«Вивальди и русское палладианство»

Франческа Кьеза (зам.директора ИИК, атташе по культуре посольства Италии), Инна Пуликова (журнал «Русское искусство»), Альберто ди Мауро (директор ИИК, советник по культуре посольства Италии), Денис Голубев (ансамбль «Солисты Барокко»)

Дубровицы, 19 мая 2007 года, суббота

Ансамбль «Солисты Барокко»
при поддержке Итальянского института культуры в Москве
представляет проект
«Вивальди и русское палладианство»

19 мая редакции журнала «Русское искусство» посчастливилось присутствовать на представлении второго музыкального проекта из цикла «Россия и Италия на протяжении веков», связанного с культурой России и Италии XVIII века, которое состоялось в усадьбе князя Голицына Дубровицы.
В Дубровицах Итальянский институт культуры в Москве (ИИК) представляли: Альберто ди Мауро (директор ИИК, советник по культуре посольства Италии) и Франческа Кьеза (зам.директора ИИК, атташе по культуре посольства Италии).

В концертной программе «Вивальди. Русский след» прозвучала инструментальная и вокальная музыка А. Вивальди, Л. Мадониса, Дж. Верокаи, Д. Далольо, Ф. Антонолини, О. Козловского, Д. Бортнянского.

О великом венецианце Антонио Вивальди известно почти всё. Его музыку любят во всём мире, и Россия — не исключение. Но, оказывается, Вивальди и Россию связывают очень прочные музыкальные нити.

Вокруг имени Вивальди существует множество легенд. Есть и такая, что он стремился посетить нашу северную страну, но так и не решился из-за своего уже почтенного возраста и слабого здоровья. Всё же, в конце жизни, Вивальди совершает путешествие в Вену, где умирая, завещает своим ученикам совершить путешествие в Россию. И вот в Российскую империю приезжают четыре выдающихся музыканта — ученики Вивальди. Это Луиджи Мадонис, Джованни Верокаи, Доминико Далольо и Фердинанд Антонолини. Все они родились в Венеции, учились композиции и игре на скрипке у великого Антонио Вивальди.

Интересно влияние этих музыкантов не только на музыкальную культуру своего времени, но и на политическую жизнь императорского двора, и, в конечном итоге, на историю России. Уникальные качества их личностей и их удивительные судьбы сопоставимы с приключениями и интенсивностью жизни героев романов А. Дюма. В жизни и творчестве этих итальянских музыкантов удивительно переплетены культура и история двух великих государств.

Участники ансамбля «Солисты Барокко» мечтали о том, чтобы их прекрасная музыка прозвучала в местах, связанных с итальянской культурой в Москве и её пригородах, в аутентичной обстановке. Был выбран посёлок Дубровицы (40 км от Москвы), где находится Знаменская церковь и дворец князей Голицыных. Церковь строилась мастерами из Италии, и возможно, под личным руководством архитектора Трезини. Уникальность архитектурного ансамбля усадьбы не только в том, что сама церковь не имеет аналогов в архитектуре России и Италии. Удивителен сам архитектурный проект: построенная на рукотворном холме, у подножия которого сливаются реки Пахра и Десна, белокаменная вертикаль церкви Знамения становится мачтой своеобразного корабля, образом, воплощающем мечту императора Петра I о Российской империи. Хозяин усадьбы князь Борис Алексеевич Голицын посвятил и лично преподнес свой замысел императору, который не раз бывал в Дубровицах и лично присутствовал при освящении храма.

Дворец усадьбы несёт на себе черты архитектуры русского палладианства, стиля, уходящего корнями в Венецию, к зодчему Палладио, автору известного трактата по архитектуре. Черты его архитектурного стиля присутствуют во многих русских усадьбах XVIII века. «Отец палладианства» в России – архитектор Джакомо Кваренги. Он приехал в Россию в 1780 году и обрел здесь по собственному признанию «свою вторую Родину».

Важная черта концертных программ ансамбля – объединение музыки и архитектуры, погружение слушателей в подлинную атмосферу времени и места. Концерт в таком удивительном месте как усадьба Дубровицы в полной мере показывает суть взаимного проникновения двух великих культур: начавшийся более 400 лет назад диалог России и Италии стал не только частью истории, но и реальным окружением жизни для россиян.

Программа концерта

А. Вивальди – концерт для скрипки, гобоя и basso continuo в 3-х частях
А. Вивальди – 4 арии
Л. Мадонис – соната для скрипки и basso continuo в 4-х частях
О. Козловский – 2 итальянские кансоны на стихи П. Метастазио
Д. Далольо – соната для скрипки и basso continuo, adagio и allegro
Д. Бортнянский – два романса
Д. Бортнянский – трио-соната для скрипки, гобоя и basso continuo в 3-х частях
Ф. Антонолини – 3 романса

Московский ансамбль старинной музыки “Солисты Барокко”

Художественный руководитель – Андрей Спиридонов

Светлана Маркина – сопрано
Иван Спиридонов – барочная скрипка. Выпускник факультета исторического и современного исполнительства московской консерватории, в настоящий момент работает концертмейстером Фландрского барочного оркестра.
Денис Голубев – гобой; постоянный участник ансмбля «Солисты Барокко», так же работает солистом оркестра театра «Новая опера».
Маргарита Спиридонова – барочная скрипка, альт. Заслуженный работник искусств Р.Ф. Доцент музыкального института им. Ипполитова — Иванова.
Андрей Спиридонов – виолончель, художественный руководитель московского ансамбля старинной музыки «Солисты Барокко». Преподаватель Московской гос. консерватории им. П.И. Чайковского, один из основателей Факультета исторического исполнительства.
Маргарита Спиридонова — барочная скрипка, альт. Заслуженный работник искусств Р.Ф. Доцент музыкального института им. Ипполитова — Иванова.
Олег Бойко – постоянный участник ансамбля «Солисты Барокко», играет на лютне, теорбе, китароне и барочной гитаре. На сегодняшний день является лучшим исполнителем барочной музыки на этих инструментах в нашей стране.
Елена Агабальянц — клавесин

 
«Вивальди и русское палладианство»
«Вивальди и русское палладианство»
Знаменская церковь в  Дубровицах
Знаменская церковь в Дубровицах
Знаменская церковь в  Дубровицах
Знаменская церковь в Дубровицах
Знаменская церковь в  Дубровицах
Знаменская церковь в Дубровицах
Франческа Кьеза, Альберто ди Мауро; ансамбль «Солисты Барокко»: Олег Бойко, Андрей Спиридонов, Маргарита Спиридонова, Иван Спиридонов, Светлана Маркина.  В первом ряду: Инна Пуликова («РИ»), Денис Голубев («Солисты Барокко»)
Франческа Кьеза, Альберто ди Мауро; ансамбль «Солисты Барокко»: Олег Бойко, Андрей Спиридонов, Маргарита Спиридонова, Иван Спиридонов, Светлана Маркина. В первом ряду: Инна Пуликова («РИ»), Денис Голубев («Солисты Барокко»)
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года