Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. Новая экспозиция

C 29 апреля

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства открывает обновленную экспозицию. Она включает в себя редчайшие памятники декоративно-прикладного искусства России, созданные в XVIII-XIX веках для царских интерьеров, дворцов столичной знати, помещичьей усадьбы, домов горожан и купечества.

Предметный мир играет огромную роль в жизни человека, так как непосредственно связан с его повседневной жизнью и наиболее полно выражает художественные особенности каждой исторической эпохи. Поддержку развитию декоративно-прикладного искусства в России всегда оказывало правительство. В XVIII-XIX веках российскими государями были учреждены Императорский фарфоровый и стеклянный заводы, Государственная бронзолитейная фабрика, Императорские гранильные фабрики в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге и др. При поддержке государства бурно развивалось по всей стране частное предпринимательство это фарфоровые заводы Гарднера, Попова, Батенина и др., хрустальные фабрики Мальцовых и Бахметевых, бронзолитейные фабрики Шопена, Морана, и др., чугунно-литейные производства на Урале, крупные ювелирные фирмы Фаберже, Овчинникова, Хлебникова, Сазикова и др.

Экспозиция строится тематически, названия залов отражают основные разделы коллекции. В первом зале «Век Просвещения» собраны лучшие произведения мастеров керамики, стекла, фарфора, бронзы и резьбы по кости XVIII начала XIX в. В зале «Русский ампир» внимание заслуживает большой мебельный гарнитур начала XIX в., уникальная горка красного дерева, изделия из русского малахита и бронзы. В залах искусства середины XIX в., названных «В Комнатах», созданы уголки дамского будуара и мужского кабинета, а также маленькой гостиной в неоклассическом стиле.

Наш музей был первым, кто высоко оценил художественную значимость такого явления как «Русский стиль», содержащего поиски национальных истоков в отечественной культуре, что отражает связь с основными тенденциями европейского искусства второй половины XIX начала XX веков. Музеем были собраны поистине уникальные произведения этого художественного направления, представленного в экспозиции залов «Русского стиля». Мебельные комплексы позволяют ощутить национальный характер русской культуры, творчески интерпретированный замечательными художниками.

Завершающим акцентом в анфиладе является «Зал Врубеля» с камином под названием «Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем», созданным в гончарной мастерской Абрамцева гениальным художником. Здесь также представлена керамика, выполненная самим Михаилом Врубелем, либо по его эскизам абрамцевскими мастерами.

Вновь открывается двери балконного зала, где представлено авторское стекло второй половины XX в., а также текстиль этого времени. Эти произведения созданы Народными художниками России, такими как В.Муратов, В.Филатов, Л.Савельева, Л.Альтман и многими другими. Композиционным центром зала является уникальная работа скульптора Веры Мухиной «Ветер», отлитая в стекле великим монументалистом, вдохновленным богатыми пластическими возможностями прозрачного материала.

Обновленная экспозиция позволит по-новому увидеть российское прикладное искусство, эмоционально почувствовать неповторимость гармоничного сочетания функциональности, красоты и стильности, понять, как прекрасные вещи могут создавать индивидуальную комфортную среду обитания.

 Музей был создан в 1981 г. и за 25 лет своего развития стал единственным специализированным музеем Российской Федерации, который собирает, изучает и хранит произведения декоративно-прикладного искусства. В 1999 году он стал правопреемником Кустарного музея, основанного около 125 лет назад С.Т. Морозовым. В настоящее время собрание ВМДПНИ насчитывает более 120 тысяч произведений.

Музей входит в круг таких известных собраний декоративно-прикладного искусства как Музей Виктории и Альберта (Лондон), Музей прикладного искусства Лувра (Париж), Музей декоративно-прикладного искусства Вены.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года