Oткрытие зала М.А. Врубеля (1856–1910) в Третьяковской галерее

28 июня 2007 года состоится открытие зала М.А.Врубеля, реконструированного к 150-летию со дня рождения художника и основания Третьяковской галереи.
Для посетителей зал открыт с 29 июня.

Новое решение зала М.А.Врубеля – столь же важное событие для музея, как и самые значительные юбилейные выставки. Зал появился в Третьяковской галерее в ходе реконструкции основного здания в Лаврушинском переулке (1986–1995). Он был специально спроектирован и построен для демонстрации произведений одного из наиболее выдающихся русских художников рубежа XIX–XX веков – Михаила Александровича Врубеля.

Осуществление нынешней реконструкции зала к юбилею художника стало возможным благодаря финансовой поддержке В.Ф.Вексельберга.

Величина зала была изначально определена размером грандиозного панно «Принцесса Греза» (750 х 1400), выполненного Врубелем в 1896 году для Художественного павильона Всероссийской промышленно-художественной выставки в Нижнем Новгороде. После обнаружения панно в складских помещениях Большого театра в 1956 году, оно было передано в Третьяковскую галерею и хранилось «на валу» в запасниках. В период реконструкции 1980–90-х годов планировалось, что зал Врубеля будет определенным образом оформлен, но это не удалось осуществить по ряду причин. Тогда была сделана попытка совмещения двух функций зала – экспозиционной и репрезентативной, поскольку именно здесь должны были проходить традиционные для дома Третьяковых музыкальные вечера. Однако рассчитанный на демонстрацию грандиозного панно масштаб зала был несоразмерен станковым произведениям.

Реконструкция 2007 года призвана была разрешить эти проблемы: сегодня зал приобрел новые черты – найдено цветовое решение стен и соотношение объемов, при которых работы гармонично могут существовать в пространстве зала, введено дополнительное точечное освещение каждого произведения, для центрального произведения экспозиции – панно «Принцесса Греза» – изготовлена рама. В зале сооружен подиум для размещения оркестра и рояля.

Важной задачей новой экспозиции была необходимость представить все сферы творчества мастера. Художник, искусству которого в полной мере присущи черты синтетического стиля модерн и который по праву считается одним из его создателей, занимался живописью, скульптурой, акварелью, декоративно-прикладным искусством, был прекрасным рисовальщиком. А.Бенуа так характеризует наследие Врубеля: «…об его подлинной огромности и его подлинной красоте можно только судить, сложив в голове все, что видел из этого разрозненного и разбившегося великолепия».

Третьяковская галерея обладает одним из наиболее полных собраний произведений Врубеля. Теперь, кроме хорошо знакомых зрителям живописных шедевров, в постоянную экспозицию включена графическая часть коллекции, для которой выстроены специальные витрины и которая будет периодически (раз в 3 месяца) меняться, как того требуют условия экспонирования графики.

Также впервые в постоянной экспозиции представлено монументально-декоративное панно – камин «Микула Селянинович и Вольга», отреставрированный в 1996 году и неоднократно показывавшийся на различных зарубежных выставках.

Вновь, как и до закрытия Галереи на реконструкцию в 1980-х годах, будет выставлена майолика – скульптурные камерные сюиты на темы сказочных опер Н.А.Римского-Корсакова «Садко» и «Снегурочка», голова «Девушка в венке» и др.

В пресс-конференции примут участие Виктор Вексельберг и Валентин Родионов.

Благодарим за помощь в осуществлении реконструкции зала М.А.Врубеля Председателя Совета директоров Группы компаний «Ренова» В.Ф. Вексельберга.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года