Genius Loci. Фото, макеты, видеоарт, живопись

«День-Ночь» Композиция Владимира Немухина 2000г. холст, масло

21 декабря – 29 января
Галерея Актуального Искусства RUARTS
1-й Зачатьевский пер., д.10

Декабрьской выставкой «Genius Loci» галерея RuArts отмечает третью годовщину своего пребывания в особняке «на Зачатьевском». Выставка рассказывает о двух эпохах культурной жизни Остоженки и соседних с ней Пречистенки и Волхонки. Гений, определяющий судьбу места, вновь и вновь возвращает искусство на эти улицы. Экспозиция знакомит с двумя вехами в истории искусства и коллекционирования, начале XX века и 60х годах XX века, а также с событиями, местами и людьми, стоявшими между ними.

Сегодняшний облик здешних улиц мало чем напоминает о прошлом, но неизменным остается одно: «культурная плотность» этой местности. Культурный слой невольно транслирует мощный информационный поток, ведь информационные структуры живут гораздо дольше, чем длится человеческая жизнь. Атмосфера и аромат прошлого по-прежнему присутствуют в названиях, напоминая об исчезнувших слободах и снесенных храмах. Здесь, как и раньше, нет торговой суеты. Рядом с элитными домами располагаются музей Академии художеств и Дом фотографии, Музей Пушкина и Музей изобразительных искусств имени Пушкина, Музей Льва Толстого, антикварные галереи и галереи художественные, в том числе, суперсовременное здание галереи актуального искусства RuArts.

Начало XX века: Район, именуемый Пречистенской частью, занимает большую часть города – от Пречистенской набережной и Остоженки до Арбата, и от Знаменки и Бульварного кольца до Садового кольца. Часть района, ближе к Пречистенке, издавна была застроена дворянскими особняками. В конце XIX века строительный бум вытесняет с окраин района ремесленные слободы. Сюда заселяются разбогатевшие купцы, некоторые из них увлекаются коллекционированием. Виктор Васнецов проектирует терем для коллекционера Ивана Цветкова на Пречистенской набережной, а Сергей Малютин – дом в русском стиле для инженера Петра Перцова, с комнатами, специально предназначенными для мастерских художников. Неподалеку от Зачатьевского переулка, Иван Морозов перестраивает старинную усадьбу, чтобы развесить полотна еще не признанных критиками и обществом художников. Процесс революционного преобразования общества сопровождался небывалой активностью творческой интеллигенции. Со-существование самых разных течений и направлений типично для искусства 10-30х гг. В этом районе в разные годы работают Врубель, Родченко, художники Бубнового Валета, открыты художественные классы Юона и балетная школа Айседоры Дункан.

В 30е годы тоталитарный режим постепенно разрушает творческий потенциал этого района Москвы. Наступает время культурного «оскудения»: особняки бывших коллекционеров отданы госужереждениям, Музей нового западного искусства на Пречистенке закрыт, в Музее изобразительных искусств проходит выставка подарков Сталину. Вплоть до «оттепели» 1956 года, советское изобразительное искусство представляется монолитным блоком, выражающим официальную концепцию соцреалистической культуры. К нему в оппозиции оказываются лишь немногие художники, сформировавшиеся еще в первые два десятилетия XX века. Метростроевская и Кропоткинская – таковы новые опознавательные знаки, сменившие устаревшие «Остоженка» и «Пречистенка». Храм Христа Спасителя разрушен, а его место отдано будущему Дворцу советов.

Вторая половина XX века: Во время хрущевской оттепели 1960-х были взорваны психологические основы тоталитаризма – культ страха и одномыслия. Впервые творческая индивидуальность и многообразие эстетических ориентаций получают возможность проявиться в художественной жизни страны.

Художественная энергия одиночек 50-х годов порождает самобытный феномен — московский авангард 60-70-ых годов или «шестидесятников», вставших в конфронтацию к официальному искусству. В остоженских переулках работают Михаил Одноралов, Дмитрий Краснопевцев, Анатолий Зверев, Михаил Рогинский, которых вскоре назовут нонконформистами или художниками «второго русского авангарда». Многие довольствуются мастерской в подвале, комнатой в коммуналке или углом у приятеля-дворника. Их мастерские – островок живого, неофициального искусства Москвы тех лет, в них рождается новое понимание живописи, проходят первые «квартирные выставки», формируются творческие союзы. Здесь же неподалеку живут коллекционеры Стивенсы, Костаки.

На выставке Genius Loci будут представлены работы художников–шестидесятников из коллекции фонда RuArts: Владимира Немухина, Анатолия Зверева, Николая Вечтомова, Сергея Бордачева, Владимира Яковлева, Игоря Вулоха, Евгения Рухина, Дмитрия Краснопевцева, Михаила Шварцмана. «Опознавательный знак» выставки – карты-лайтбоксы, представляющие каждую из культурных эпох. Они помогают реконструировать топологию описываемых событий, что, в сочетании со слайд-шоу и живописью, дает удивительный срез московской культурной жизни последнего столетия.

 
Cемья на фоне портрета Ивана Морозова в особняке на Пречистенке 21
Cемья на фоне портрета Ивана Морозова в особняке на Пречистенке 21
Мастерская С. Борисова на Знаменке 13
Мастерская С. Борисова на Знаменке 13
Особняк Морозова на Смоленском бульваре, 26
Особняк Морозова на Смоленском бульваре, 26
Особняк Щукина в Знаменском переулке, 8
Особняк Щукина в Знаменском переулке, 8
Потрет художника Сокова, С. Борисов. 1994, фото
Потрет художника Сокова, С. Борисов. 1994, фото
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года