 60, 000 франков, почему было решено воспользоваться текущим строительным сезоном и немедленно же приступить к постройке храма. 23 апреля 1894 г. была совершена закладка храма во имя святого Архистратига Божия Михаила.

Постройка храма была доверена французскому архитектора г. Нуво, но велась под непосредственным и постоянным наблюдением протоиерея Остроумова. Дело шло так успешно, что к половине ноября того же 1894 г., был готов храм вместимостью на 400 человек, а 22 ноября того же месяца и года протоиереем Григорием Остроумовым в сослужении причтов Ниццкого, Ментонского и греческого Марсельского, было совершено торжественное освящение его. Городской Муниципалитет, в полном своем составе присутствовавший при освящении, в память сего торжественного события преподнес свое постановление о переименовании бульвара, на котором находится русский храм из Notre Dame des Pins в бульвар Александра III (Boulevard Alexandre III).

Величественный храм и ныне является украшением Канн и свидетельствует о величественном прошлом Императорской России.

В истории находящегося в ведении Российской Православной Церкви на Западе (РПЦЗ) каннского храма Святого Михаила Архангела, кроме его пламенного основателя отца Григория Остроумова, нужно отметить и отца Игоря Дулгова, будущего архиепископа Брюссельского и Западно-Европейского Серафима, служившего здесь настоятелем в 1960-х годах, скончавшегося в конце 2003 г. В ней также служили протоиерей В. Шустин и священник А. Миловидов, клирики Русской Зарубежной Церкви. Ныне это резиденция архиепископа Каннского и Европейского Варнавы (Прокофьева).

Помимо создания большим содружеством русских в Зарубежье, храм этот замечателен и памятными гробницами. В склепе, находящемся под храмом, похоронены протоиерей Григорий Остроумов с матушкой. Тут и гробница князя П. А. Ольденбургского, он умер в 1924 году. В одной из ниш — саркофаг адъютанта Государя Императора Николая II Великого князя Петра Николаевича, скончавшегося в 1931 году, и его супруги Милицы Николаевны, дочери черногорского короля Николая I, умершей в 1951 году. В другой нише покоятся останки Великого князя Николая Николаевича, скончавшегося в 1929 году, и его жены, тоже дочери черногорского короля Николая I Анастасии Николаевны, умершей в 1935 году.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года