Италия и Россия: в водовороте футуризма

Июнь 2008

16 июня в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина при сотрудничестве галереи МАРТ, Музея современного искусства г.Тренто и Роверето открывается очень важная выставка, посвященная футуризму и его связи с русским авангардом. Эта выставка дает начало европейским празднованиям столетия со дня образования движения.

В действительности, футуризм произвел глубокую революцию после «Манифеста» Филиппо Томмазо Маринетти, опубликованного в «Фигаро» 20 февраля 1909 года. В «Манифесте» провозглашается «яркое величие будущего» через прославление новых мифов современности: машины, скорости, прогресса.

Первая часть посвящена анализу перехода художественного языка к современности с помощью новых инструментов динамизма и одновременности взгляда. Затем выставка рассматривает основные манифесты футуризма, иллюстрируя их действие на практике – от радикальных инноваций Боччиони в области скульптуры до теоретических размышлений Сант Элии об архитектуре, основанной на «новой красоте бетона и железа».

Особое внимание уделяется многочисленным областям применения, которые затронула футуристическая эстетика: от литературы до музыки (представленной на выставке оригинальным футуристическим музыкальным инструментом Intonarumori, изобретенным Луиджи Руссоло). На выставке представлены многочисленные шедевры Баллы, Боччиони, Кара, Северини, Деперо и самых выдающихся деятелей движения, полученные из коллекций МАРТа и из специализированных частных и публичных собраний. Выставка будет дополнена разделом, представляющим русский футуризм и его связь с итальянским искусством.

По случаю открытия выставки итальянского и русского футуризма в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина группа “PierPaolo Koss performance project”, состоящая из 10 итальянских и российских танцоров, выступит в «футуристическом вечере» с механическими танцами в сопровождении оригинальной музыки выдающихся футуристических композиторов Прателла, Руссоло, Микс, Антейл, Мосолов и чтения стихов о футуризме в исполнении Маринетти и Маяковского. Спектакль отдает дань известным «футуристическим вечерам», организованным Маринетти в Риме в конце 1913 года, во время которых в стиле кабаре и варьете в обрамлении выставок картин, декламации поэзии и свободных словесных конструкций зарождался «перформанс» как новая форма искусства.

18 июня опять же в стенах Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина будет открыта выставка фотографий из коллекции МАРТа, иллюстрирующая фотографии, используемые футуристическими художниками как средство представления реальности в процессе творения и становления. В 1911 году изобретение братьями Антоном Джулио и Артуром Брагалья «Футуристического фотодинамизма», т.е. фотографии движения как энергии в действии, внесло значительный вклад в историю фотографии. Футуристы принялись разрушать время и метод «студийной» фотографии с помощью двух новых выразительных жанров: эмблематическая фотография и фотография-спектакль. Деперо дал им свою собственную интерпретацию в серии гиперболических автопортретов. Музыканты, творившие под влиянием футуристических идей Маринетти столкнулись в свое время с сильнейшим остракизмом и сегодня они почти неизвестны широкой публике. Панорама представленных произведений и авторов открывает значительный слой творчества и дает возможность новых интерпретаций. Фортепиано было главным действующим лицом и в этот период серьезных экспериментов. Концерт известного музыканта Даниэле Ломбардии 18 июня а Белом Зале Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина направлен на то, чтобы, через искусное исполнение отобранных произведений, запечатлеть в «черно-белом» все аспекты этого авангарда. Исполняется музыка Прателла, Савинио, Микс, Казавола, Шельси и Антейл.

19 июня 2008 в Доме Музыки пройдёт мастер класс Пьер Паоло Косса и Даниеле Ломбарди по теме футуристическая эстетика и музыка. По окончании, состоиться концерт с футуристической музыки в исполнении Фонда «Санта Чечилия» г. Портогруаро. На концерте будет звучать музыка итальянских и русских композиторов, которая позволит проанализировать сходство и различие между двумя музыкальными школами, относящимися к футуристическому авангарду.

27 июня 2008 в ресторане «La Bellezza» состоится «Alfa Romeo ARTshow in Moscow: futurism alive via design». Благодаря автомобильному дизайну Альфы Ромео, инновационная сила Футуризма преобретает форму технологией и скорости.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года