Презентация картины К.П. Брюллова «Портрет В.А. Перовского» (1837), отреставрированной к 175-летию П.М. Третьякова

17 декабря в 14.00
Государственная Третьяковская галерея
Лаврушинский переулок, 10 (экспозиция, зал 9)

В канун 175-летия основателя Третьяковской галереи Павла Михайловича Третьякова в постоянную экспозицию музея возвращается произведение К.П.Брюллова «Портрет В.А.Перовского». В результате многолетней реставрации стали видны незаметные ранее под толстым трехмиллиметровым слоем пожелтевшего и потрескавшегося лака детали изображения, открылась авторская фактура. Проведение реставрационных работ стало возможным благодаря финансовой поддержке ОАО «ЛУКОЙЛ».

«Портрет В.А.Перовского» (холст, масло. 247,2х155,2) был исполнен в 1837 году Карлом Брюлловым (1799–1852), крупнейшим русским художником первой половины ХIХ века. Василий Алексеевич Перовский (1794–1857) был участником Отечественной войны 1812 года. Он служил в Гвардейском генеральном штабе, в лейб-гвардии Егерском полку, сопровождал в 1816 году в заграничном путешествии Великого князя Николая Павловича. В 1822–1824 жил в Италии, где познакомился с К.П.Брюлловым.

Послужной список В.А.Перовского очень широк: генерал-адъютант (1833), Оренбургский генерал-губернатор, член Государственного совета (1845). В 1855 он получил титул графа. В.А.Перовский, брат писателя А.А.Перовского (псевдоним Антоний Погорельский), был дружен с В.А.Жуковским, А.С.Пушкиным.

Полотно отличается большим размером – почти два с половиной на полтора метра. Перовский изображен на фоне грозового неба и динамичного пейзажа со скачущими по степи кочевниками. Изображая модель на фоне степей, Брюллов как бы напоминал о занимаемой Перовским должности военного губернатора Оренбурга. Сам художник никогда не был в этом городе и писал портрет в Петербурге, воспользовавшись литографиями А.Орловского для изображения степного среднеазиатского пейзажа. Мужественный облик полководца подчеркивает его военная форма генерал-адъютанта, эполеты и аксельбант, кивер в руках и прикрепленная к поясу шпага. Мундир украшают боевые награды офицера, среди которых самый важный военный орден – святого Георгия. В сражении под Бородиным Перовский лишился пальца на левой руке, поэтому на картине он изображен с наперстком.

Портрет первоначально хранился в губернаторском Оренбургском доме, затем – в Государственном музейном фонде. В 1927 году он был передан в Третьяковскую галерею.

В 1930 году картина поступила на реставрацию с сильнейшим углообразным прорывом (длиной около 70 см), проходящим по лицу, правому плечу и фону. Имелись и другие многочисленные разрывы холста. Кроме того, в результате деформации полотна картина была покрыта сеткой осыпей. Холст был дублирован, в местах утрат красочного слоя был подведен реставрационный грунт, на поверхность был нанесен толстый слой реставрационного лака. Впоследствии долгое время портрет находился в экспозиции Галереи, являясь опорным экспонатом в экскурсионной работе.

В 2000 году стала очевидна необходимость следующей реставрации портрета. Холст деформировался, толстая пленка реставрационного лака сильно пожелтела и помутнела, многочисленные тонировки сильно изменились в цвете. Это сильно искажало авторский колорит и мешало восприятию произведения.

Реставраторами Третьяковской галереи А.И.Голубейко, Е.Г.Волковой, А.П.Замковым и А.Г.Орловской был проведен целый ряд сложнейших мероприятий, восстанавливающих первоначальный облик произведения. Благодаря уникальной реставрации портрет вновь займет место в постоянной экспозиции Третьяковской галереи – в зале произведений К.П.Брюллова.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года