Выставка технического антиквариата «X Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина»

Выставка технического антиквариата  «X Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина»

19 — 22 октября
Москва, Международный выставочный центр «Крокус Экспо»

С 19 по 22 октября 2007 года в выставочном центре «Крокус Экспо» в деся-тый раз прошла традиционная выставка технического антиквариата «Олд-таймер-Галерея Ильи Сорокина» – уникальное шоу, на котором можно было вживую увидеть всю историю «моторного века»: старинные автомобили, мотоциклы и велосипеды, а также все то, что составляет подлинный и не-повторимый дух ушедших времен – различные детали и аксессуары, предме-ты антиквариата и коллекционирования.

На этом необычном шоу каждый экспонат – легенда, воплощение в металле духа и стиля ушедшего столетия. Вот самые громкие премьеры выставки – уникаль-ные олдтаймеры, которые были показаны впервые:

Самый древний – Cadillac Model 30, 1909 года выпуска

Автомобиль эпохи «зари автомобилизма», когда мотор ещё запускался заводной рукоят-кой. К слову, появлению устройства, облегчающего запуск двигателя, мы обязаны этой же модели фирмы Cadillac, которая с 1912 года стала комплектоваться первыми в мире электростартерами.

Самый редкий – Volvo OV4 Jacob, 1927 года выпуска

Наверное, мало кто представляет себе, что шведская марка Volvo существует настолько давно. В дорожном потоке ещё попадаются модели начала семидесятых годов – глаз сразу же выхватывает знакомый прямоугольный силуэт кузова, а вот что было до них, уже теряется в глубине времен.

Самый легендарный – ГАЗ-61-73, 1939 года выпуска

Родиной столь популярных ныне джипов можно по праву назвать нашу страну, ведь еще в конце 30-х годов конструктор ГАЗа В.А.Грачев создал ГАЗ-61-73 – первый в мире пол-ноприводный вездеход с закрытым кузовом. Представленным экземпляром во время войны пользовался прославленный военачальник Иван Степанович Конев.

Самый тяжелый – ЗИС-115, 1950 года выпуска

Бронированный лимузин, спроектированный и изготовленный специально для одного че-ловека – генераллисимуса Советского Союза Иосифа Виссарионовича Сталина. До сих пор ЗИС-115 является одним из самых защищенных автомобилей в мире, а его полная масса превышает пять тонн.

Самый необычный – Командирский катер немецкого крейсера «Эмден»

От построенного в 1925 году крейсера до наших дней не осталось ничего, кроме этого большого катера, которым пользовался исключительно командир этого далеко не по-следнего корабля военно-морских сил Германии. Сам крейсер был уничтожен бомбар-дировщиками союзников в апреле 1945 года в порту города Киль.

Олдтаймерами во всем мире называют автомобили, выпущенные примерно до 1970 года, хотя рубеж превращения обычного старого автомобиля в ценный старин-ный раритет варьируется в зависимости от конкретного случая. Подобные транспорт-ные средства во всем мире являются предметами поклонения и коллекционирования, а их владельцы и фанаты составляют своеобразное олдтаймер-движение, центром которого в России является проводящаяся дважды в год «Олдтаймер-Галерея».

В отличие от своих зарубежных аналогов, таких известных выставок как Technoclassica в Эссене или Retromobil в Париже, российская «Олдтаймер-Галерея» имеет более насыщенную развлекательную программу: танцевальное шоу, дегустации элитных сортов виски и джина, лотереи и аукционы, показы винтажной одежды и клуб-ные вечеринки. Участники и посетители «Олдтаймер-Галереи» могут не только насла-диться видом старинной техники, но и найти себе развлечение по душе, приятно про-ведя на выставке целый день.

Именно это единственное в своем роде мероприятие предоставляет редкую воз-можность профессионалам и любителям старинной техники увидеть в одном зале сот-ни уникальных экспонатов. Цена некоторых из них исчисляется сотнями тысяч евро, а суммарная стоимость всех представленных автомобилей переваливает за десять мил-лионов. Каждый экспонат – настоящая легенда. На выставке состоялось сразу несколь-ко громких премьер – многие автомобили были показаны российской публике впервые. Это и самый старый экспонат Cadillac Model 30, выпущенный в 1909 году, когда еще не было электростартеров, и двигатель запускался заводной рукояткой, и бронированный ЗИС-115 1950 года, изготовленный специально для Иосифа Сталина, и спортивный родстер Itala 14/18 СV 1912 года из коллекции монакского принца Ренье III, и полно-приводный легковой автомобиль ГАЗ-61-73 1939 года, которым в годы войны пользо-вался маршал Иван Конев, уникальный советский гоночный автомобиль ГАЗ ГЛ-1 1937 года, и Mercedes-Benz 230 штандартенфюрера СС Штирлица, а также другие не менее интересные раритеты.

Впервые на выставке была показана крупнейшая в России коллекция маскотов – свыше 300 фигурок с радиаторов старинных автомобилей производства первой поло-вины ХХ века. Наряду с фигурками-эмблемами прославленных автомобильных фирм, таких как Rolls-Royce, Bentley, Cadillac, Isotta-Fraschini, Lincoln, Maybach, Mercedes-Benz, Packard, Hispano-Suiza, были представлены маскоты-фантазии, производившие-ся очень малыми тиражами по эскизам известных скульпторов. Такие эксклюзивные украшения изготавливались в единственном экземпляре и каждая из них – настоящее произведение искусства, неизменно притягивающее взоры ценителей!

Мир старинных вещей представили непременные участники «Олдтаймер-Галереи» – антикварные салоны и галереи, которые как всегда предлагали ценителям и знатокам настоящие сокровища ушедших времен – старинную мебель, картины, кни-ги, оружие, скульптуру, бронзу, «индустриальную» живопись, агитационный фарфор, графику и многое другое.

Своеобразный «блошиный рынок», без которого не обходится ни одно подоб-ное мероприятие в Европе и Америке, порадовал любителей ретро множеством «вкус-ных» вещиц. Это и околоавтомобильные сувениры, и механические игрушки, и регалии из мира автоспорта, и редкие открытки, и фотографии, и старинные плакаты, и потер-тые временем таблички – все то, что в англоязычной части мира называют Automobilia. В этом, пожалуй самом оживленном, разделе выставки можно было найти и предметы одежды начала прошлого века, и аксессуары к ней – ведь многие не ограничиваются обладанием старинного авто, но и живут в атмосфере той эпохи, к которой принадле-жит тот или иной олдтаймер.

НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ЭКСПОНАТЫ ОЛДТАЙМЕР-ГАЛЕРЕИ

МАСТЕРСКАЯ ЕВГЕНИЯ ШАМАНСКОГО

ГАЗ-А / СССР / 1932 год
Первый советский серийный легковой автомобиль конвейрной сборки, производство которого было начато в 1932 году на Горьковском автозаводе по лицензии компании Ford. Всего было выпущено 41 917 экземпляров советских «фордиков». Автомобиль идеально соответствовал отечественным условиям эксплуатации и был легко освоен большинством водителей. Использовался в основном в качестве служебного транс-порта и такси. Небольшое число ГАЗ-А продавалось в личное пользование, а некото-рые автомобили дарились компартией героям социалистического производства.

ГАЗ-АА пожарная цистерна завода «Красная Этна» / СССР / 1933 год
Автомобиль изготовлен на заводе «Красная Этна» и работал заводским пожарным ав-томобилем. Пожарное оборудование включает в себя цистерну объемом 1500 литров, насос, брандспойты, пожарные рукава и коробку отбора мощности.

Сам завод известен разве что специалистам узкого профиля – всю жизнь делал кре-пежные изделия для нужд автомобилестроения. Как и у любого предприятия, у «Крас-ной Этны» была своя внутризаводская пожарная команда, в которую входила и эта цистерна. Изготовили ее на самом заводе, использовав шасси автомобиля ГАЗ-АА – самого массового грузовика тех времен, более известного как «полуторка». Машину так прозвали из-за грузоподьемности в полторы тонны. Шасси для представленной пожарной цистерны было изготовлено не на Горьковском автозаводе, а в Москве на автосборочном предприятии имени Коммунистического ин-тернационала молодежи – сейчас это завод АЗЛК. В 30-е годы там из комплектов де-талей собирали грузовики ГАЗ-АА. Именно поэтому на облицовке радиатора этой цис-терны вместо эмблемы ГАЗа – просто дырочка. Зато есть другой символ – ромб с над-писью «Завод «Красная Этна» и аббревиатура Н.К.С.М., расшифровывающаяся как Народный комиссариат среднего машиностроения. Он был образован в 1939 году и в его подчинении находился не только завод «Красная Этна», но и вся автомобильная промышленность.

ГАЗ-ММ / СССР / 1943 год
Производство этой модели грузовика было начато на Горьковском автозаводе в 1932 году – тогда она именовалась ГАЗ-АА и закончилось только в 1950-м. Всего было произведено около миллиона машин. Автомобиль представлял собой точную копию американского Ford AA образца 1929 года. К началу войны это была уже сильно устаревшая модель, но ее несомненным преимуществом была простота конструкции и неприхотливость к качеству топлива.

В 1941 году конструкция ГАЗ-ММ была пересмотрена исходя из сырьевых и технологических требований военного времени – и без того простую «полуторку» упростили еще сильнее. Передние крылья стали плоскими, их гнули на гибочном станке, а потом сваривали – это давало экономию дефицитной штамповочной стали и ускоряло процесс изготовления, в котором теперь не было сложной штамповки с глубокой вытяжкой. Экономия стали достигалась и на кабине: сначала она стала деревянной, а потом и вовсе лишилась «твердой» крыши – ее заменил матерчатый тент. Вместо привычных дверей появились тентовые «скатки». Все лишнее убрали – это касалось не только ненужных на фронте бамперов, но и передних тормозов, боковых откидных бортов – погрузка осуществлялась только через задний, а также глушителя. Все машины комплектовались только одной, левой, фарой – точно такие же ставили и на танки, и на самоходки, и на бронеавтомобили. Естественно, что предприятия-поставщики фар работали на пределе своих возможностей и обеспечить грузовики двумя фарами уже не могли.

На фронте «полуторки» были везде – перебрасывали войска, таскали орудия, эвакуировали раненых, возили боеприпасы и продовольствие. Совершенно незаменимыми оказались они и на «Дороге жизни» – ледовой трассе, связывающей находящийся в блокаде Ленинград с «большой землей». Благодаря своей легкости полуторатонные грузовики курсировали по льду Ладожского озера до самого начала таяния льда, доставляя грузы в осажденный город, в то время как более тяжелые машины уже проваливались под лед.

ЗИС-5 / СССР / 1939 год
Производство этого грузовика началось в 1933 году – за его грузоподъемность в три тонны водители прозвали ЗИС-5 «трехтонкой», хотя он мог перевозить и четыре, и пять тонн. Автомобиль хорошо зарекомендовал себя в российских дорожных условиях, а его простая конструкция позволяла производить ремонт в самых неприхотливых условиях. ЗИС-5 стал одним из основных автомобилей Красной Армии – к началу войны в ее автопарке насчитывалось более 100 тысяч грузовиков этой марки.

ГАЗ-21 / СССР / 1958 год
Первые легковые автомобили ГАЗ-21 «Волга» были собраны в 1956 году. Для того времени по своему внешнему облику автомобиль был весьма необычен: смелые линии, множество оригинальных декоративных элементов, большая площадь остекления, гнутые лобовое и заднее стекла. Стильный дизайн, гармоничные пропорции, а также надежность и неприхотливость новой машины привлекали внимание как отечественных, так и зарубежных автомобилистов.

«Волга» экспортировалась в 75 стран мира. В Бельгии 21-е окрестили «танком на колесах», в Финляндии и Норвегии – «танком во фраке». В Англии о ГАЗ-21 отзывались как о «надежной рабочей лошадке». За все время производства с 1957 по 1970 годы «Волга» неоднократно модернизировалась, а ее «лицо» менялось три раза.

Всего же было разработано 53 модификации, а суммарный выпуск составил 638 875 автомобилей. «Двадцать первая» стала настоящим «автомобилем-эпохой» и символом своего времени – «Волгу» можно увидеть почти в двухстах отечественных кинофильмах, и на первом месте среди них, конечно же, «Берегись автомобиля».

На выставке представлена самая редкая модификация «Волги» – первая серия со звездой в облицовке радиатора. Появление звезды на машинах первой серии – это отдельная история. Когда министру обороны маршалу Жукову в Кремле показали первый опытный экземпляр, ему не понравилось скучное оформление передка из трех горизонтальных брусьев. На ГАЗе облицовку переделали, поставив в центр пятиконечную звезду. Ход был беспроигрышный – легендарному маршалу звезда просто не могла не понравиться.

АМО-4 пожарная линейка / СССР / 1932 год
Московский завод АМО (сейчас завод имени Лихачева) стал первым автомобильным предприятием в СССР, наладившим выпуск пожарных машин. Представленная машина была изготовлена в 1932 году и имела насос, 360 метров пожарного рукава, а также цистерну объемом 360 литров. В те годы большинство пожарных автомобилей осна-щались цистернами, так как источников водоснабжения даже в городах было не так много, не говоря уже о местах с плохо развитой водопроводной сетью. Пожаров в то время случалось гораздо больше, чем сейчас – в городах было немало деревянных домов, которые горели как спички.

ГАЗ-415 / СССР / 1939 год
На VII Олдтаймер-Галерее в марте 2006 года этот ГАЗ-415 продемонстрировали в весьма плачевном виде – он был найден ржавый, помятый и обшарпанный, но комплектный. Прошло всего лишь полтора года и мастера продемонстрировали публике идеально отреставрированный автомобиль – один из редчайших экземпляров отечественного автопрома.

Этот «пикап» на шасси ГАЗ М1 выпускался небольшими сериями с 1937 по 1941 год. Грузовичок мог перевозить 400 кг полезного груза или шесть человек на двух продольных откидных скамейках. Некоторые автомобили ГАЗ-415 использовались для развозки почты, а в 1941 году во время битвы за Москву один из таких пикапов возил радио-станцию командующего 16-й армией генерала К.К. Рокоссовского.

ГАЗ-410 / СССР / 1949 год
Автомобиль ГАЗ-410 представляет собой самосвал на базе «полуторки» ГАЗ-ММ. Принцип опрокидывания кузова этого самосвала достаточно необычен. Равномерно распределенный в кузове груз под собственной тяжестью опрокидывает платформу назад после того как водитель отпускает рукоятку специального запорного устройства, которая расположена у середины левого борта. После этого груз ссыпается назад, и пустой кузов под действием силы тяжести возвращается в горизонтальное положение, после чего фиксируется с помощью все той же рукоятки.

Шасси ГАЗ-61-73 / СССР / 1941 год
Техническое задание на разработку полноприводного легкового автомобиля, предназначавшегося прежде всего для Красной Армии, было выдано в конце июля 1938 года, а уже в сентябре началось его проектирование. Первые экземпляры завод собрал перед самой войной – они были вручены высшим советским военачальниками Ворошилову, Буденному, Жукову, Коневу.

Проходимость ГАЗ-61-73 была очень высокой. По этому показателю полноприводный седан значительно превосходил поставлявшиеся в СССР начиная с 1942 года по лендлизу американские джипы Willys и Bantam. Автомобиль мог преодолевать подъемы крутизной 38 градусов, без труда поднимался по крутой пешеходной лестнице, преодолевал брод глубиной 720 мм.

Представленный на выставке экземпляр ГАЗ-61-73, переданный в августе 1941 года маршалу Ивану Коневу, все четыре года войны нес свою фронтовую службу, а по ее окончании на протяжении длительного времени находился в гараже генерального штаба. Этому ГАЗ-61-73 даже удалось сняться в нескольких исторических фильмах о Великой Отечественной войне. Сейчас автомобиль находится на реставрации.

ЧАСТНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВА

Cadillac Model 30 / США / 1909 год
Большинство автомобильных марок, как известно, названы по имени своих отцов основателей. Но совсем не так обстоит дело со знаменитым брендом Cadillac – в его названии содержится имя француза Антуана Рене де ла Мот Кадийяка, основавшего в 1701 году в глуши американских лесов городок Вилль-д’Этруа, в переводе «город у пролива». Через двести лет на этом месте выросла столица американского автопрома — город Детройт. В нем и появилась компания Cadillac, основателем которой стал Генри Мартин Лиланд. В 1902 году был собран и показан на Нью-Йоркском автосалоне первый автомобиль – число желающих его приобрести составило более 2000 человек.

В 1909 году появилась модель Cadillac-30 с мотором мощностью в 30 л.с. Для своего времени она была очень совершенной, но не без недостатков. Так для запуска мотора нужно было крутить рукоятку, что было не очень безопасно. Когда один близкий друг Лиланда увидел женщину-автомобилистку, у которой заглох мотор, то как истинный джентельмен, сразу предложил свою помощь. Мотор завелся, заводная рукоятка завертелась, сломала незадачливому джентельмену челюсть и руку, он попал в больницу, где и умер. Основатель фирмы Cadillac Лиланд был так удручен этим происшествием, что обратился за помощью к изобретателю Чарльзу Кеттерингу, который и придумал привычный сегодня электрический стартер. К слову, еще Кеттеринг изобрел еще и электрический счетчик денежных купюр. Электрический стартер с 1912 года стал устанавливаться на автомобили Cadillac, а потом уже и на все остальные машины.

Cadillac V8 Dual Cowl Phaeton, кузовная фирма Fisher / США / 1927 год
В 1927 году автомобильная фирма Cadillac Motor Car Company отмечала серебряный юбилей – 25-летнюю годовщину своей деятельности. К этому времени фирма стала лидером автомобильной промышленности США и в ее активе были такие достижения как впервые примененный электростартер, значительно облегчивший запуск мотора и электрические фары. К середине двадцатых марка Cadillac стала синонимом добротности, роскоши и комфорта.

Представленный на выставке автомобиль был выпущен специально к юбилею в одном-единственном экземпляре и с одной-единственной целью – венчать собой пафосный стенд компании на Нью-Йоркском автосалоне 1927 года и символизировать безусловное лидерство Cadillac Motor Car Company на американском рынке. Фирма Fisher изготовила для него кузов типа фаэтон с двойным ветровым стеклом, чтобы на большой скорости пассажиры сзади не испытывали дискомфорта от порывов встречного ветра – восьмицилиндровый мотор автомобиля имеет мощность 95 л.с. и способен разогнать фаэтон до 130 км/ч. Этот Cadillac был приобретен за границей и снова как и в год своего рождения предстанет на выставке, но на этот раз не в Нью-Йорке, а в Москве.

Itala 14/18 CV Roadster / Италия / 1912 год
Третий автомобиль марки, появившийся в России. Еще в 1907 году итальянский аристократ князь Шипьоне Боргезе выиграл на автомобиле Itala трехнедельный пробег «Париж-Пекин» – это стало началом громкой спортивной славы марки. Большая часть маршрута прошла по дорогам Российской империи, которые и тогда были не самыми лучшими в мире. Но итальянский князь преодолел и российское бездорожье. Второй раз Itala приезжала уже в СССР в 1989 году – европейские энтузиасты решили повторить маршрут Боргезе. И наконец третий раз Itala появится перед российской публикой на Олдтаймер-Галерее. На этот раз это дело рук нашего соотечественника, купившего автомобиль в 2006 году на аукционе Christie`s в Монте-Карло – до этого Itala находи-лась в коллекции монакского принца Ренье III.

Еще одна весомая отметина в истории марки – в 1909 с автомобиля Itala начался автомобильный гараж Ватикана. Конечно же это был не гоночный родстер, а дорогой и роскошный лимузин – ведь он делался для «самого главного пассажира».

Rolls-Royce 20HP, кузовная фирма Hooper / Великобритания / 1923 год
Самый маленький и самый массовый Rolls-Royce за всю историю фирмы впервые появился на публике в 1922 году. Цифра 20 в индексе модели означала налоговую мощность и столь недорогой Rolls-Royce – шасси стоило всего 1 100 фунтов стерлингов – был растиражирован в количестве 2 885 экземпляров. Это позволило фирме Rolls-Royce пережить тяжелые двадцатые, а также последствия экономического кризиса. Модель оказалась настолько успешной, что в измененном варианте производилась до начала Второй Мировой войны. И сейчас Rolls-Royce Twenty радует коллекционеров – большинство из выпущенных автомобилей прекрасно сохранились и бегают по дорогам Европы.

И несмотря на свою «массовость» каждый автомобиль был неповторим: фирма Rolls-Royce делала только шасси, а кузов изготавливали специализированные фирмы. Представленный автомобиль сработан в одном из старейших кузовных ателье Англии Hooper и имеет кузов типа «ландоле» – тент убирается только над пассажирами сзади. Заказчик автомобиля не поскупился на кузовные работы: сиденья в салоне обиты кожей дорогих пород, на полу имеется ковер, двери инкрустированы в стиле «маркетри», а отдельные детали салонного интерьера выполнены из слоновой кости. В 1926 году этот автомобиль был награжден кубком Французского автомобильного клуба за луч-шие показатели скорости во время соревнований в Булони. С 2006 года этот Rolls-Royce находится в России.

КАЗИНО «МЕТЕЛИЦА»

Cadillac Eldorado Biaritz / 1959 год
Америка без этого автомобиля – не Америка. Даже трудно сказать что популярнее – сам автомобиль или его плавники, которые уже живут отдельной жизнью на почтовых марках, открытках, обложках грампластинок и журналов. Они – самое главное и самое заметное в этом Cadillac. В каждом из них было по два фонаря в форме заостренных полуовалов, символизировавших вырывающиеся языки пламени из сопла реактивного самолета. Ну и конечно же, обилие хромированного декора, который дизайнеры в эпоху аэростиля не жалели.

Самым дорогими был вариант под названием Eldorado – кабриолет Biarritz стоил 7401 доллар. Мощность мотора у Eldorado составляла 345 л.с., а скорость – свыше 200 км/ч. Cadillac, как и многие американские авто тех лет, имел автоматическую коробку передач и гидроусилитель руля и тормозов, кондиционер и электроприводы сидений и стекол. Таким же естественным фактом являлась обивка салона автомобиля лучшими в мире сортами кардиффской и флорентийской кожи. Фирма предлагала клиентам два десятка вариантов окраски кузова, и названия этих цветов были не менее экстравагантными, чем сам автомобиль: «кенсингтонская зелень», «черный сандал», «синий аргайль». Был даже «металлик»! Но одного из владельцев все эти варианты не удовлетворили, и он перекрасил свое авто в розовый цвет. «Розовый Кадиллак» навсегда связали в именем Элвиса Пресли, и теперь он – один из символов эпохи секса, наркотиков и рокн-ролла.

CLASSIC CARS

Мercedes-Benz 600 Pullman / Германия / 1970 год
Модель 600 появилась в 1963 году и была призвана составить на автомобильном рынке конкуренцию марке Rolls- Roycе. Мercedes-Benz, претендовавший на звание лучшего автомобиля мира выпускался в варианте Pullman и Landaulet, длина обоих составляла более шести метров. Всего было выпущено 2190 экземпляров этой модели. Ав-томобиль оснащался 6,3-литровым двигателем V8 мощностью 250 л.с., автоматической четырехступенчатой коробкой передач, подвеской колес на пневмоэлементах. Максимальная скорость составляла 204 км/ч.

Rolls- Royce Silver Cloud III / Великобритания / 1965
История марки уже насчитывает более сотни лет, а многие ее модели стали настоящими легендами. Автомобилями Rolls-Royce владели члены королевских семей, главы государств, шейхи, мультимиллионеры и знаменитости. В 1962 появился Rolls-Royce Silver Cloud III последний этого модельного ряда. Он выпускался с 1962 по 1965 год. Двигатель V8 развивает мощность 250 л.с. и позволяет разогнаться до максимальной скорости в 186 км/ч.

MEGUIARS

Packard Eight 902 / США / 1932 год
В 1923 году в производственной программе фирмы Packard появилась модель Eight с рядным восьмицилиндровым двигателем, тормозами на всех колесах и четырехступенчатой коробкой передач, которая невероятно улучшала ходовые качества автомобиля. В двадцатые и тридцатые годы Packard Eight стал самым распространенным автомобилем этой марки. Стандартная модификация Eight 1932 года, обозначавшаяся цифрой 902, оснащалась двигателем с рабочим объемом 6303 см³ и мощностью 135 л.с. Кузов стал более обтекаемым, но все же сохранил «рубленые» формы облицовки радиатора. Представленный экземпляр Packard Eight 902 снабжен двухместным кузо-вом типа «родстер» с дополнительным «тещиным местом»

Ford-Т Roadster / США / 1915
«Вы можете купить Ford-T любого цвета, при условии, что этот цвет черный» – так сказал Генри Форд о своем детище, превратившем его из простого изобретателя в миллионера и автомобильного короля. В конструкции Ford-T и технологии его производства были воплощены самые прогрессивные инженерные решения того времени, кото-рые произвели переворот в автомобилестроении. Ford-T, или как его прозвали – «Жестянка Лиззи» – стал первым в мире автомобилем конвейерной сборки, основанном на принципах стандартизации и унификации всех его элементов и деталей конструкции. При помощи Ford-T Генри Форд посадил на колеса не только Америку, но и весь мир. Модель Т производилась с 1908 по 1927 год и была растиражирована в количестве 15 000 000 экземпляров. Но и среди этих миллионов иногда попадаются и редкие модели, такие как представленный Ford-T Roadster.

Рассказывают, что однажды Генри Форд, из патриотических соображений ездивший только на Ford T, остановился, чтобы помочь бедолаге в замершем на обочине автомобиле той же марки. Быстро найдя и устранив неполадку, Генри с улыбкой отклонил предложенный доллар, сказав, что в деньгах не нуждается. Незадачливый автомобилист, окинув взором непритязательный «фордик», заметил: «Если бы вы, мистер, не нуждались в деньгах, разве ездили бы на такой машине?»

КОМПАНИЯ «АРТЕЛЬ № 1206»

ЗИЛ 114 / СССР / 1978 год
К 50-летию Октябрьской революции в 1967 году Завод имени Лихачева начал производство нового лимузина ЗИЛ-114. Его дизайн отличался прямыми линиями кузова без округлостей и напоминал последние разработки американского автопрома. Конструкция ЗИЛ-114 отличалась современными разработками: дисковые тормоза на всех ко-лесах, регулируемая по высоте рулевая колонка, электрические стеклоподъемники, стеклянная перегородка с электроприводом, атермальные вшиестекла, никогда не запотевавшие зимой и не пропускавшие тепло летом. Основные системы автомобиля были продублированы: два аккумулятора, двойная система зажигания, резервная сис-тема тормозов. Особое внимание в новом лимузине уделялось максимальному комфорту высокопоставленных пассажиров. В салоне устанавливалась система поддержания микроклимата, двухместное заднее сиденье имело несколько регулировок положения и жесткости отдельно для каждого места, звукоизоляция стала почти стопроцентной. Зато места для водителя практически не осталось – рулевую колонку пришлось сделать откидывающейся. Всего было выпущено около 150 экземпляров ЗИЛ-114

Mercedes-Benz 220 Coupe-cabriolet / Германия / 1956 год
Серия W180 появилась на свет в 1956 году на основе модели W120. Несущий кузов новой модели – так называемый «понтон» – был существенно переработан для увеличения жесткости. Кроме этого модель получила более мощный шестицилиндровый мотор, который вскоре стал оснащаться впрыском топлива системы Bosch, что тогда было большой редкостью.

РЕСТАВРАЦИОННАЯ МАСТЕРСКАЯ «АВТО-РЕАНИМАЦИЯ»

ГАЗ-21 «Волга» / СССР / 1960 год
Вторая серия выпускалась с 1959 года по 1962 год. Основные отличия от первой – видоизмененные передний и задний бампера, окрашенная в цвет кузова облицовка радиатора с шестнадцатью вертикальными прорезями, отдельные подфарники, новый радиоприемник, пепельница в спинке заднего сиденья, иные задние фонари и ручка багажника. Экспортные модификации имели хромированную облицовку радиатора и окантовку окон. С 1961 года на «Волги» перестали устанавливать автоматическую коробку передач и централизованную систему смазки шасси. Со второй серии исчез и знаменитый скачущий олень на капоте – фигурка была травмоопасной при наезде на пешехода.

CHROMOV COLLECTION

Mercedes-Benz 300D Limousine / Германия / 1960 год
Модель впервые представили на Франкфуртском автосалоне в 1951 году. «Трехсотый» стал самым большим, самый роскошным и самым быстрым автомобилем, построенным в Западной Германии после окончания Второй Мировой войны. С 1951 по 1958 год изготовили всего 760 экземпляров Mercedes-Benz 300, причем большинство из них использовалось государственными и правительственными структурами ФРГ, а также немецкими послами в столицах ведущих мировых держав. Mercedes-Benz 300D, пошедший в производство в августе 1957 года, имел несколько измененный дизайн кузова, ставшего более угловатым. Эта модификация стала первым немецким автомобилем с кузовом «хардтоп» без центральной стойки кузова – боковые стекла дверей смыкались друг с другом.

Mercedes-Benz 300 Adenauer cabriolet D / Германия / 1952 год
Действительно редкий и ценный экземпляр, выполненный в стиле больших довоенных кабриолетов. Подобных экземпляров было произведено весьма небольшое количество, большинство из которых делалось только по заказу.

Mercedes-Benz 230SL W113 / Германия / 1970 год
Знаменитая «Пагода» – стремительный и лаконичный продолжатель серии 190 SL. Получил свое название из-за внешнего сходства крыши с традиционной формой китайских храмов. Серия W113 отличалась не только весьма передовым для своего времени дизайном, но также была весьма совершенной и в техническом плане. В ней были реализованы уникальные по тем временам разработки мерседесовских инженеров в области безопасности – специально рассчитанная конструкция кузова, инерционные ремни безопасности, телескопическая рулевая колонка. Внешне «Пагода» привлекает к себе внимание изысканным стилем и неординарной жесткой крышей с боковыми ребрами, поднимающимися над ее плоскостью. Кроме этого модель обладает вполне удовлетворительной мощностью, отличалась легкостью в управлении и хорошим чувством дороги.

Mercedes-Benz 300S Сoupe / Германия / 1954 год
Эта модель возглавила в 1951 году класс спортивных моделей. Mercedes-Benz 300S оснащался рядным 6-цилиндровым мотором объемом 2996 куб.см с верхним распределительным валом и производился до 1958 года.

ПРОЕКТ «МОСКВИЧИ НА «МОСКВИЧАХ»

Москвич-407 Купе / СССР / 1962 год
Для участия в кольцевых и ипподромных гонках в классе специальных спортивных автомобилей, на МЗМА в 1962 году были построены два двухместных спортивных «Москвича». Крыша серийного кузова 407-й модели у них была укорочена, из четырех остались лишь две передние двери, отсутствовали декоративные элементы, шумоизоляция и обивка. Вместо серийных 45 л.с. мощность двигателя удалось довести до 76. «Москвич-407-Купе» спортсмены за характерную форму кабины окрестили «циклопом». На этих автомобилях гонщики МЗМА завоевали немало призов в ипподромных гонках, а на «кольце» в 1962 году — бронзовую медаль чемпионата страны.

На выставке представлена точная копия этого автомобиля, так как ни один из двух раллийных «Москвичей» с кузовом купе до наших дней не сохранился.

Москвич-412 раллийный / СССР / 1975 год
«Боевой» раллийный автомобиль «Москвич» заслуженного мастера спорта СССР Юрия Ивановича Лесовского. Когда-то 412-й был «главным оружием» наших раллистов на международных трассах.

Советским «Москвичам» покорялись как марафоны «Лондон-Сидней» и «Лондон-Мехико», так и ралли «Тур Европы», на котором в 1971 году наша команда взяла Золотой кубок, а в 1974-м – даже Золотой и Серебряный и еще первое место в абсолютном зачете.

Представленный автомобиль подготовлен в соответствии с техническими требованиями ФАС СССР 1972 года: на него установлен каркас безопасности, защита двигателя, усиленная подвеска, специальное штурманское оборудование – спидпилот и твинмастер. Все детали автомобиля являются оригинальными, а в сезоне 2007 года было одержано три безоговорочных победы в абсолютном и командном зачетах «Олдтаймер-Ралли».

МОТОРЫ ОКТЯБРЯ

Москвич 401 / СССР / 1954 год
В начале далекого 1947 года из ворот Завода Малолитражных Автомобилей выехали первые серийные автомобили с гордым названием «Москвич». С этих дней и началась история самой популярной в нашей стране марки автомобиля, несущего на своем капоте имя столицы нашей Родины. Конструкция «Москвича» полностью повторяла немецкий Opel Kadett, за исключением заводских шильдиков. Автомобиль стоил 9 000 рублей и его могли позволить себе приобрести рядовые советские граждане.

Москвич 410H / СССР / 1960 год
Полноприводная модификация серийного «Москвича», предназначавшаяся в первую очередь для «удовлетворения возрастающих потребностей жителей села». Его серийный выпуск был освоен московским заводом малолитражных автомобилей в 1957 году на базе автомобиля «Москвич-402». Чуть позже, в 1958 году, с переходом предприятия к изготовлению 407-й модели с форсированным силовым агрегатом и немного измененным дизайном на свет появился и переработанный вариант полноприводной машины, именовавшийся «Москвич-410Н».

Москвич 423 / СССР / 1959 год
Первый в СССР легковой автомобиль серийного производства с грузопассажирским кузовом «универсал». Производство этих автомобилей Московский Завод Малолитражных Автомобилей (прежнее название АЗЛК) начал в 1957 году. Такой универсал хорошо использовался московскими прачечными и магазинами фактически как фургон. Но самое главное, это то, что купить 423-й обычнму гражданину было нельзя – советская власть считала такие автомобили средством извлечения нетрудовых доходов и наживы.

ДЕПО-ЗИЛ

ЗИЛ-111В / СССР / 1960 год
Кабриолет на базе правительственного лимузина ЗИЛ-111. Использовался для представительских целей – именно эта машина везла в 1961 году Юрия Гагарина из аэропорта в Кремль, а также для проведения парадов на Красной Площади.

ГАЗ-12 ЗИМ – реплика
Автомобиль ГАЗ-12 ЗИМ был запущен в производство в 1950 году. Аббревиатура ЗИМ расшифровывается как Завод имени Молотова – именно такое имя носил ГАЗ с 1932 по 1957 год. На момент своего появления ЗИМ был самым современным советским автомобилем, в котором даже пристутствовала такая вещь как «полуавоматическая трансмиссия» – гидромуфта, позволяющая водителю переключать передачи без выжима сцепления. ЗИМ можно было свободно приобрести в магазине за 40 000 рублей – и таким автомобилем обзавелись многие представители советской элиты: академики, писатели, народные артисты. Чиновникам предстояло изворотливость, чтобы получить новую «персоналку». Эта машина была создана для тех, кто сидит сзади: широкий мягкий диван, форточки, плафоны освещения, часы, пепельницы и даже шторки на окнах. Ходил ЗИМ кстати очень мягко: длинные задние рессоры и длинная база обеспечивали небывалую плавность хода. Всего было выпущено 21527 экземпляров автомобиля ГАЗ-12 ЗИМ. Многие из них сохранились до сих пор.

ЛЕБЕДЕВ ЭКСКЛЮЗИВ

Nissan Figaro / Япония / 1991 год
Небольшой автомобиль в стиле ретро на базе серийной Nissan Micra был впервые представлен в 1989 году на Токийском мотор-шоу под слоганом «Назад в будущее». Несмотря на свои компактные размеры, он оснащался кондиционером, сиденьями из кожи, CD-плеером и убирающейся крышей.

Модель стала по-настоящему знаменитой после того как именно такой автомобиль в сентябре 2006 года приобрел на интернет-аукционе е-Bay трехлетний Джек Нил из графства Линкольншир, Великобритания. Каким-то образом ребенок, включив родительский компьютер, умудрился найти web-сайт аукциона и предложить за небольшой ретромобиль самую высокую цену – порядка 17 тысяч долларов. К счастью для родителей, владелец раритета согласился не настаивать на выплате полной стоимости за покупку и все ограничилось извинениями.

ЗИC 110 / СССР / 1949 год
Первые прототипы этой модели были изготовлены еще во время войны на основе американского Packard 180 1942 модельного года, но советский лимузин, запущенный в производство в 1945 году, не был точной копией «американца», а стал собственной разработкой конструкторов Завода имени Сталина.

Сам по себе достаточно тяжелый, ЗиС-110 развивал скорость 140 км/ч и был самым быстроходным в СССР легковым автомобилем. Но приемистость его оставляла желать лучшего – разгон до 100 км/ч занимал 28 секунд. Автомобиль расходовал 27,5 литров высококачественного 70-го бензина (тогда весь автопарк Советского Союза работал на бензине марки А-66) на 100 км пути.

Первая серия из пяти лимузинов была выпущена в августе 1945 года, а производство ЗиС-110 завершилось только в 1958 году. Почти все лимузины окрашивались в черный цвет, некоторые — в темно-синий. Санитарные – в белый, фаэтоны – в серый или черный, такси – в черный с линией шашечек на борту.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЦДТС»

УралЗИС 355 М / СССР / 1953 год
Миасский моторный завод на Урале был образован 30 ноября 1941 года приказом Го-сударственного Комитета Обороны на базе авиабомбового завода №316. Предпри-ятие должно было в кратчайшие сроки начать выпуск автомобильных двигателей и танковых коробок передач, а его производственной базой стали эвакуированные мо-торный и некоторые другие цеха московского автозавода имени Сталина.

Во время войны завод освоил не только выпуск моторов и агрегатов для автомобилей, но и грузовиков ЗИС-5, которые продолжал производить и после войны в различных модернизированных вариантах.Автомобиль Урал-355М был создан на шасси ЗИС-5, но получил более комфортабельную цельно-металлическую кабину. Его надежность и проходимость пришлись весьма кстати в в районах со слаборазвитой дорожной сетью. Поэтому партии готовых Урал-355М отгружались по указанию Госплана СССР в Сибирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию и особенно в места освоения целинных земель Казахстана. Автомобиль после этого получил прозвище «Целинник».

ГАЗ-ГЛ1 / СССР / 1938 год
Гоночный автомобиль на базе серийного ГАЗ-М1 был построен на Горьковском автозаводе в 1938 году под руководством инженера Евгения Агитова. На раму от ГАЗ-М1 он установил обтекаемый двухместный кузов с защитным лобовым стеклом. Кузов в задней части был «прижат» в горизонтальной плоскости, образуя широкий хвост – это улучшало аэродинамику. Четырехцилиндровый мотор был основательно переработан и форсирован с 50 до 65 л.с. В октябре 1938 г. испытатель Николаев достиг на ГАЗ-ГЛ1 средней скорости 147,84 км/ч на дистанции 1 км с хода. Впоследствии ГАЗ-ГЛ1 приобрел новый шестицилиндровый двигатель от ГАЗ-11, форсированный до 100 л.с., а также обтекаемые колпак над головой водителя, новаую округлую облицовку радиатора и новые колпаки колес. Максимальная скорость, которую удалось выжать из ГАЗ-ГЛ1 – 161,87 км/ч. Перед войной это был самый быстрый автомобиль в Советском Союзе.

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ЛЕОНИДА БЫКОВА

Командирский катер крейсера «Эмден» / Германия / 1922 год
Через год после заключения Версальского договора кайзеровская Германия получила разрешение союзников на постройку четырех легких крейсеров, что являлось воплощением возрождения ее военного могущества после поражения в Первой мировой войне. Го-ловным судном этой серии стал «Эмден», названный в честь своего знаменитого одноименного предшественника – крейсера «Эмден», героически погибшего в Первую Миро-вую Войну в сражении с линкором «Сидней». «Эмден» был заложен в 1921 году в Германии, в 1925 году спущен на воду и в том же году вступил в строй. В апреле 1945 года крейсер был тяжело поврежден во время налета британской авиации на портовый город Киль. Вернуть в строй его оказалось невозможно и в 1949 году корпус крейсера разобрали на металлолом. Уцелевший командирский катер стал трофеем Красной Армии и был лично подарен Иосифом Сталиным физику-ядерщику, академику Абраму Иоффе. В 50-е годы изрядно подгнившие палуба и надстройка катера были подвергнуты чудовищным переделкам, принципиально изменившим облик судна. Палубный настил заменили дюралем, а оригинальный двигатель заменен мотором от автомобиля «Победа». В декабре 2005 года остатки катера обнаружили во время ликвидации одной из лодочных стоянок на окраине Санкт-Петербурга. После выяснения исторического облика и биографии катера была про-ведена его тщательная реставрация. На судне детально восстановлены ручная резьба, геральдика, наружная отделка, стрелковое вооружение, интерьеры кокпита и каюты.

МУЗЕЙ ТЕХНИКИ ВАДИМА ЗАДОРОЖНОГО

ЗИС-115 / СССР / 1950 год
Первый бронированный автомобиль высшего класса для советской партийно-правительственной элиты был сконструирован и построен на автомобильном заводе имени Сталина, позднее переименованном в завод имени Лихачева – ЗИЛ. Бронированный автомобиль ЗИС-115, изначально получивший наименование ЗИС-110С, был подготовлен в 1946-1947 годах. Внешне ЗиС-115 практически не отличается от обычного ЗиС-110, однако определить его можно по наличию центральной противотуманной фары, увеличенному размеру шин без белых боковин и по кажущимся мутноватыми стеклам. Представленный ЗиС-115 с номером шасси 18 1950 года выпуска в середине 50-х годов попал на завод имени Лихачева, откуда его передали в Бауманский институт для испытаний. Машина долгое время простояла на территории филиала института МВТУ имени Баумана, пока в 1992 году не была у него выкуплена. Весной 1998 машина перешла к новому владельцу. Сейчас автомобиль восстановлен в «Музее техни-ки».

BOSCH

Buick model 44 Sport Roadster / США / 1929 год
Buick – машина достаточно консервативного имиджа. На таких машинах ездили в основном обеспеченные представители среднего класса, люди, которые вполне могли бы позволить купить себе не очень дорогой Cadillac, но были слишком скромны для этого.

Представленный автомобиль приобретен в 1929 году заместителем наркома авиа-ционной промышленности Михаилом Ивановым во время его командировки в США. Сразу же после того, как Buick оказался в СССР, он спрятал его в гараже на своей даче и не выезжал на нем до 1973 года, так как боялся, что автомобиль будет конфискован. Через десять лет он продал его адвокату и коллекционеру Михаилу Стацевичу, который владеет им и сейчас.

Mercedes-Benz 320 cabriolet B / Германия / 1939 год
Модель 320 была впервые представлена на Берлинском автосалоне в феврале 1937 года. Она пришла на смену модели 290, которая представляла средний класс автомобилей штуттгартского концерна. Новая модель оснащалась мотором повышенной мощности, была более комфортабельной и просторной, и идеально подходила для повседневного пользования и автотуризма, который был широко распространен в Германии тридцатых годов.

Представленный автомобиль является одной из экспортных модификаций моде-ли Mercedes-Benz 320, которые поставлялись на европейский рынок. В семидесятые годы он был отреставрирован в известной французской реставрационной мастерской Lecoq.

Citroen DS 23 Pallas / Франция / 1972 год
Презентация автомобиля Citroen DS состоялась в октябре 1955 года на Парижском автосалоне. Своим появлением новая модель вызвала настоящую сенсацию – ее неординарная «космическая» внешность покорила всех посетителей автосалона, и уже через час после того момента как с машины сорвали покрывало, более семисот заказчиков изъявили желание приобрести Citroen DS. А к концу первого дня было получено более 12 тысяч заявок на ситроеновскую новинку. Ее внешний облик для 1955 года был поистине революционным: обтекаемая форма, низкий силуэт, прижимавшийся почти к земле капот и отсутствие радиаторной решетки, двери без оконных рамок, указатели поворотов, вынесенные на задние стойки крыши. Дисковые тормоза на всех колесах с двухконтурной системой, полуавтоматическое сцепление, независимая гидропневматическая подвеска, позволяющая изменять дорожный просвет стали техническими новшествами в автомобилестроении.

Модель DS в процессе многолетнего производства постоянно модернизировалась и совершенствовалась. Версия DS 23 Pallas была впервые представлена публике в 1964 году и занимала по цене промежуточное положение между «обычной» версией DS и самым люксовым исполнением Prestige.

Мотоцикл BMW R-42 / Германия / 1926 год

Мотоцикл BMW R-12 / Германия / 1937 год

MR. CAP

Mercedes-Benz 230 W143 / Германия / 1939 год
Знаменитый «автомобиль Штирлица» – модель Mercedes-Benz 230 W143, точно такой же, на которой в фильме «Семнадцать мгновений весны» ездил штандар-тенфюрер. В тридцатые годы W143 была одной из самых распространенных моделей штуттгартского концерна.

Автомобиль имел двигатель мощностью 55 л.с. и мог разгоняться до скорости 120 км/ч. Стоил 230-й в варианте с закрытым кузовом 5875 рейхсмарок. Всего было выпущено около 20 000 экземпляров этой модели.

JAGUAR CLASSIC CARS

Jaguar E-Type / Великобритания / 1964 год
Презентация Jaguar E-type — нового спортивного родстера состоялась в марте 1961 года на Женевском автосалоне. Стильный и стремительный автомобиль, с чувственными линиями капота, он выражал собой весь блеск и оптимизм Великобритании начала шестидесятых. Jaguar E-type сразу же стал культовым автомобилем у европейской аристократии, а после оглушительного успеха в США стал непременным атрибутом всех обитателей Голливуда. Дизайнер Малькольм Сайер и главный инженер Уильям Хэйнес начали работу над моделью Jaguar E-type в конце 50-х годов. Вдохновение Сайера придало автомо-билю его особый облик, а технические разработки Хэйнеса обеспечили максимальную скорость в 240 км/ч и разгон до 100км/ч за 7 секунд. Силуэт, придуманный Малькольмом Сайером, повлиял на облик всех последующих моделей E-type и продолжает оказывать влияние на умы дизайнеров Jaguar до сих пор.

БАНК «ЗЕНИТ»

Jaguar XK 140 / Великобритания / 1956 год
Модификация с кузовом купе и левосторонним расположением руля. Первым владельцем был американец Дональд Дункан. С 2006 года автомобиль принадлежит банку «Зенит», экипаж которого активно участвует в заездах классических машин. Например, 22 сентября 2007 года Jaguar XK140 принял участие в Mobil 1 Oldtimer-Rally на ВВЦ.

GEMTECH

Bugatti Type 40 / Франция / 1927 год
Компания Bugatti была основана конструктором Этторе Бугатти в 1909 году в городе Мольсхайм близ Страсбурга. В истории марки было немало поистине великих автомобилей, в том числе легендарные спортивные автомобили Bugatti Type 40 и самые роскошные довоенные автомобили Bugatti Type 41 Royal. Последний на-стоящий Bugatti выпустили в 1956 году, и с тех пор марка стала историей.

FINE CUSTOM MECHANICS

Мотоцикл Fine Custom Mechanics / Россия / 2007 год

АВТОВЭЙ

Opel 1,2 Litre / Германия / 1934 год

Opel Р4 / Германия / 1937 год
Малолитражные модели середины 30-х годов, каждую из которых можно назвать «народным автомобилем». Рабочий объем моторов немного превышал один литр, а мощность составляла чуть больше 20 л.с. Кузова обоих моделей состояли из деревянной основы, обшитой металлическими панелями. Компактные модели свободно вмещали четырех человек, причем передние сиденья можно было передвигать вперед-назад. Развиваемая скорость – порядка 80-85 км/ч.

Москвич 400-420А кабриолет / СССР / 1947 год
Первый советский действительно массовый малолитражный автомобиль. Производство «Москвича» было начато в 1947 году, а его конструкция полностью повторяла немецкий Opel Kadett, за исключением заводских шильдиков. Вариант с кузо-вом «кабриолет» появился в 1949 году. Автомобиль стоил 9 000 рублей и его могли позволить себе позволить приобрести рядовые советские граждане, для которых даже этот маленький «Москвич» казался чудом техники.

РЕСТАВРАЦИОННЫЙ ЦЕНТР «МОЛОТОВ ГАРАЖ»

ГАЗ 13Б «Чайка» / СССР / 1961 год
Первые «Чайки» появились в январе 1959 года. В то время открылся XXI съезд КПСС и новые машины уже обслуживали его участников, ведь 13-я изначально и предназначалась для служебного пользования в высших государственных структурах. В просторном и комфортабельном салоне «Чайки» могли свободно разместиться семь человек. Система отопления была очень эффективной и равномерно обогревала весь салон. Пепельницы и прикуриватели, пяти-диапазонный приемник с автонастройкой, дополнительные динамики для задних пассажиров, кнопочное управление электростеклоподъемниками – все в этой машине было «для человека и ради человека», который, к слову, всегда сидел сзади. А сидели там как правило главы министерств и ведомств, первые секретари республиканских компартий, послы СССР в зарубежных странах. Множество «Чаек» было в распоряжении УПДК: на них возили послов дружественных социалистических стран – КНДР, ГДР, Польши, Венгрии, Болгарии, Монголии. Несколько «Чаек» имели кузова типа кабриолет – одна из таким машин представлена на выставке.

ГАЗ 21УС / СССР / 1962 год
Самые значительные изменения произошли в 1962 году – появилась так называемая «третья серия». Она получила другое оформление передка – облицовка ра-диатора с 32-мя узкими вертикальными прорезями и новыми подфарниками, заходящими на бок крыла. Заводская эмблема поменялась – стала более изящной. Третья серия получила новые бампера без клыков, причем под передними стали устанавливать два мощных крюка для буксировки. Полностью изменились задние фонари и рисунок рассеивателя фар. Стал другим фонарь подсветки номерного знака. Декоративные хромированные молдинги, проходящие по нижнему краю дверей, стали плоскими вместо рельефных. В салоне изменился фасон обивки дверей и сам материал. Радиоприемник получил УКВ-диапазон. Самой дорогой являлась экспортная модификация с индексом УС – именно она и представлена на выставке.

КЛУБ КЛАССИЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ

Lagonda LG 45 / Великобритания / 1938 год
Двухместная спортивная машина из тех времен, когда марка Lagonda еще была самостоятельной и не ассоциировалась с именем Aston Martin. Мощный 4,5-литровый двигатель развивающий 150 л. с. позволял ей на равных бороться с Bentley и Aston Martin, а также победить в 24 часах Ле-Мана в 1935 году.

MGA 1600 / Великобритания / 1962 год
Фирма Morris Garage появилась в 1924 году и поначалу выпускала исключительно гоночные автомобили. Первый же, по настоящему, серийный спортивный автомобиль фирма MG начала выпускать лишь в 1951 году но зато им стал легендарный MGA. Он был создан для того, чтобы получать истинное наслаждение от их отменной управляемости и чтобы в любой ситуации притягивать восхищенные взгляды окружающих.

Rolls-Royce Silver Cloud III / Великобритания / 1963 год
Во многом автомобиль Silver Cloud стал последним «динозавром», выпускаемым компанией Rolls-Royce. Даже в 1955 году будучи новой моделью, он оставался конструктивно устаревшим. Традиционалистам было достаточно того, что новый автомобиль выглядел по-старому, но ведь и его устройство оставалось прежним. Удивительно, но с 1955 по 1956 годы при всего лишь одной незначительной модернизации Silver Cloud охотно раскупали! Потом появился Silver Cloud II, а за ним и Silver Cloud III, получивший четырехфарное освещение и более мощный двигатель. Испытатели журнала Autocar так писали о Rolls-Royce Silver Cloud III: «С каждым годом «Самый лучший автомобиль в мире» становится немного совершеннее». Только в 1965 году когда были выпущены последние экземпляры «третьего», его конструкция окончательно устарела.

КОЛЛЕКЦИОННЫЕ АВТОМОБИЛИ В.ЛЕН

Cord 812 Roadster / США / 1937 год
Самый дерзкий и самый яркий американский автомобиль всех времен, появление которого в ноябре 1936 года на Нью-Йоркском автосалоне стало настоящей сенсацией – до этого момента ничего подобного не создавалось. В первую очередь это касается неординарного внешнего вида Cord 812: фары, выдвигающиеся из крыльев, отсутствие наружных подножек и традиционной облицовки радиатора, упрятанные в кузов дверные петли и тент, полностью скрывающийся за бортами кузова – потрясающая чистота линий, шедевр в области технического дизайна, подобного которому невозможно отыскать среди всех автомобилей мира.

Конструкция Cord 812 вполне соответствовала его внешнему облику: передний привод, независимая подвеска передних колес, электровакуумное переключение передач и безрамный несущий кузов. Нагнетатель фирмы Schwitzer-Cummins позволял восьмицилиндровому мотору развивать мощность 190 л.с. Скорость составляла 170 км/ч, а время разгона до «сотни» всего 13 секунд.

Естественно, что Cord 812 отличился в автоспорте – на нем было установлено несколько десятков национальных рекордов среди серийных американских автомобилей. Так в соревнованиях на экономичность он показал пробег 18,24 мили на одном галлоне топлива, а на трассе в Индианаполисе автомобиль за 24 часа прошел 3055,76 км. Затем обычный серийный Cord 812 развил на дистанции в одну милю скорость в 107,66 мили/час (177,22 км/ч), став тем самым самым быстрым автомобилем США 1937 года. Но такие успехи не спасли компанию Cord, оказавшуюся в том же году на грани банкротства – выпуск Cord 812 был остановлен. Но настоящий шедевр оказался бессмертен. Даже через несколько десятилетий после прекращения производства этой модели музей Метрополитен признал Cord 812 произведением искусства, да и сейчас он с полным правом входит в десятку лучших образцов американского автодизайна.

Ford-T пожарная линейка / США / 1917 год
Основой для создания этой пожарной машины стал самый распространенный американский автомобиль – Ford-T. Производство этой модели началось еще в 1907 году, а через десять лет на продукции фордовского завода раскатывало уже полстраны, причем использовались машины не только в качестве персонального автотранспорта, но для самых разных целей. Ведь на обложке фирменного каталога крупными буквами значилось The Universal Car. Конструкция Ford-T являлась идеальной для создания на ее основе пожарной машины.

Представленная пожарная линейка имеет две объемные цистерны с насосами, лестницу, место для расчета пожарных, а также всевозможный инструмент – топор, багор, лом и ведра. Естественно, что на шасси обычного Ford-T это все бы не уместилось, поэтому «пожарка» имеет удлиненную на полметра базу, усиленный задний мост, а вместо обычных пневматических шин так называемые «грузоленты» – цельнорезиновые покрышки, которые в те времена широко использовались на грузовых автомобилях. Изготовила машину нью-йоркская фирма Lorillard, специализирующаяся на пожарном оборудовании – даже ее эмблема представляет собой два скрещенных горящих факела.

Ford-TT / США / 1917 год
Самый распространенный американский грузовой автомобиль двадцатых годов. Создан на базе легкового Ford-T в 1919 году, причем, если у легковой модели буква Т является просто обозначением, то индекс грузовика расшифровывается как Truck (грузовик) Ton (тонна) и обозначает его грузоподъемность в 1000 кг.

Основой грузовика являлась рама из клепанных стальных балок. Мосты крепились к ней на двух поперечных рессорах – по одной на каждую ось. Длинные рычаги, идущие от центра рамы к окончаниям мостов делали ход подвески большим, что благоприятно сказывалось при езде по плохим дорогам. Двигатель представлял собой рядную «четверку» рабочим объемом 2800 см3, которая выдавала 23 л.с. Топливо в него подавалось самотеком из бензобака, расположенного под водительским сиденьем, а циркуляция воды в системе охлаждения осуществлялась по термосифонному принципу за счет разницы температур. Самой знаменитой частью Ford-TT как и у его легкового аналога стала планетарная коробка передач с педальным управлением. Автомобиль имеет три педали, но не привычные «сцепление-тормоз-газ», а «вперед-назад-тормоз». Для того чтобы начать движение вперед, нужно нажать правую педаль, а чтобы продолжить движение, отпустить ее – таким образом включалась вторая передача, она же последняя. Средняя педаль управляет задним ходом, а правая действовует на трансмиссионный тормоз ленточного типа, который располагается сразу на выходе коробки передач.

Сейчас такая простота кажется примитивностью, но в начале ХХ века несложная конструкция машин фирмы Ford тянула на гениальность. Нет бензонасоса, водяной помпы и электрооборудования – меньше поломок и проблем с ремонтом. А при цене, равной месячной зарплате рабочего средней квалификации недостатков у машины быть и не могло. Низкая стоимость Ford-T способствовала моторизации Америки, причем это касалось не только частных автовладельцев, но и парка грузовиков, автобусов, санитарных и пожарных машин.

Ford-АА / США / 1931 год
Грузовая модель, пришедшая в 1927 году на смену Ford-TT. В конструкции сохранены основные принципы простоты, надежности и унификации деталей с легковой моделью Ford-А. Двигатель грузовика Ford-АА развивает мощность уже 40 л.с., а его грузоподъемность составляет 1,5 тонны. Трансмиссия имеет сцепление и трехскоростную коробку передач. С 1931 года грузовики Ford-АА по лицензии собирались в Нижнем Новгороде, а в 1932 году их стал выпускать Горьковский автомобильный завод под маркой ГАЗ-АА.

Stoewer R200 Special Typ 40 / Германия / 1940 год
Полноприводный армейский вездеход, спроектированный и изготовленный по заказу Вермахта. Выпускался в нескольких модификациях: четырехместный автомобиль, трехместный сигнальный автомобиль, машина техобслуживания и ремонта, легкая землеройная машина, трехместный автомобиль с зенитным пулеметом. Мощность двигателя – 60 л.с., скорость – 100 км/ч.

ЗИС-115 / СССР / 1955 год
ЗИС-115 являлся точной копией серийного ЗИС-110 и лишь немногие могли опознать броневик. Внешних признаков было несколько: фара-искатель и два спецсигнала на переднем бампере, шины без белых боковин, сильно выпирающие колесные колпаки, а также слегка мутноватые стекла, что было немудрено – их толщина составляла 75 мм, а чтобы поднимать их в дверях, имелись гидравлические домкраты – стекло весило почти центнер. Полная масса превышала пять тонн. Таскал всю эту тяжесть форсированный до 160 л.с. рядный восьмицилиндровый мотор от ЗИС-110. Скорость была небольшой – чуть более 100 км/ч. На ЗИС-115 была применена особая система бронирования – капсюльная: защита представляла собой единую «оболочку» из брони, обшитую снаружи кузовными панелями. Броня для ЗИС-115 предварительно обстреливалась на полигоне, и следы от пуль можно увидеть на каждом автомобиле, причем вмятины были на внутренней стороне бронелистов.

Подозрительный Сталин никогда не пользовался одной и той же машиной. Постоянно менялись номерные знаки, которые устанавливались только сзади. Никто из водителей ГОНа не знал, на каком именно автомобиле сегодня поедет Иосиф Виссарионович. А перед самым выездом из Кремля Сталин имел обыкновение менять свой маршрут, начиная с того, через какие ворота поедет кортеж – это он решал сам, буквально в последнюю минуту перед выездом. После смерти вождя его автомобилями никто не пользовался – во времена «оттепели» это было неактуально: Никита Сергеевич Хрущев любил покрасоваться на публике в кабриолете, а сталинские броневики ушли в прошлое. Только несколько машин были подарены лидерам коммунистических партий стран соцлагеря. Представленный на выставке ЗИС-115 1955 года выпуска был передан советским правительством генеральному секретарю центрального комитета коммунистической партии Венгрии Матиасу Ракоши, и лишь недавно вернулся в Россию.

VOLVO

Для истинных поклонников марки Volvo настоящим сюрпризом стал первый серийный автомобиль, ÖV4, ласково прозванный Якобом, который сошел с конвейера завода Volvo в 1927 году, в Гетеборге. Volvo Jacob был спроектирован по американскому дизайну, имел мощное шасси и независимую подвеску с длинными рессорами спереди и сзади.

В 1956 году компания Volvo представила миру новый автомобиль Amazon. Именно благодаря этому автомобилю Volvo получила репутацию производителя самых безопасных автомобилей в мире. Автомобиль создал молодой дизайнер Ян Вильсгард, вдохновленный итальянскими, английскими и американскими моделями тех лет, Volvo Amazon стал первым автомобилем Volvo с кузовом «понтон». Удивительно, но эту модель можно до сих пор встретить на европейских улицах. Вот, что значит непревзойденное шведское качество!

Первый спортивный автомобиль Volvo — P1800 был представлен публике на Мотор Шоу в Брюсселе в 1960 году, а его серийное производство началось уже в следующем году. Кстати говоря, продажам Volvo P1800 помог телевизионный сериал 60-х под названием «Святой». В этом сериале Роджер Мур, сыгравший Саймона Тамплиера, разъ-езжал на белом P1800. Более того, Роджер Мур использовал Р1800 в реальной жизни.

Посетителям выставки пришёлся по душе и Volvo PV544. В 1960 году его заявили как самый яркий автомобиль, который «способен доставить удовольствие любому, кто ценит качество». И это было действительно так. Тогда модель PV544 была предложена в четырех версиях, включая спортивную модификацию с двигателем мощностью 85 л.с.

Когда на Женевском автосалоне в 1977 года была представлена модель Volvo 262C, многие ее восприняли как юбилейную модель в честь 50-летия компании. Однако это ошибочное утверждение. Тем не менее, Volvo 262 C покорил всех поклонников марки Volvo: покупатели по достоинству оценили плавные линии, усовершенствованный дизайн, обивку салона из натуральной кожи, элегантный серебристый цвет, черную виниловую крышу.

В 1987 году начал свое триумфальное шествие престижный автомобиль класса люкс – спортивный и элегантный Volvo 780 C. Эта модель была разработана в итальянской дизайн-студии Bertone, возможно, именно поэтому до сих пор дизайн Volvo 780 C неподвластен времени. Volvo 780 совмещала в себе элегантный, нестареющий дизайн и яркие характерные черты Вольво. Внутреннее оформление было также уникальным, заднее сидение имело форму, разделенную для двух пассажиров.

Шло время, менялись предпочтения покупателей, менялся и дизайн Volvo. Так, ровные прямые линии Яна Вильсгарда остались в прошлом, и им на смену пришли овальные формы, предложенные на примере серии 900, производство которой началось в 1990. Однако потребовалось еще пять лет, прежде чем Петер Хорбери смог реализовать новую философию дизайна для новых серийных автомобилей Volvo. Лишь тогда в отрасли осознали, что Volvo отказалась от дизайна, нацеленного исключительно на функциональность, и предложила новые обтекаемые формы. Каждая новая модель Volvo становится яркой сенсацией на международном автомобильном рынке. Однин из таких ярких дебютов — автомобиль бизнес класса Volvo S80. На выставке автомобиль будет представлен в новой роскошной версии «Executive», выполненный в духе скандинавского дизайна – эта новая модификация призвана укрепить позиции Volvo в сегменте престижных моделей. В Volvo S80 Executive все призвано обеспечить комфорт владельцу и пассажирам. Каждая деталь продумана таким образом, чтобы повысить удобство и подчеркнуть элегантные формы. Создатели Volvo S80 Executive были вдохновлены скандинавским дизайном, поэтому главное внимание уделялось деталям автомобиля. Элегантность представлена чистыми линиями и хорошо подобранными естественными материалами. В передней части огромного салона разместилась центральная консоль с отделкой из орехового дерева. Сиденья обтянуты анилиновой кожей – это удобные места, призванные обеспечить комфорт первого класса для всех пассажиров. Оборудование автомобиля удовлетворит требованиям самых взыскательных клиентов: DVD система для пассажиров на задних сиденьях, холодильник и аудио-система мирового класса. А если учесть уровень безопасности, характерный для автомобиля Volvo, и меры, принятые для защиты окружающей среды, можно в полной мере оценить роскошь, как она понимается в Швеции.

ЧАСТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ

Rolls-Royce 20/25 HP / Великобритания / 1930 год
Компактный и доступный Rolls-Royce 20/25 производился с 1929 по 1936 год, став достойным продолжением модели Twenty c низкой налоговой мощностью. Шестицилиндровый мотор рабочим объемом 3669 см³ разгонял автомобиль до скорости 120 км/ч. Модель 20/25 получила также четырехступенчатую синхронизированную коробку передач.

Bentley 8 Litre, кузовное ателье Mulliner / Великобритания / 1931 год
Восьмилитровая модель, появившаяся в 1930 году стала последней разработкой основателя фирмы – инженера Уолтера Оуэна Бентли. На тот момент это была машина с самым мощным двигателем, который когда-либо производился в Великобритании. По своим скоростным характеристикам Bentley 8 Litre превосходил легендарный Rolls-Royce Phantom. 5 декабря 1930 года был зафиксирован уникальный рекорд: Bentley 8 Litre развил скорость 163 км/час. Модель оставалась самой скоростной машиной ком-пании вплоть до 1952 года.

ЗИЛ 41047 / СССР / 1987 год
Легковой автомобиль представительского класса с кузовом лимузин, производство которого, начатое в 1985 году, продолжается до сих пор. Долгое время именно лимузин ЗИЛ-41047 считался самой длинной серийной моделью в мире – его габаритная длина составляла 6339 мм. Двигатель V8 рабочим объемом 7,68 литра развивает мощность 315 л.с., а максимальная скорость сотсавляет 190 км/ч. Разгон с места до 100 км/ч за-нимает 13 с.

Mercedes-Benz 190SL / Германия / 1960 год
Подлинный шедевр дизайнеров и конструкторов Mercedes-Benz. До сих пор ценим истинными знатоками классических образцов немецкого автомобилестроения. Впервые был представлен на автомобильной выставке в Нью-Йорке в 1954 году. Серийный выпуск начался в 1955 году и продолжался до 1963. Всего было выпущено около 25 000 автомобилей этой модели.

Недорогой и в то же время неординарный автомобиль сразу завоевал сердца автолюбителей – его покупали люди любого социального и общественного положения: от знаменитостей вроде Грейс Келли и Пабло Пикассо до девиц сомнительного поведения и авторитетов преступного мира.

Mercedes-Benz 280SE W111 / Германия / 1970 год
В 1959 году появилось новое семейство автомобилей среднего класса с заводским индексом W111, получивших элегантные несущие кузова с вертикальными блоками фар, огромный багажный отсек и независимую подвеску всех колес. Они продемонстрировали высочайший технический уровень автомобилей этой марки. Сейчас экземпляры серии W111 – одни из самых красивых «Мерседесов» шестидесятых годов.

 
Выставка технического антиквариата  «X Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина»
Выставка технического антиквариата «X Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина»
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года