Выставка коллекции фонда «Этот смутный объект искусства»

БОРИС ОРЛОВ. ИМПЕРСКИЙ БЮСТ (МАТРОС). 1975

28 октября — 16 ноября 2008
Вена, Музей истории искусств
Stella Art Foundation

STELLA ART FOUNDATION ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВЫСТАВКУ РУССКОГО ИСКУССТВА 1975 – 2007 ГОДОВ В ВЕНСКОМ МУЗЕЕ ИСТОРИИ ИСКУССТВ, В ЗАЛЕ БАССАНО

ВПЕРВЫЕ ЧАСТНОЕ СОБРАНИЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ИСКУССТВА БУДЕТ ПРЕДСТАЛЕННО СТОЛЬ МАСШТАБНО В ЕВРОПЕЙСКОМ МУЗЕЕ

Stella Art Foundation представляет выставку коллекции фонда «Этот смутный объект искусства» с 28 октября по 16 ноября 2008 года. В экспозицию войдет около 40 произведений 17 современных российских художников, включая арт-дуэт Виталия Комара и Александра Меламида. Данным проектом Stella Art Foundation отмечает пятилетие существования фонда в России.

Президент Stella Art Foundation Стелла Кесаева сказала: «Мы рады представить выставку современного русского искусства в одном из крупнейших музеев мира венском Kunsthistorisches Museum. Для Фонда — это огромная честь и ответственность, ведь современное искусство из российского частного собрания впервые показано столь масштабно в музее такого высокого уровня. Данной выставкой мы продолжаем программу Фонда, направленную на культурный обмен и развитие международных отношений в области искусства. После Вены выставка пройдет в Венеции и Москве. Надеюсь, что современное русское искусство не оставит равнодушными как зрителей Европы, так и России».

«Коллекция лучших произведений из собрания Stella Art Foundation важнейший эпизод в российской истории. Содержание выставки и ее качество соответствуют Музею истории искусств. Мы рады открыть в наших залах эту экстраординарную экспозицию», — сказал Генеральный директор венского Музея истории искусства Вильфрид Запель.

Название проекта отсылает к последнему фильму Луиса Бунюэля «Этот смутный объект желания» (1977), в котором режиссер рассказал историю о «невозможности обладания женским телом». Главный герой безуспешно пытается овладеть своей возлюбленной, роль которой играют сразу две актрисы. Одна из них, появляясь в кадре, демонстрирует герою свое расположение, другая же всякий раз дает ему отпор.

Куратор выставки Владимир Левашов представляет новый взгляд на русское искусство конца ХХ – начала XXI века: «Мне кажется, что именно сейчас настало время осмыслить и заново структурировать формы искусства, существовавшие последние 30 лет в России. Современное русское искусство родилось в ситуации «культурного подполья» и вплоть до эпохи перестройки развивалось в оппозиции к искусству официальному. В 1970-е годы в этом художественном андерграунде сформировались такие новаторские направления как московский концептуализм и соц-арт».

Именно сходство и противоречия этих двух направлений в русском искусстве конца XX – начала XXI легли в основу экспозиции Kunsthistorisches Museum. С одной стороны, на выставке будут представлены визуально-эффектные работы художников, которых принято причислять к движению соц-арта, впитавшего в себя традиции американского поп-арта. Это картины Виталия Комара и Александра Меламида, Константина Звездочетова, ассомбляж Александра Косолапова и скульптуры Бориса Орлова. С другой стороны, в экспозицию вошли работы так называемых классиков московского концептуализма – Андрея Монастырского, Юрия Альберта, Вадима Захарова, где изображение играет лишь второстепенную роль по отношению к основной идее художника.

Однако, выставка ставит под сомнение принадлежность художников к тому или иному движению, выявляя в их работах смешение жанров — тот самый «смутный объект искусства».

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года