«Нонконформисты на Красной площади»

С 14 августа
Государственный исторический музей
Красная пл., д. 2

Живопись и графика 1950-2000-х годов из частных собраний

Исторический музей проводит выставку живописи и графики второй половины XX века из частных собраний, символично названную «Нонконформисты на Красной площади». Благодаря МЗБ («Московский Залоговый Банк»), RIGroup и Галерее «Коносьер». Зритель увидит классику второй волны русского авангарда XX века. Выставка составлена из произведений не похожих друг на друга, но, вместе с тем, связанных общей драматической судьбой художников долгие годы гонимого и непризнанного «другого» искусства.

21 экспонент выставки — Элий Белютин, Вильям Бруй, Юрий Васильев, Николай Вечтомов, Сергей Волохов, Игорь Вулох, Клара Голицына, Владимир Грищенко, Владислав Зубарев, Дмитрий Краснопевцев, Лидия Мастеркова, Евгений Михнов-Войтенко, Эрнст Неизвестный, Владимир Немухин, Дмитрий Плавинский, Андрей Поздеев, Евгений Рухин, Святослав Чернобай, Эдуард Штейнберг, Владимир Яковлев, Владимир Янкилевский — представляют широкий диапазон современного искусства картины: от чистой абстракции — до концептуализма. Каждый из этих мастеров теперь удостоен персональных выставок в лучших художественных музеях и галереях в России и за рубежом, признан критиками, их работы находятся в крупнейших собраниях мира. Однако так случилось, что зрителю до сих пор более известны великие предшественники авангарда 1960-х годов — русские новаторы начала XX века. В. В. Кандинский (1866-1944), К. С. Малевич (1878-1935), другие мастера авангарда 1910-х годов давно заняли особое место в истории не только русского, но и мирового искусства, наряду с иконой став «визитной карточкой» русской культуры. По выражению историка искусства и художественного критика Михаила Лазарева: «Зияющая бездна «соцреализма» отделила это время от 1960-х годов, когда традиции русского авангарда стали осмысливаться некоторыми художниками... С течением времени появились неформальные объединения, группы, исповедовавшие разные направления, в том числе, абстрактного искусства. Фактическим «основателем» Лианозовской неформальной группы, как теперь принято говорить, был Н. Е. Вечтомов (1923-2007), участниками ее были также Л. А. Мастеркова и В. Н. Немухин. В студию «Новая реальность» Э. М. Белютина входили некоторые экспоненты нынешней выставки — В. К. Зубарев, В. П. Грищенко и Ю. А. Васильев». Выставка, как целое, имеет свое лицо. Несомненно, авторы концепции отразили в ее составе вкусы и пристрастия собирателей. Вместе с тем, как представляется всем участникам проекта, в экспозиции, наряду с разнообразием художественных методов и стилей, невольно и закономерно отразились очень важные для большинства художников-шестидесятников религиозные мотивы. В пронизанных духом сакрального искусства произведениях художники стремятся найти новую форму для воплощения вечных тем. Ортодоксальные сюжеты из «Библейской серии» создателя «Темпорального искусства» Владислава Зубарева оказываются претворенными в абстракции с едва узнаваемыми, но все же внятными мотивами, как и в «Пантократоре» Владимира Грищенко. В композициях «Без названия» Святослава Чернобая угадываются навеянные воображаемыми мистериями древние символы археологических эпох. Концептуализм Сергея Волохова в работе «Не хлебом...» 1975 года, которая, на первый взгляд, носит эпатажный характер, побуждает рефлексию зрителя. По мнению искусствоведа Красимиры Лукичевой: «Примером сложных метаморфоз и мутаций, которые пережили фундаментальные религиозные символы, можно считать и произведение Эрнста Неизвестного «Око» 1964 года, и графическую композицию Владимира Немухина «Мертвая рыба» 1973 года».

Директор Исторического музея Александр Шкурко считает, что «для Исторического музея, как и для мастеров абстрактного искусства, чьи произведения представлены на выставке, самой важной и концептуальной является категория Времени. От древних археологических эпох до современности протягивается нить, соединяющая нас с прошлым; авангард 1950-2000-х годов органично существует в контексте огромной исторической экспозиции музея, подтверждая единство материальной и духовной культуры». Исторический музей всегда сотрудничал с художниками, чье творчество являлось отражением новаторских устремлений своего времени. Основатели музея заказывали монументальные полотна для оформления экспозиции не только признанным академикам — Ивану Айвазовскому и Генриху Семирадскому, но и бывшим в авангарде творческих исканий конца XIX века Виктору Васнецову и Валентину Серову. И позднее, на рубеже веков, музей неоднократно становился местом показа произведений живописцев, создавших свою философию русской истории — И. Е. Репина, В. В. Верещагина и других. В 1920-е годы здесь проводились выставки художественного объединения «Бытие», в начале 1930-х — молодых художников Москвы. Позднее эта традиция не поддерживалась вплоть до сегодняшнего дня, когда музей посредством художественных выставок, возможно, ищет образ новой экспозиции XX века. Музей предполагает, что выставка «Нонконформисты на Красной площади» послужит свежему взгляду на художественные и социальные реалии недавнего прошлого, как для зрителей, так и для специалистов.

По словам Председателя Правления АКБ «Московский Залоговый Банк» (ЗАО) Камиля Нарбекова, «выступая одним из организаторов выставки нонконформистов, МЗБ и RIGroup дают наглядное представление о крупной финансовой корпорации, как о социально значимом институте. Мы гордимся тем, что наш банк сохраняет традиции русского меценатства и вносит вклад в сбережение духовного наследия России. Подобного рода инициативы становятся отражением нашей роли в общественной жизни, с помощью которых мы стремимся изменить представление людей о границах творческих фантазии и возможностей». К выставке издан альбом-каталог с текстом на русском и английском языках. В период работы выставки в музее предлагается следующая программа:

11 сентября, 15.00
Круглый стол на тему «Искусство нонконформистов в частных собраниях. Коммерция или обретение «музейного» статуса?»
В обсуждении примут участие художественные критики, историки искусства, галеристы. художники, музейные сотрудники.
Тогда же будет осуществлена передача в дар картины для экспозиции XX века Государственного исторического музея. Даритель – МЗБ.
Спонсоры выставки «Нонконформисты на Красной площади» — МЗБ и RIGroup — проводят презентацию предназначенного в дар Историческому музею для будущей экспозиции XX века редкого портрета офицера Добровольческой армии Василия Михайловича Максимова начала 1920-х годов, написанного сыном Ильи Репина Юрием (Георгием) Ильичом Репиным (1877-1954) в эмиграции в Финляндии. Это произведение имеет исключительную историческую ценность и даже в контексте богатейшего собрания русского портрета Исторического музея не имеет аналогий.

20 сентября, 16.00
Встреча с участниками выставки
Исторический музей надеется видеть на встрече Владимира Николаевича Немухина, Дмитрия Петровича Плавинского, Клару Николаевну Голицыну, Владислава Константиновича Зубарева, других участников, которые расскажут о своем отношении к проекту, возможно, поделятся воспоминаниями.
В рамках выставки предполагается презентация произведения живописи русского авангарда начала XX века из собрания галереи «Коносьер», которое должно обозначить отправную точку поисков нового пластического языка искусства в 1960-е годы.

27 сентября, 17.00
«Темпоральное искусство». Художник В.К. Зубарев.
Ученик и последователь школы Э.М. Белютина., создавший свою оригинальную концепцию времени в изобразительном искусстве, Зубарев является самым «крупным» экспонентом выставки (более двадцати произведений). Непосредственно в экспозиции художник предложит зрителям словесный комментарий к своим живописным композициям.

Куратор выставки — Перевезенцева Наталья Андреевна

Авторы концепции выставки — Алексей Кузнецов; Кирилл Белянинов и Мария Юсупова (Галерея «Коносьер»).

Дизайнер выставки — Сергей Теплое

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года