Передача пасхального яйца «300-летие Санкт-Петербурга» музею-заповеднику «Царское Село»

29 июля 2008 года
Павловский музей-заповедник
Павловск, ул. Садовая, д. 20

29 июля 2008 года с 14.30 до 16.30 в Павловском музее-заповеднике состоится торжественная передача пасхального яйца «300-летие Санкт-Петербурга» музею-заповеднику «Царское Село» для презентации в Александровском дворце.

На церемонии выступят:
 Директор Государственного музея-заповедника «Павловск» Николай Сергеевич Третьяков
 Председатель Фонда Фаберже и клуба «Санкт-Петербургская коллекция» Филипп Биркенштейн
 Президент «Санкт-Петербургской ассоциации международного сотрудничества» Наталья Григорьевна Елисеева
 Первый заместитель директора по научной работе музея-заповедника «Царское Село» Ираида Куртовна Ботт

В церемонии также примут участие члены Международного клуба «Санкт-Петербургская коллекция» (Великобритания).

Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Санкт-Петербурга»

Тео Фаберже, 2003
Мрамор, хрусталь, серебро;
Гравировка, золочение Хрустальное яйцо выполнено способом дутья и украшено гравированными вручную изображениями девяти знамени-тых петербургских дворцов и портретами императоров из династии Романовых:
Большой Петергофский дворец — Петр I;
Екатерининский дворец в Царском Селе — Елизавета;
Китайский дворец в Орениенбауме — Екатерина II;
Павловский дворец — Павел I;
Александровский дворец в Царском Селе — Александр I;
«Коттедж» в Петергофе — Николай I;
«Собственная дача» в Петергофе — Александр II;
Гатчинский дворец — Александр III;
Зимний дворец — Николай II.
Яйцо венчает трехглавый орел, аналогичный фигуре орла над гербовым корпусом Большого Петергофского дворца. Под «крышкой» яйца находится «сюрприз», миниатюрная модель памятника основателю города — «Медный всадник».

Регламент церемонии передачи пасхального яйца «300-летие Санкт-Петербурга»

13.00
Прибытие гостей во Французскую гостиную

13.10-14.10
Проход по Парадным залам Павловского дворца

14.15
Показ предметов фирмы «Фаберже» из коллекции Государственного музея – заповедника «Павловск»:
Вингстрем Г. Фигурка камер-казака А.А. Кудинова. 1912. Фирма «Фаберже».
Фигурка казака. 1914. Россия, Санкт-Петербург, фирма «Фаберже». Вингстрем Г. Фигурка солдата в форме Преображенского полка. 1914. Россия, Санкт-Петербург, фирма «Фаберже».

14.30 – 15.00
Переход и проход по выставке «Прекрасные лики Российского царства», с посещением ка-бинета А.И. Зеленовой

15.15 – 16.00
Церемония передачи пасхального яйца «300-летие Санкт-Петербурга» Александровскому дворцу – музею в Царском Селе.

Историческая справка

С 5 октября 2007 года на выставке «Прекрасные лики Российского царства» в Государственном музее-заповеднике «Павловск» экспонирует¬ся пасхальное яйцо «Трехсотлетие Санкт-Петербурга», изготовленное ювелиром Тео Фаберже.

Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Санкт-Петербурга», выполненное из мрамора, хрусталя и се-ребра, украшенное золочением и гравировкой, было передано в юбилейном 2003 году в дар Санкт-Петербургу Филиппом Беркенштейном — председателем фонда «Санкт-Петербургская коллекция». С момента передачи пасхальное яйцо экспонировалось по одному году в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, ГМЗ «Петергоф», ГМЗ «Гатчина» и ГМЗ «Царское Село».

Адресные произведения, посвященные историческим памятникам города, уже хранятся в не-скольких музеях. Часть средств от продажи эксклюзивных копий направляются на сохранение культурного наследия Санкт-Петербурга.

Знаменитая петербургская ювелирная фирма «Фаберже» продолжает свою деятельность в Вели-кобритании. Расцвет фирмы начался в1870-х годах, когда ее возглавил Карл Фаберже. В это время с ней сотрудничали известнейшие ювелиры своего времени — М. Перхин, А. Хольмстрем, Э. Коллин и др. В 1883 году Карл Фаберже получил право именоваться «Поставщиком Высочайшего двора» с правом иметь на вывеске изображение Государственного герба.

Наибольшую известность ювелирный Дом Фаберже получил в связи с изготовлением пасхаль-ных яиц. В 1885 году император Александр III сделал первый подобный заказ. Император Николай II ежегодно в течение 20 лет заказывал к Пасхе подарок для императрицы Александры Федоровны: яйцо с сюрпризом. Памятные события в жизни государства и царской семьи становятся главными темами для ювелира. Открытию Транссибирской магистрали посвящено яйцо «Транссибирский поезд», «Наполеоновское» изготовлено по случаю празднования столетия победы в Отечественной войне 1812 года, в 1913 г. к юбилею Дома Романовых было заказано яйцо «300-летие дома Рома-новых» с восемнадцатью миниатюрными портретами представителей царской семьи. Покупателя-ми продукции с клеймом «К.Фаберже» были члены почти всех монархических династий Европы. После революции 1917 года фирма была ликвидирована, а Карл Фаберже покинул Россию.

Тео Фаберже — внук Карла Фаберже. Его отец — Николас Фаберже — младший сын Карла Фаберже с 1906 года возглавлял отделение фирмы в Лондоне. В 1984 году Тео Фаберже приступил к созда-нию собственной коллекции, посвященной России — «Русское зимнее» пасхальное яйцо, яйцо «Гирлянда», яйцо «Петр Великий». В 1985 году «Санкт-Петербургской коллекция» была представ-лена в Чикаго. С компанией «Санкт-Петербургские коллекции», организованной Тео Фаберже, со-трудничают еще около 30 художников и мастеров. Произведения современных Фаберже не являют-ся копиями, но выполнены в традициях Дома Фаберже.

Сейчас ювелирные изделия Тео Фаберже демонстрируются в крупнейших музеях и галереях ми-ра. С 1994 года коллекция пополнилась произведениями, созданными дочерью Тео Фаберже — Са-рой.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года