Конкурс «Первая публикация»

Конкурс «Первая публикация»

Издательская программа компании «Интеррос»
Благотворительный фонд В. Потанина

Экспедиция проектной команды Издательской программы компании «Интеррос» в Кенозерский национальный парк (Архангельская область)

26 — 30 июня 2008
В рамках проекта «Первая публикация»

Кенозерский национальный парк в 2008 году стал одним из четырех победителей конкурса «Первая публикация», направленного на создание книг о музейных собраниях и коллекциях. Эксперты конкурса поддержали заявку сотрудников парка на подготовку издания о расписных «небесах» в кенозерских часовнях и церквях XVII–XIX веков. «Небо» – термин, обозначающий распространенную на Русском Севере конструкцию потолочного перекрытия деревянных храмов, которая представляет собой своеобразную пологую пирамиду, образованную радиальными гранями. Примечательна как архитектура «небес», так и традиция их украшения монументальной живописью, известная в северных русских землях с XVII века. Наибольшее распространение расписные «небеса» получили на территории бывшей Олонецкой епархии, в которую входили и поселения Кенозерского края.

На сегодняшний день в Кенозерском парке, единственном в своем роде по числу сохранившихся на своих местах памятников деревянного культового зодчества (35 часовен и 6 церковных комплексов), насчитывается 15 комплексов «небес». Почти половину из них по-прежнему можно видеть в интерьерах часовен, что также уникально (в большинстве случаев разобранные на грани «небеса» хранятся в музейных экспозициях). Памятники Кенозерья, многие из которых весь советский период сохраняло и сегодня сохраняет свое непосредственное – культовое – назначение, дают редчайшую возможность почувствовать историю этого места и формируют неповторимую особенность культурного ландшафта Национального парка.

Кенозерские «небеса» создавались с конца XVIII до конца XIX века, они отличаются как разнообразием творческих манер, так и неповторимыми иконографическими особенностями. В их числе единственное известное на сегодняшний день подписное «небо», исполненное в 1881 году в Георгиевской часовне деревни Усть-Поча иконописцем Мишковской волости Каргопольского уезда Александром Захаровым Иоком (1864 — ?).

Издательская программа «Интерроса» в течение 2008–2009 годов подготовит книгу, в который войдет полный каталог кенозерской коллекции живописных «небес». Впервые все сохранившиеся «небеса» будут профессионально отсняты; многие впервые опубликованы. В книгу также войдут статьи ведущих историков, искусствоведов и культурологов, представляющих современный взгляд на традицию расписных северных «небес».

Работа над книгой началась с рабочей экспедиции по культовым памятникам Кенозерья для экспертного отбора историко-художественного материала и формирования концепции будущего издания. В состав экспедиции вошли сотрудники Издательской программы «Интерроса», фотограф Николай Кулебякин, заведующая отделом древнерусского искусства Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Татьяна Кольцова, редактор газеты «Ведомости. Пятница» Александра Машукова, заместитель директора по науке Кенозерского национального парка Марина Мелютина.

«ПЕРВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ»

Впервые проект «Первая публикация» был объявлен в ноябре 2007 года Издательской программой «Интеррос» совместно с Благотворительным фондом В. Потанина.

Цель проекта – предоставить российским музеям возможность впервые опубликовать ранее неизвестные, малоизученные коллекции и отдельные экспонаты. Открытие музейных фондов через книги-альбомы о значимых объектах культурного наследия становится важным событием в современной социокультурной жизни России, повышает общественный и научный статус музея, а также стимулирует исследовательскую деятельность в региональных музеях.

Первый конкурс, проведенный в 2007 году, вызвал значительный интерес профессионального музейного сообщества. Было получено более 50 заявок от музеев и музейных организаций из 20 регионов России. В конкурсе приняли участие 45 музеев республиканского, федерального, областного, муниципального уровней.

Победителями «Первой публикации» — 2007 стали Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля с серией акварелей японского художника Бёзана Хирасавы (1822–1876) «Жизнь и обычаи айнов» и Егорьевский историко-художественный музей с собранием живописных и графических лубков, деревянной скульптуры и декоративно-прикладного искусства из коллекции основателя музея — текстильного фабриканта М.Н. Бардыгина.

В конкурсе «Первая публикация» — 2008 участниками стали более 60 российских музеев и музейных организаций различного профиля. На экспертных сессиях «Первой публикации» были рассмотрены около 80 заявок. Победителями конкурса 2008 года стали:
• Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник с собранием гравированных кириллических книг XVI-XIX веков.
• Государственный Литературный музей (Москва) с коллекцией личных вещей русских поэтов и писателей XVIII–XX веков.
• Национальный парк «Кенозерский» (Архангельская область) с коллекцией живописных «небес» из часовен и храмов XVIII-XIX веков.
• Государственная Третьяковская галерея (Москва) с архивом художника М.Ф.Ларионова, включающим в себя материалы для неизданной книги о Русских театральных сезонах С.П.Дягилева.

К участию в проекте приглашаются музейные специалисты, авторы проектных заявок на ежегодный грантовый конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» за все годы его проведения (независимо от того, стал ли музей победителем). Таким образом, проект «Первая публикация» расширяет возможности российских музеев по поддержке инициатив, продвижению музейной организации и развитию профессиональной деятельности.

Отбор заявок проводится на конкурсной основе. В рамках проекта осуществляется издание от 2-х до 5-ти книг в год. Выпущенные тиражом до 3000 экземпляров книги поступают в центральные библиотеки страны и библиотеки крупнейших музейных собраний, где система электронного каталога делает их доступными для широкой аудитории. Музей-победитель получает часть тиража, которым распоряжается по своему усмотрению. Всю подготовку к печати осуществляет Издательская программа «Интерроса».

Следующий конкурс «Первая публикация» будет объявлен в октябре 2008 года.

Организаторы проекта

Издательская программа появилась в компании «Интеррос» в 2001 году. Цель гуманитарного проекта – через книгоиздательскую и выставочную деятельность участвовать в современных культурных процессах.

Книга в Издательской программе – первичный универсальный элемент культурного пространства, вокруг которого выстраивается выставочная, научная, просветительская деятельность. Каждое новое издание становится точкой отсчета, стартом для дальнейшего развития заявленной в ней темы, а Издательская программа – институцией, призванной инициировать и координировать культурные процессы.

За время существования Издательской программы «Интерроса» изданы более 20 книг по истории, искусству, культуре, философии.

Книга-альбом о Великой Отечественной войне «1418» явилась организующей основой самостоятельного мультимедийного проекта, который Издательская программа «Интерроса» осуществила совместно с Московским Домом фотографии. В рамках этого проекта прошла фотовыставка «1418», выпущен одноименный документальный фильм и создан сайт, издана брошюра с детскими сочинениями на тему «Моя семья в Великой Отечественной войне».

Весной 2006 года в рамках Издательской программы вышла не совсем обычная книга – «Книга IV. Центральное телевидение», представленная в жанре видеоинсталляции на международной выставке современно искусства «Арт Москва». Инсталляция явилась своеобразным завершением книжной серии, в рамках которой вышли издания «Русский театр», «Советское кино» и «Наши мультфильмы». Тогда же Издательская программа выступила инициатором и организатором еще одного мероприятия «Арт Москвы» – международной конференции «Образование и современное искусство». Конференция аккумулировала мнения ведущих российских и зарубежных экспертов по вопросам подготовки специалистов в сфере современного искусства.

Ряд выставочных и образовательных проектов Издательской программы были осуществлены на 2-й Московской биеннале современного искусства 2007 года – культурного события мирового масштаба, которое стало очередным шагом России по пути интеграции в мировой художественный контекст. Совместно с фондом «Современный город» и Московским музеем современного искусства Издательская программа «Интерроса» выступила организатором выставки «Урбанистический формализм». К открытию выставки была выпущена одноименная книга. При поддержке Издательской программы в рамках 2-й Московской биеннале состоялся проект «Мыслящий реализм», который исследовал связи мастеров современного российского искусства с традицией национальной школы критического реализма. Завершением проекта стала одноимённая выставка в Государственной Третьяковской галерее.

Параллельно с основными мероприятиями биеннале в главном зале Центрального Дома художника на Крымском валу был представлен совместный проект Издательской программы, Фонда «Новый», Посольства Республики Франция и Французского культурного центра – крупная выставка одного из ведущих современных французских художников Пьерика Сорена «Видеопрыжок. Эксцентрические кинокартины».

Продолжая свои образовательные проекты, Издательская программа инициировала и провела международную философскую конференцию «Создавая мыслящие миры» (I этап – в ноябре 2006, 2 этап – в конце февраля), которая стала своего рода идеологическим и концептуальным прологом ко 2-й Московской биеннале современного искусства. По результатам конференции подготовлена книга «Десять докладов, написанных для международной философской конференции “Создавая мыслящие миры”». В нее вошли тексты докладов выдающихся отечественных и европейских философов современности, написанных специально для конференции. Видеоматериалы конференции составили интерактивную видеоинсталляцию под названием «Восемь докладов, прочитанных на международной философской конференции “Создавая мыслящие миры”», которая демонстрировалась в экспозиции основного проекта биеннале.

В июне 2007 года Издательская программа «Интерроса» в числе других стала спонсором российского павильона на 52-й Международной биеннале современного искусства в Венеции. В рамках программы издан каталог российской экспозиции.

В ноябре 2007 года совместно с Благотворительным фондом В. Потанина Издательская программа «Интерроса» объявила о начале нового проекта «Первая публикация». Цель проекта – предоставить российским музеям шанс опубликовать коллекции или отдельные экспонаты, которые по разным причинам до сих пор не были известны широкой публике, несмотря на очевидную культурную ценность. Введение в научный и общественный оборот неизвестных и малоизвестных объектов культурного наследия способствует повышению капитализации сферы культуры в целом, а возможность их публикации призвана стимулировать исследовательскую работу в малых и провинциальных музеях. Проект вызвал значительный интерес профессионального музейного сообщества. Издательская программа получила более 50 заявок от российских музеев и музейных организаций из 20 регионов России: от Курска, Архангельска, Бурятии и Дагестана до Омска, Читы и Магадана. В конкурсе приняли участие 45 музеев республиканского, федерального, областного, муниципального уровней музеи-заповедники и национальные парки. Сегодня готовятся к изданию книги о двух проектах-победителях 2007 года и ведётся отбор заявок «Первой публикации- 2008». Параллельно Издательская программа «Интерроса» запустила большой юбилейный проект к 110-летию Александра Дейнеки. Рассчитанный на два года, он предполагает работу большой команды специалистов из центральных и региональных музеев, выпуск нескольких изданий и организацию выставок на российских и иностранных площадках.

Оставаясь частной инвестиционной компанией, «Интеррос» стремится к инновационности, понимая, что все новое – зона повышенного риска, требующая высочайшего профессионализма. Но это осознанный риск, основанный на уверенности в своих возможностях и в своем интеллектуальном потенциале.

 
Здание омского музея
Здание омского музея
Конкурс «Первая публикация»
Конкурс «Первая публикация»
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года