Арт-ярмарка Lineart-Expo

Юрий Абисалов. Живопись

На рубеже ноября и декабря 2007 года в бельгийском городе Генте проходила очередная (седьмая) арт-ярмарка Lineart-Expo.

Особенностью этой ярмарки было, в частности, то, что она являлась в то же время и экспозицией. В скобках заметим, что среди экспонатов, выставленных для продаж и для обозрения любителей искусств были не только произведения современных мастеров, хотя они и составляли основную массу выставленных произведений, но и работы Пикассо, Шагала, – словом, вещи музейного достоинства. Впрочем, очень поучительно было познакомиться именно с основной массой представленного на этом художественно-коммерческом форуме.

Поучительно потому, что в подавляющем большинстве были выставлены фигуративные вещи, а беспредметные композиции – хотя среди них были и первоклассные произведения живописи и скульптуры – находились как бы в тени, не составляли «лицо» Lineart-Expo. Скорее всего, в этом подборе представленного для обозрения и продажи материала сказалась специфика данного конкретного форума, но еще и традиционное здравомыслие Фландрии и фламандцев, здоровое чувство меры, присущее этому народу, – народу, создавшему так много прекрасного. Кстати, на ярмарке были представлены вещи самых разных жанров – монументальная скульптура и мелкая пластика, живопись и графика, ювелирное искусство и фотография…

Один из знатоков сказал мне сакраментальную фразу: «Нынешний рынок – трудный рынок», и был совершенно прав. Продажи затруднены, экономические сложности, характерные для так называемой «зоны евро», дают себя почувствовать и тут. Но все-таки торговые сделки совершались, а, кроме того, очевиден был тот живой интерес, объектом которого становились некоторые павильоны – например, павильон галереи Ir-art из Владикавказа (автономная республика Северная Осетия, Российская Федерация).

Поразительно то, что нередко посетителей павильона Ir-art приводил сюда традиционный интерес к русской культуре, к России. Но Россия была представлена на этой заметной международной выставке-продаже только маленькой автономной республикой, и только одной галереей! О том, что галерея (директор – Галина Тебиева) выдержала это испытание с честью, говорил сам неиссякающий поток посетителей, те бесчисленные вопросы, с которыми к нам обращались. Бельгийскую, голландскую, французскую публику интересовали прежде всего этнические мотивы, символика, скрытая, но и ясно ощутимая во многих полотнах (а символическое мышление в высшей степени присуще таким мастерам, как Ю. Абисалов, Л. Байцаева, А. Есенов и другие), и, конечно же, техника. «Это люминисцентные краски? Ах, это масляная живопись! А это – масло? Ах, это эмали!» – то и дело раздавались вопросы и восклицания. В самом деле, живопись Р. Каркусова, перегородчатая эмаль Л. Байцаевой демонстрировали как завораживающую глубину философского мышления, так и техническую вооруженность, свободу подлинного мастерства. Приходилось объяснять, что Осетия – это такая фантастическая страна, где повседневный быт пронизан этническими мотивами, а пейзаж с его горными вершинами, пастбищами и башнями выглядит, как развернутая книга символов. Приходилось объяснять, что художественная условность, смелое авторское решение соседствуют в представленных полотнах и эмалях с самой строгой правдой и достоверностью, что Осетия действительно такая – с ее свежими утрами, как у А. Есенова, с ее пламенными полднями, как у Ю. Абисалова. Кроме того, свою ироническую краску, свою иронию и изобретательность внес в экспозицию Ir-art Пол Кричтли, английский друг и участник работы галереи.

Думаю, что только от нас зависит поддержать этот живой интерес, снова приехать в Гент на очередную ярмарку и продолжить там ту нужную работу по представлению осетинского и русского искусства, которая во многом спонтанно началась на стенде Ir-art.

   Елена Степанян

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года