«Эпоха Рафаэля и русская художественная школа»

Так называется выставка, которую готовит Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств совместно с Генеральным Консульством Италии в Санкт-Петербурге.

В его Парадных залах в рамках празднования 250-летия старейшего художественного музея России, осенью 2008 года состоится выставка из фондов, на которой будет показано более ста живописных и карандашных копий XVIII-XIX в. с работ Рафаэля и его современников – П. Перуджино, Андреа дель Сарто; гравюр европейской и русской школ, воспроизводящих самые известные работы одного из величайших мастеров Высокого Возрождения; великолепных акварелей русских архитекторов, выполненных во время совершенствования в Италии (Ф.Ф. Рихтер «Интерьер лоджии виллы Мадама в Риме», 1836). Для большего приближения к той далекой эпохе в экспозицию включены уникальные пробковые модели античных памятников Рима, в том числе и Пантеона, триумфальных арок. Выполненные в мастерской Антонио Кики по заказу Екатерины II, они прекрасно передают облик «вечного города», тех сооружений, которыми любовался маэстро.

Рафаэль Санти, чей своеобразный юбилей – 525 лет со дня рождения – мир отмечает в этом году, как никакой другой представитель культуры Ренессанса стал для русской художественной школы эталоном совершенства и глубокого постижения античных образцов. Посетители получать возможность оценить высокое качество копий, выполненных талантливыми русскими живописцами – К.П. Брюлловым, Ф.А. Бруни, Т. Горецким, братьями М. Т. и А.Т. Марковыми и др. в натуральную величину. Копирование совершенных образцов выдающихся художников прошлого – и прежде всего Рафаэля – было одной из важных дисциплин в Императорской Академии художеств. Впервые будут показаны прекрасные копии европейских мастеров с таких известных оригиналов Рафаэля, как «Три грации», «Мадонна со щегленком», написанные в XVIII столетии. Особую атмосферу выставке придаст то, что она будет развернута в исключительных по красоте Рафаэлевском и Тициановском залах, на стенах которого – копии с фресок и живописных полотен корифеев искусства Италии. О скульптуре эпохи дадут представление четыре гальванопластики: рельеф «Положение во гроб» и две статуи – «Иоанн Креститель» и «Христос в терновом венце» Донателло, а также фигура «Персея с головой Медузы» Бенвенуто Челлини.

Реставраторы музея приступили к подготовке произведений для этой выставки. Сложная реставрация проводится с большим рисунком — картоном росписи для Лоджии Психеи виллы Боргезе, копиями с картин «Св. семейство» и «Вознесение Марии» Андреа дель Сарто. Эти работы, как и «Лот с дочерьми» Перино дель Вага, будут экспонироваться впервые.

Уникальность этой выставки в том, что несмотря на отсутствие на ней подлинных произведений самого Рафаэля, посетитель получит полное представление обо всех этапах его недолгого творческого пути.

В.Т.Богдан

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года