Пушкинский музей пополнился новой картиной

Пушкинский музей пополнился новой картиной

28 мая «Мир Русских водок» передал в дар Государственному музею изобразительных искусств им.А. С. Пушкина картину голландского художника XVII века «Пейзаж со всадником».

28 мая французская ассоциация «Мир Русских водок» передал в дар Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина картину голландского художника XVII века «Пейзаж со всадником», вывезенную нацистами из России в годы Второй мировой войны.

История этой картины полна загадок, ведь более шести десятилетий она считалась утерянной. В 2006 году в Управление по сохранению культурных ценностей Росохранкультуры обратился антиквар с просьбой проверить, не находится ли в розыске картина известного голландского художника Хагена XVII века «Пейзаж со всадником», которую он намеревался купить в Великобритании. Антиквара насторожило наличие этикетки с инвентарным номером Румянцевского музея. Присланные им копии изображений лицевой и оборотной сторон позволили установить (частично) историю картины.

Картина голландского художника, принадлежавшего кругу ван дер Хагена, «Пейзаж со всадником» (XVII век, дерево, масло) до революции 1917 года находилась у известного коллекционера — Павла Клавдиевича Жиро – владельца шелкоткацкой фабрики «Красная роза». В 1918 году вся коллекция была национализирована и передана в Московское отделение центрального хранилища музейных фондов, являвшегося филиалом Румянцевского музея.

После ликвидации Румянцевского музея в 1928 году картина в числе других произведений была передана в Музей изящных искусств (ныне ГМИИ им. А. С. Пушкина). В 1929 году в связи с нехваткой отапливаемых помещений для хранения живописи картины из коллекции (440 произведения) были переданы в музей-усадьбу «Кусково».

В 1938 году музей был расформирован, а здания усадьбы отошли к Музею керамики. Коллекция картин скорее всего была передана в один из провинциальных музеев, оказавшийся в период Второй мировой войны в зоне оккупации, была захвачена и вывезена в Германию. Долгое время судьба полотна оставалась неизвестной, и вот, в начале 2006 года оно появилось на антикварном рынке Великобритании. В рамках своей программы по возрождению культурного наследия России картину выкупила французская Ассоциация «Мир русских водок» для передачи ее в Государственный музейный фонд России.

 
На пресс-конференции
На пресс-конференции
На пресс-конференции
На пресс-конференции
На пресс-конференции
На пресс-конференции
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года