«Осетинские этюды»

«Осетинские этюды»

В августе–сентябре 2007 года, в одном из красивейших уголков мира – Куратинском ущелье (Фиагдон, Северная Осетия) проходил симпозиум, собравший художников и скульпторов из Владикавказа, Москвы, Петербурга, Краснодара…

«Симпозиум, – сказал Председатель правительства Республики Северная Осетия-Алания Николай Хлынцов, – одно из ключевых событий, проводимых в республике в Год Культуры. Руководство республики волнуют проблемы будущего осетинской культуры, ее духовных поисков, достойной интеграции в современный российский и международный художественный процесс. Правительство Республики Северная Осетия-Алания в этом процессе заинтересовано и готово его поддерживать. Для этого у нас есть сегодня все возможности, и они вписываются в общую стратегию культурного взаимодействия осетинской и российской культуры, что в первую очередь целесообразно для стабилизации общекавказской культурной ситуации».

Правительство республики, Министерство культуры РСО-Алания, Галерея «IR-ART» в лице ее руководительницы Галины Тебиевой сделали все необходимое для того, чтобы в Феагдоне состоялся настоящий праздник искусств, проходивший в творческой и радостной, трудовой и раскованной атмосфере. О закономерности того, что именно в Осетии реализовалось это замечательное начинание, пишет В. Цагараев: «За прошедшие годы образ Кавказа значительно потускнел в российском сознании, утратив былую романтику — ландшафтную, историческую, этнокультурную. Но сам Кавказ во многом остался все тем же. Когда-то встреча с ним изменила мироощущения русской интеллигенции (Пушкин, Лермонтов, Толстой и др.), искавшей среди устоявшихся стереотипов российской обыденности пространство истинной свободы, чести и достоинства. И хотя образ Кавказа идеализировался, все же именно он стал на долгое время духовно-нравственной Меккой для русской художественной интеллигенции.

Именно Осетия представляла для путешественника своеобразные ворота Кавказа, его центр, сердце, особую культурную позицию. В записках многих, посетивших Осетию, мы находим очарование увиденной ими живой культурной архаики, мягкое, почтительное отношение к старикам, женщинам и детям, праздничные ритуалы, наполненные магией древнего молитвословия, святилища, представляющие собой раннехристианские однонефные базилики и многое другое, что говорило приезжим о встрече с давно утраченной, но родственной культурой… Именно этот некорректируемый внешним пространством внутренний взгляд творческого человека на увиденное в Осетии, на ее художественный образ, и попытались воспроизвести деятели искусства, приехавшие из разных городов России и дальнего зарубежья на два симпозиума проводившихся в Северной Осетии-Алании в августе и сентябре 2007 года. Первый из них, названный «Осетинские этюды» собрал художников работающих в живописных, графических и фото технологиях. Второй, «Мелодии древних камней» был исключительно скульптурный».

Заметим, что атмосфера творческой свободы сказалась даже в том, что художникам не задавалась конкретная тема для работы. Каждый был волен выбирать тот мотив, который был близок его душе. И все-таки общая тема была задана – задана несравненной, целомудренной и гордой красотой окружающей природы, обаянием осетинского национального характера, в котором приветливость сочетается с чувством собственного достоинства. Созданные на симпозиуме произведения были переданы в дар городу Владикавказу, и по праву: ведь это – подлинное достояние Осетии, то, что создано благодаря ей и при ее участи.

Ниже мы приводим список участников симпозиума:

 
«Осетинские этюды»
«Осетинские этюды»
«Осетинские этюды»
«Осетинские этюды»
«Осетинские этюды»
«Осетинские этюды»
«Осетинские этюды»
«Осетинские этюды»
«Осетинские этюды»
«Осетинские этюды»
«Осетинские этюды»
«Осетинские этюды»
«Осетинские этюды»
«Осетинские этюды»
«Осетинские этюды»
«Осетинские этюды»
«Осетинские этюды»
«Осетинские этюды»
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года