500 лет истории иконописи на аукционе Christie's

9 июня 2008 г.
Аукцион «Православные иконы и церковная утварь»

Лондон – Christie's продолжает давнюю традицию проведения аукционов по продаже икон и произведений религиозного искусства из разных стран православного мира. Еще в далеком 1886 году лондонский Музей Виктории и Альберта приобрел на аукционе Christie's знаменитый крест из собрания Бересфорда Хоупа – один из наиболее ценных экспонатов музейной коллекции предметов византийского искусства периода иконоборчества. Совсем недавно в июне 2007 года русская икона св. Николая Чудотворца, некогда принадлежавшая последнему русскому императору Николаю II, была продана за рекордную, не имеющую прецедента в мире сумму, составившую £484,4 тыс фунтов стерлингов. В 2007 г. общая сумма аукционных торгов за год достигла отметки в более чем £7 миллионов фунтов стерлингов, таким образом, закрепив за Christie's позиции лидера на аукционном рынке икон.

Учитывая опыт 2007 года, Christie’s объявляет о проведении нового аукциона под названием «Православные иконы и церковная утварь», который состоится 9 июня 2008 года. На нем будет представлено более 230 предметов религиозного искусства, созданных с 15го по 20й век. Предстоящие торги обещают стать наиболее крупным в истории аукционов икон международного уровня. Ожидается, что общая сумма с продаж составит около £5 миллионов фунтов стерлингов. Наравне с русскими и греческими иконами, обладающими большой художественной ценностью, будут выставлены и другие предметы религиозного обихода: церковная утварь и объекты личного благочестия, среди которых следует особо выделить Евангелие, принадлежавшее Великому князю Александру Михайловичу Романову.

Русские иконы

В первые шесть веков своего существования традиция русской иконописи по преимуществу складывалась и развивалась под влиянием византийских канонов. В связи с реформами Петра Великого (с 1682 по 1725 гг.) и политикой его ориентированных на Запад продолжателей традиции иконописания начинают затухать и рушиться под воздействием тенденций европейского искусства. Тем не менее, они не были полностью вытеснены процессом «европеизации» и продолжали сосуществовать с новомодными живописными тенденциями из Европы.

Оба типа обозначенных выше религиозных произведений представлены на грядущем аукционе и позволяют проследить развитие русских традиций иконописания с 16го и до начала 20го веков. Образчиком письма в традиционном стиле, восходящем к интеллектуальным и молитвенным традициям Византии, является икона 16го века «Богоматерь Умиление». Для этого произведения характерна камерность изображений фигур Христа и Богоматери, нежно прижавшей в материнском объятии целующего ее Младенца. Лики написаны в приглушенных тонах, одеяния высветлены густыми золотыми бороздками (лот 81, эстимейт : £20 000-25 000).

В особую категорию следует выделить повествовательные иконы, изображающие последовательно разворачивающиеся эпизоды библейской истории или жития святых. Выдающимся образцом данного жанра можно по праву считать икону конца 15го века «Рождество Христово» (около 1500 г.), которая тоже будет представлена на июньском аукционе (лот 48, эстимейт : £80 000-120 000). Вторым по значимости произведением в этой подгруппе является написанная в монументальном стиле икона «Благовещение с клеймами» из Вологодской области, датируемая 17м веком (лот 47, эстимейт: £100 000-120 000).

Веяния Нового времени нашли отражение не только в религиозных произведениях 17го и последующих веков, но затронули и более ранние пласты иконописи, подвергшиеся влиянию новомодных тенденций. Московская икона св. Димитрия, написанная в 16м веке в поствизантийском стиле, служит тому наглядным примером. (лот 31, эстимейт: £60 000-80 000). Приблизительно век спустя после своего создания этот прекрасный образец иконописи был помещен в серебряный оклад, повторяющий очертания иконописной композиции и дополняющий ее тяжелым рельефным барочным орнаментом, как это было принято в то время на Западе.

«Богоматерь с предстоящими святыми– покровителями семьи Строгановых»– еще один великолепный образчик иконописи 17го века (лот 28, эстимейт : £40 000-60 000). Династия Строгановых играла ключевую роль в культурной жизни России на протяжении многих веков. В 16м веке в сибирском городе Сольвычегодске Строгановы учредили прославленную школу иконописного и декоративно-прикладного искусства– так называемую Строгановскую школу. Вышеупомянутое произведение было выполнено по заказу Максима Строганова и находилось в семейной собственности вплоть до 1940х годов. Этой иконой графиня Мария Строганова благословила на венчание свою внучку княжну Марию Владимировну Щербатову.

На аукционе также представлен широкий выбор иконописных работ в серебряных, позолоченных и украшенных эмалью окладах. Пик популярности окладных икон приходится на вторую половину 19го века и продолжается до начала революции 1917 года Эта тенденция стала отличительной характеристикой иконописи в императорской России, позволяя безошибочно отличить поздние русские иконы от аналогичных произведений, созданных в других странах православного мира. Образа святых, как правило, покровителей семьи, были неотъемлемой частью повседневного религиозного обихода и считались ценным подарком. Прекрасные образцы работы по эмали в исполнении таких известных производителей- поставщиков Императорского двора как Сазиков, Хлебников и Постников служат украшением предстоящего аукциона. Работы Павла Овчинникова– главного конкурента прославленного ювелира Карла Фаберже– тоже представлены рядом произведений, среди которых особо выделяется редкая мастерски выполненная венчальная пара икон с образами Казанской Богоматери и Господа Вседержителя (лот 93, эстимейт : £40 000-60 000).

Греческие иконы

На аукционе также будут представлены греческие иконы из знаменитых европейских частных коллекций, представляющие значительную художественную ценность. В этой категории совершенно особое положение занимает произведение 15го века. Это небольшой походный складень, написанный на о. Крит, оккупированном венецианцами (лот 130, эстимейт: £40 000-60 000). Данное произведение – непосредственное свидетельство синтеза изобразительных традиций Крита в ту эпоху. Несмотря на то, что форма, стиль и техника исполнения этой работы характерны для византийского искусства, почитание изображенных на створках складня святых было принято в католической традиции, что, в свою очередь, свидетельствует о европейском происхождении заказчика, поручившего написание складня местному критскому иконописцу. На обороте иконы проставлена печать Мальтийского Ордена св. Иоанна – свидетельство того, что в определенный период своего существования складень находился в собственности принявшего монашеские обеты рыцаря Мальтийского Ордена.

Еще одним выдающимся примером греческой иконописи является икона Богоматери с предстоящими Свв. Николаем Чудотворцем, Иоанном Предтечей, Апостолом Андреем и св. Георгием, написанная около 1500 г. (лот 22, эстимейт: £80 000-100 000). Данное произведение, изготовленное по просьбе частного заказчика (что следует из предпочтения, отданного определенным святым), несомненно, находилось в собственности православных владельцев. Тончайшие пробела на ликах, изящные пропорции фигур и угловатые складки одеяний – отличительные признаки стиля критских икон 16го века, который прочно ассоциируется с именами критских иконописцев Михаила Дамаскиноса и его ученика Эль Греко, наиболее ярко воплотивших эти тенденции в своих произведениях.

После захвата Крита турками- оттоманами в 1669 г. центр иконописи переместился на Ионические Острова и гору Афон. Этот этап в истории византийского искусства тоже представлен в ходе аукциона. Массивные иконы с образами Христа, Богоматери на троне, а также композиции «Деисис» и «Архангел Михаил» свидетельствуют о том, как развивалась и видоизменялась традиция византийской иконописи.

Уникальным лотом, выставленным на июньском аукционе, является произведение с топографией святого града Иерусалима и прочих христианских святынь, датированное 1765 г. (лот 26, эстимейт: £25 000-35 000). Подобные огромные изображения создавались по заказу состоятельных паломников, отправлявшихся в Святую Землю. Как правило, они содержат дарственную надпись, которая одновременно служит письменным подтверждением факта паломничества. В данном случае произведение находилось в собственности греческого (или грекоговорящего) паломника, который в 1765 году посетил Иерусалим и места, связанные с жизнью Христа.

Предметы религиозного быта

Среди многообразия икон на июньском аукционе будут представлены предметы религиозного быта. Это и церковная утварь, и предметы личного благочестия. Среди них следует особо выделить великолепный расписной крестильный крест с эмалью, изготовленный в Москве приблизительно в 1880-1896 гг. (лот 217, эстимейт: £4 000- 6 000). По значимости и исторической ценности ему не уступает Евангелие с необычным окладом. С лицевой стороны на берестяной крышке оклада запечатлена сцена Воскресения Христова. На обороте находится заключенная в цветочную гирлянду и увенчанная короной монограмма с именем Великого князя Александра Михайловича Романова– зятя царя Александра III (лот 5, эстимейт: £35 000-45 000).

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года