Распахни, Россия, в пляске ширь души своей!

В мае в Челябинске состоялся YIII всероссийский фестиваль народного танца «Уральский перепляс».

Фестиваль уникальный в своем роде, единственный среди тысячи танцевальных событий России, посвященный памяти династии хореографов, с вручением приза Наталии Николаевны Карташовой. Особенно значимым выглядит это событие в контексте проводимого в стране Года семьи, пропагандирующего истинные человеческие ценности – любви, добра, взаимопомощи и дружбы. Носители этих ценностей Наталья Карташова и продолжательница ее дела, ее дочь Татьяна Реус – педагоги и балетмейстеры, известные не только на Южном Урале, которому они отдали все свои творческие и жизненные силы, всю мощь таланта и щедрость души. Они широко известны среди руководителей любительских танцевальных коллективов страны, хореографов, теоретиков и педагогов, неравнодушных к судьбам русского танца, его настоящему и будущему.

Профессиональная танцовщица, успешная солистка театра музыкальной комедии Наталья Карташова в тяжелые военные годы создала в Магнитогорске ансамбль народного танца, объединив в нем полуголодных ребят, став для них учителем и другом, воспитателем и советчиком. Ее подопечные уже в 1943 году станут лауреатами Всесоюзного смотра художественной самодеятельности, выступят на прославленной сцене Большого театра, примут участие в фильме Сергея Юткевича «Здравствуй, Москва» — такой успех дается далеко не каждому. А впереди – более пятидесяти лет напряженного труда, постановочная и педагогическая работа, создание ансамблей народного танца в ДК Челябинского тракторного и металлургического заводов, концерты и гастроли, и непрерывный процесс воспитания десятков, сотен, тысяч учеников! «Мне хотелось повториться в учениках» — этот девиз Натальи Карташовой стал реальностью, многочисленные воспитанники считали ее своей второй мамой. Ее книги «Заметки о работе с самодеятельным хореографическим коллективом» и, особенно, «Воспитание танцем» сегодня не утратили своей актуальности, а напротив, почти не имеют аналогов и ждут своего переиздания.

Такой же талантливой и требовательной, строгой и доброй, вдумчивой и профессиональной выросла дочь Татьяна, принявшая эстафету лидера южно-уральской хореографии. Вместе они подняли на новую высоту понятие «сюжетный народный танец», создавая постановки патриотического звучания и цельные танцевальные спектакли «Королева полей», «Русское поле», «Поэма о стали», композиции на темы сказов Бажова, произведений Максима Горького. Обе эти женщины всегда выявляли в народном танце его лучшие черты – неповторимый национальный колорит, самобытность и красочность, но главное, гуманистическое начало, ту искренность и доброту, которые, передаваясь из поколения в поколение, несут в себе великую воспитательную роль.

Вот почему и фестиваль их имени является особенным среди многих. Здесь развиваются вышеназванные принципы, заставляющие современных балетмейстеров создавать новые номера по пяти утвержденным номинациям: русский танец, традиционный национальный танец, стилизованный народный танец, сольный танец и, конечно – сюжетный танец. Достичь требуемой планки непросто (в этом году никто не смог заработать Гран-при), но год от года география участников расширяется, статус и авторитет фестиваля растет. Зрителей и жюри поразили «Златоустье» из Челябинской области, казанский «Сайдаш», курганская «Улыбка», «Жарки» из Братска, «Янган-Тау» из Башкирии, молодой хореограф Оксана Комиссарук из Ханты-Мансийска. Заветы мастера перешагнули границы Южного Урала и готовы повторяться в новых учениках. Можно позавидовать челябинцам, которые столь бережно и сердечно сохраняют эти заветы, чтят и помнят своих наставниц. Пожелаем же фестивалю долголетия и творческих успехов, тем более что в 2012 году мы будем отмечать 100-летие Натальи Николаевны Карташовой, чей жизненный и творческий путь может являться для нынешних поколений примером беззаветного служения танцу, воспитанию чувства прекрасного в тысячах юных душ, никогда не забывающих своего великого учителя.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года