«Новый Свет. Три столетия американского искусства»

23 июля – 9 сентября
Государственный музей изобразительных искусств
им. А. С. Пушкина

Крупнейшая ретроспектива американского искусства в Москве к 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Соединенными Штатами Америки

«Новый Свет. Три столетия американского искусства» – самая полная и масштабная выставка американского искусства, когда-либо проходившая в России, будет показана в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина с 24-го июля по 9-е сентября 2007 года. Она организована под патронатом Кондолизы Райс, госсекретаря Соединенных Штатов, и Сергея Лаврова, министра иностранных дел Российской Федерации, в честь двухсотлетия установления дипломатических отношений между Россией и Соединенными Штатами. Ранее, в феврале – июне этого года, выставка прошла в Пекине и Шанхае. Около 100 произведений из нескольких десятков музеев и частных собраний создают последовательную картину трехсотлетней истории развития искусства США с колониального периода (XVIII век) до наших дней. После ГМИИ им. А. С. Пушкина выставка отправится в Бильбао (10 октября 2007 – начало 2008) и войдет в программу празднования десятилетия Музея Гуггенхайма в Бильбао. Выставка организована фондом Соломона Р. Гуггенхайма в партнерстве с Фондом американского искусства Терра.

Генеральный спонсор — NATIONAL RESERVE CORPORATION
Главный спонсор выставки — ALCOA FOUNDATION
Спонсор выставки — INTERROS HOLDING COMPANY
Главный партнер выставочного проекта — THE HENRY LUCE FOUNDATION
Выставка осуществлена благодаря поддержке Эйкин Гамп Страус Хауэр энд Фелд ЛЛП

«В 2005- 2006 годах Музей Соломона Р. Гуггенхайма представил проект «РОССИЯ!», самую большую экспозицию российского искусства из когда-либо показанных в Соединенных Штатах», – говорит Томас Кренц, директор Фонда Соломона Р. Гуггенхайма. – «Эта выставка, представлявшая величайшие шедевры российского искусства с XIII века до наших дней, многие из которых впервые экспонировались за пределами России, имела триумфальный успех – ее посетили почти полмиллиона американцев. Выставка «Новый Свет. Три столетия американского искусства» – ответный шаг Фонда, который впервые представляет российскому зрителю экспозицию, полностью отражающую историю американского искусства. Для нас большая честь привезти выставку в Москву во время празднования двухсотлетия установления дипломатических отношений между США и Россией. Сомневаюсь, что наше поколение увидит еще одну выставку подобного масштаба».

В преддверии выставки директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Ирина Александровна Антонова сказала: «Пушкинский музей одним из первых в России начал знакомить посетителей с американским искусством. Выставки, открывавшиеся в конце 1950-х – 1960-е годы, были сделаны на основе собрания самого Пушкинского музея, например, коллекции произведений Рокуэлла Кента. Но уже в следующем десятилетии такие проекты, как «Западноевропейская и американская живопись и рисунок из коллекции Арманда Хаммера» (1972), «Золото доколумбовой Америки» (1976) «Американская живопись XIX — XX веков из музеев США» (1980), «Энди Уорхолл» (2001) «Художники американского Запада» (2003), посвященные разным эпохам американского искусства, делались на основе крупнейших собраний США. Масштабная панорама развития искусства Соединенных Штатов, открывающаяся сегодня в залах ГМИИ, позволит российскому зрителю не только познакомиться с живописью этой страны, но и почувствовать особый дух американской культуры, открытой для творческих поисков и экспериментов».

«Еще в 1998 году Фонд Гуггенхайма обратился к фонду Генри Льюса с идеей провести выставку и издать каталог «Искусство в Америке», – говорит президент фонда Майкл Джиллиган. – «Поскольку одной из целей нашей программы «Американское искусство» является расширение знаний об искусстве Америки за пределами Соединенных Штатов, мы рады тому, что Фонд Гуггенхайма решил поделиться делится американским художественным достоянием с российским народом».

Общие сведения о выставке

Шесть исторических разделов выставки «Новый Свет. Три столетия американского искусства» – визуальная летопись американского народа, в которой отразились этапы развития страны, ее открытия и эксперименты. Своеобразным лейтмотивом выставки является тема национального самосознания. Поиски собственного художественного языка, интерес ко всему новому, передовому, творческому, увлеченность масштабными проектами – эти черты, считающиеся неотъемлемой частью американского менталитета, могут быть объяснены «необъятностью» Америки, разнообразием ее природных ландшафтов, широтой экономических, политических и культурных интересов. Каждый из шести разделов выставки посвящен определенному периоду в истории страны: «Колонизация и восстание» (1700-1830), «Экспансия и разделение» (1830-1880), «Патриотизм и космополитизм» (1880-1915), «Модернизм и регионализм» (1915-1945), «Процветание и разочарование» (1945-1980), «Мультикультурализм и глобализация» (1980 –2007). На выставке представлены работы таких крупнейших американских художников как Джон Синглтон Копли, Чарлз Уилсон Пил, Джордж Кетлин, Фредерик Эдвин Черч, Унслоу Хомер, Мартин Джонсон Хид Джон Сингер Сарджент, Мэри Кессет, Чилде Хессам, Фредерик Ремингтон, Марсден Хартли, Роберт Генри, Джордж Беллоуз, Чарлз Демут, Джорджия О’Кифф, Стюарт Девис, Томас Хант Бентон, Грант Вуд, Джон Сарджент, Роберт Генри, Джорджия О’Кифф, Грант Вуд, Джексон Полок, Вилем де Кунинг, Марк Ротко, Роберт Раушенберг, Джеймс Розенквист, Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Дональд Джадд, Дэн Флавин, Брайс Марден, Чак Клоуз, Лауренс Вейнер, Ричард Принс, Жан-Мишель Баксиа и Джон Керрин.

Команду кураторов выставки возглавили Томас Кренц, директор Фонда Соломона Р. Гуггенхайма, и Сьюзан Дэвидсон, главный куратор Музея Соломона Р. Гуггенхайма; в подборе экспонатов и монтаже выставки приняли участие Элизабет Кеннеди, куратор собрания Фонда американского искусства «Терра», Нэнси Моулл Мэтьюс, Юджини Прендергаст, главный куратор коллекции искусства XIX-XX вв. Художественного музея колледжа Уильямс.

В работе над выставкой участвовал ряд ученых – специалистов по американскому искусству: Майкл Лейжа, профессор искусствоведения Пенсильванского университета; Роберт Розенблюм, профессор изобразительных искусств Нью-йоркского университета, и Стивен и Нэн Свид, кураторы Музея Соломона Р. Гуггенхайма; Джон Уилмердинг, Кристофер Б. Сарофим, профессор американского искусства Принстонского университета и попечитель Фонда Соломона Р. Гуггенхайма.

Разделы выставки

1. КОЛОНИЗАЦИЯ И ВОССТАНИЕ (1700-1830)
Выставка «Три столетия американского искусства» открывается произведениями эпохи колонизации, периодом, когда обживающие новые территории американцы испытывали потребность в создании собственного художественного языка. Колониальные предприниматели и мелкие помещики заказывали художникам, таким как Питер Вандерлин, свои портреты. В только что основанных Балтиморе, Бостоне, Нью-Порте, Нью-Йорке, Филадельфии возникают местные художественные школы. Одним из самых известных мастеров этого периода стал Джон Коплин, добивавшийся в портретах не только поразительного сходства, но и особой психологической глубины. Во время Войны за независимость портреты «отцов нации» Франклина и Вашингтона, в частности кисти знаменитого Чарлза Пила, вызывали чувство национальной гордости.

2. ЭКСПАНСИЯ И РАЗДЕЛЕНИЕ (1830-1880)
В конце XVIII столетия в американском обществе начинается процесс становления национального самосознания и гражданского осмысления того, что значит быть американцем. Перед художниками новой республики стояла задача создания новой национальной символики, которая должна была соответствовать понятию демократии. Особое значение в искусстве этого времени получает пейзаж. Расцвет ландшафтной живописи связан с именами Фредерика Черча, Томаса Коула, Ашера Дюрана. Изображения нетронутой природы и кажущиеся безграничными просторы неосвоенного континента стали символом колоссальных потенциальных возможностей нации.

3. ПАТРИОТИЗМ И КОСМОПОЛИТИЗМ (1880-1915)
Американское искусство рубежа двадцатого века отражает трудности, с которыми столкнулась страна, впервые выйдя на мировую арену. Богатство Соединенных Штатов позволило отдельным художникам и коллекционерам заявить о себе за рубежом и продемонстрировать свойственный нации космополитизм и поистине широкие взгляды. Благодаря мощному потоку иммиграции из всех уголков мира в это время Америка окончательно перестала ощущать себя британской колонией, а Нью-Йорк стал самым многонациональным городом с удивительно разнообразной художественной культурой. В американском искусстве этого времени европейские традиции соседствуют с подчеркнуто национальными: и рядом с утонченными гармониями Уистлера и маэстрией живописи Сарджента и Чейза появляются прозаические образы жизни «большого города», выполненные входившими в группу «мусорных ведер» Робертом Генри, Ульямом Глакенсом.

4. МОДЕРНИЗМ И РЕГИОНАЛИЗМ (1915-1945)
Зарождение американского модернизма связано с деятельность группы американского фотографа, издателя, галериста и мецената Альфреда Штиглица. Входившие в это объединение Артур Дав, Мардсен Хартли и Джорджия О‘Киф, вдохновленные экспериментами своих европейских коллег, ищут новые пути развития искусства. Сложности и драматизм эпохи «политического напряжения» между двумя мировыми войнами, нашли свое отражение в одном из наиболее разнообразных и спорных периодов американского искусства. Среди мастеров, сосредоточившихся на отображении социальных проблем, выделяется группа афро-американских художников «гарлемского ренессанса», куда входил Арчибальд Джей Мотли-младший. Великая Депрессия 1930-х годов, которой завершился Век Джаза, значительно изменила культурную жизнь, придав ей социально-политический характер. Мастера — регионалисты Грант Вуд, Томас Бентон призывали вернуться к традиционным ценностям, оплотом которых оставалась провинциальная фермерская Америка.

5. «ПРОЦВЕТАНИЕ И РАЗОЧАРОВАНИЕ» (1945-1980)
Развитие абстрактного экспрессионизма совпало со становлением Соединенных Штатов как мировой сверхдержавы. Работающим в этом направлении художникам Джексону Поллоку, Вилему де Кунингу, удалось средствами абстрактного искусства запечатлеть стремительные ритмы современной жизни. «…современный художник не может передать свое время, эпоху аэроплана, атомной бомбы, радио в старых формах ренессансной картины, — утверждал Поллок — он выражает энергию, движение, внутренние силы». Вызвавший своим появлением острую полемику, абстрактный экспрессионизм был воспринят как знак абсолютной свободы самовыражения в демократическом обществе. Однако к концу 50-х годов, под влиянием развития индустриальных технологий и средств информации, мировоззрение художников начало стремительно меняться. На смену лиризму и автобиографичности «нью-йоркской школы» пришла имперсональность поп-арта, лаконичная простота минимализма и научная строгость концептуального искусства.

6. «МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ» (1980–2007)
По контрасту с «нематериальностью» концептуального искусства 1970х, восьмидесятые были ознаменованы возвратом к предметной живописи. Жан-Мишель Баскиа и Кит Хэринг придали уличному искусству «граффити» статус музейной живописи. Джефф Кунс, в таких работах как «Ниагара» (2000), попытался соединить кажущиеся несовместимыми банальность поп-арта и возвышенную риторику абстрактного экспрессионизма. Несмотря на бесконечные разговоры о «смерти живописи», ведущиеся с начала 1990х годов, творчество таких мастеров как Джон Керрин, Элизабет Пейтон, Дана Шутц, Жюль де Балинкур, доказывает, что возможности этого вида искусства до конца еще не исчерпаны.

Публикации

Выставку сопровождает полноцветный иллюстрированный каталог. Во вступительной статье профессор искусствоведения Пенсильванского университета Майкл Лейжа дает характеристику основных направлений американского искусства с периода колонизации до наших дней. В каталог включена хронологическая таблица важнейших событий американской истории.

Фонд Соломона Р. Гуггенхайма

Фонд Соломона Р. Гуггенхайма был основан в 1937 году. Он занимается распространением знаний об искусстве, архитектуре и визуальной культуре, прежде всего модернизма и современного искусства, а также коллекционированием, сохранением и изучением искусства наших дней.

Деятельность Фонда включает в себя организацию уникальных выставок, образовательных программ; Фонд инициирует научные исследования, осуществляет издательскую деятельность. Стремясь привлечь максимально широкую интернациональную аудиторию, Фонд использует свою уникальную сеть музеев и привлекает к сотрудничеству своих партнеров. В настоящее время Фонд управляет тремя принадлежащими ему музеями – Музей Гуггенхайма на Пятой авеню в Нью-Йорке; Собрание Пегги Гуггенхайм на Большом канале в Венеции (Италия) и музей Эрмитаж – Гуггенхайм в Лас-Вегасе. Еще два европейских музея, которыми управляет Фонд, носят его имя – это Музей Гуггенхайма в Бильбао и Дойче Гуггенхайм в Берлине. В рамках уникального соглашения Фонд Гуггенхайма предоставляет свои коллекции для совместных программ с Государственным Эрмитажем в Санкт-Петербурге и Музеем истории искусств в Вене. Представляя выставку «Искусство в Америке: триста лет новаторства», Фонд Гуггенхайма продолжает традицию участия в крупнейших проектах о России и для России, среди которых «Искусство авангарда в России: избранное из Собрания Джорджа Костакиса» (1981), «Великая утопия: российский и советский авангард, 1915-1932» (1992), «Амазонки авангарда» (2000), «Казимир Малевич: супрематизм» (2003) и «РОССИЯ!» (2005 — 2006).

Фонд американского искусства «Терра»

Фонд американского искусства «Терра» стремится содействовать новаторским проектам, затрагивающие темы диалога между культурами. В течение 27 лет своего существования Фонд участвует в организации выставок, предлагает стажировки и образовательные программы. Своей цель Фонд видит привлечение заинтересованных людей всего мира к обсуждению вопросов американской культуры и искусства. В настоящее время фонд «Терра» управляет Музеем американского искусства в Живерни (Франция). Стремясь расширить знания об американском искусстве; Фонд активно предоставляет произведения из своего собрания для национальных и международных выставок. Он также предоставляет гранты для исследовательских программ по американскому искусству и организации выставок в Европе, Канаде, Латинской Америке и Азии. Еще одним способом поддержки фундаментальной науки являются предоставляемые Фондом стипендии для проведения исследований при Смитсонианском музее американского искусства (Вашингтон), а также гранты для путешествий, предлагаемые через Институт искусств Курто (Лондон), Институт североамериканских исследований Джона Ф. Кеннеди (Берлин) и Национальный институт истории искусств (Париже).

 
Адам Цвиянович (р. 1960). Ню-арт. 2006. Коллекция Кристофера Хэмика, Нью-Йорк.
Адам Цвиянович (р. 1960). Ню-арт. 2006. Коллекция Кристофера Хэмика, Нью-Йорк.
Эдвард Моран (1829-1901). Торжественное открытие статуи «Свобода, несущая свет миру». 1886. Нью-Йоркский городской музей. Коллекция Д. Кларенса Дэвиса.
Эдвард Моран (1829-1901). Торжественное открытие статуи «Свобода, несущая свет миру». 1886. Нью-Йоркский городской музей. Коллекция Д. Кларенса Дэвиса.
Альберт Бирштадт (1830-1902). Сьерра-Невада. Ок. 1871. Дом-музей амер-го искусства «Рейнольда», Уинстон-Салем, Сев. Каролина. Ср-ва на покупку поступили из Ф-да М. Рейнолдс Бэбкок, Ф-да З. Смита Рейнолдса, Ф-да ARCA и от А. Кеннон Форсайт, 1966.
Альберт Бирштадт (1830-1902). Сьерра-Невада. Ок. 1871. Дом-музей амер-го искусства «Рейнольда», Уинстон-Салем, Сев. Каролина. Ср-ва на покупку поступили из Ф-да М. Рейнолдс Бэбкок, Ф-да З. Смита Рейнолдса, Ф-да ARCA и от А. Кеннон Форсайт, 1966.
Роберт Бектл (р. 1932). «Бьюик» 1971 года. 1972. Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк. Приобретено на средства, предоставленные мистером и миссис Барри М. Дэмсон, 1979.
Роберт Бектл (р. 1932). «Бьюик» 1971 года. 1972. Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк. Приобретено на средства, предоставленные мистером и миссис Барри М. Дэмсон, 1979.
Чарльз Демут (1883-1935). Добро пожаловать в наш город. 1921. Фонд американского искусства «Терра», Чикаго. Коллекция Дэниэла Д. Терра, 1993.
Чарльз Демут (1883-1935). Добро пожаловать в наш город. 1921. Фонд американского искусства «Терра», Чикаго. Коллекция Дэниэла Д. Терра, 1993.
Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова на пресс-конференции. А.Е. Лебедев – основатель Национальной Резервной Корпорации (слева)
Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова на пресс-конференции. А.Е. Лебедев – основатель Национальной Резервной Корпорации (слева)
Посол США Вильям Бернс, руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии М. Швыдкой, главный куратор Музея Соломона Р. Гуггенхайма С. Дэвидсон
Посол США Вильям Бернс, руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии М. Швыдкой, главный куратор Музея Соломона Р. Гуггенхайма С. Дэвидсон
Посол США Вильям Бернс
Посол США Вильям Бернс
Директор Фонда Соломона Р. Гуггенхайма Томас Кренц
Директор Фонда Соломона Р. Гуггенхайма Томас Кренц
Голливудские звезды Джереми Айронс и Деннис Хоппер, прибывшие на открытие выставки из Санкт-Петербурга в рамках мотопробега в честь 200-летия дипломатических отношений между Россией и США
Голливудские звезды Джереми Айронс и Деннис Хоппер, прибывшие на открытие выставки из Санкт-Петербурга в рамках мотопробега в честь 200-летия дипломатических отношений между Россией и США
Английский актер Джереми Айронс
Английский актер Джереми Айронс
Актер Деннис Хоппер
Актер Деннис Хоппер
Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова и актер Джереми Айронс
Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова и актер Джереми Айронс
Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова символически поучаствовала в мотопробеге, посвященном 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и США
Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова символически поучаствовала в мотопробеге, посвященном 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и США
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года