«Премия Кандинского на марше»

Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. Лето. Из серии Времена года русской живописи. 2007. Печать на холсте, акрил. 195х2900 (20 частей, 195х145 каждая)

19 сентября — 10 октября
выставка «Премии Кандинского»
Берлин, Палаццо Италия

Культурный Фонд «АртХроника» представляет крупнейший независимый национальный проект в области современного искусства России – «Премия Кандинского»

«Премия Кандинского» была учреждена фондом «АртХроника» в 2007 году, и за этот короткий период стала независимым институтом развития, поощрения и поддержки российского современного искусства. Премия выявляет новые проекты и интересных художников, определяет основные тенденции художественного процесса и, что наиболее важно, закрепляет позиции российского современного искусства на мировой сцене. Это стало возможным благодаря объективности и профессионализму Жюри, а так же высокому уровню организации Премии.

По уже существующей традиции премию называют по имени выдающегося художника. Кандинский больше, чем художник, он является символом нового, ключевой фигурой нашей культуры. Именно поэтому Премия была названа в его честь. Искусство Кандинского обеспечило прочное основание для культурного обмена в мире искусства. Помимо этого, значительную часть жизни художник провел в Германии, что делает логичным сотрудничество «Премии Кандинского» с Deutsche Bank.

В 2007 году общее количество заявленных на конкурс работ превысило две тысячи. На суд жюри поступило 266 заявок из более чем 20 регионов России. Именно об этом сказал глава Попечительского Совета Премии Кандинского Шалва Бреус. По его словам, «особенно важным стало то, что работы на конкурс могли выдвинуть не только музеи и галереи, но и сами художники».

Премия присуждается в следующих номинациях:

• Художник года – ПРИЗ 40 000 евро
• Молодой Художник года (до 30 лет) – ПРИЗ творческая командировка
• Медиа-арт проект года – ПРИЗ 10 000 евро
• Приз зрительских симпатий – ПРИЗ 5 000 евро

Общий призовой фонд Премии Кандинского составляет 55 тыс. евро, что отвечает мировой практике национальных премий в области современного искусства, таких как британская Премия Тернера или французская Премия Марселя Дюшана.
Помимо денежных поощрений, художники получили возможность участвовать в выставках.
Член жюри, искусствовед и куратор, Андрей Ерофеев отметил, что «организаторы Премии смогли сделать все возможное, чтобы вывести лауреатов на международный уровень».

Премия была задумана не как какое-то разовое событие, а как постоянно действующий процесс, включающий не только награждение победителей, но и выставки работ в Москве и за рубежом.
В апреле 2008 года с большим успехом прошла выставка финалистов «Премии Кандинского 2007» в Риге. Теперь в Берлине.
На выставке в Берлине представлены работы номинантов и победителей «Премии Кандинского», показанные в арт-центре «Винзавод», в Москве в ноябре 2007.
Проект осуществляется в сотрудничестве с DEUTSCHE BANK и при поддержке генерального спонсора – ИНВЕСТИЦИОННОЙ ГРУППЫ “IFD-KAPITAL”.
Куратор проекта – Яра Бубнова. Архитектор – Борис Бернаскони.

На выставке будут представлены:

Номинация «Художник года»

1. Антон Осмоловский – Победитель
2. AES + F – Финалист
3. Юрий Альберт – Финалист
4. Александр Виноградов и Владимир Дубосарский
5. Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева
6. Дмитрий Гутов
7. Константин Латышев
8. Рауф Мамедов
9. Ирина Нахова
10. Алексей Политов и Марина Белова
11. Ольга и Александр Флоренские
Петр Голощапов – победитель в номинации «Приз зрителей»

Номинация «Молодой художник года»

1. Владлена Громова – Победитель
2. Екатерина Белявская – Финалист
3. Леха Гарикович – Финалист
4. Олег Доу (Дурягин)
5. Диана Мачулина
6. Алексей Степанов

Номинация «Медиа-арт проект года»

1. Владислав Мамышев-Монро – Победитель
2. Антон Литвин – Финалист
3. Владимир Логутов – Финалист
4. Олег Кулик
5. Марина Черникова
6. Аристарх Чернышов

Попечительский Совет Премии Кандинского:

• Шалва Бреус, издатель журнала «АртХроника», председатель Попечительского совета Премии Кандинского, Россия;
• Д-р Тессен фон Хайдебрек, председатель Наблюдательного совета ООО «Дойче Банк», председатель Совета директоров, Deutsche Bank Foundation;
• Дмитрий Амунц, президент «ОПК Девелопмент», Россия;
• Петр Авен, президент «Альфа-Банк», Россия;
• Константин Эрнст, президент «Первого канала», Россия;
• Виктор Пинчук, учредитель компании Interpipe, Украина;
• Самюэль Келлер, директор Art Basel и Art Basel Miami Beach, Швейцария;
• Николас Ильин, директор по корпоративному развитию в Европе и на Ближнем Востоке Фонда Соломона Р. Гуггенхайма. Жюри Премии Кандинского:
• Жан-Юбер Мартен, куратор Национальных музеев Франции;
• Фридхельм Хютте, директор Deutsche Bank Art, Германия;
• Валери Хиллингс, куратор Музея Соломона Р. Гуггенхайма, США, Сокуратор выставки «Россия!»;
• Андрей Ерофеев, искусствовед, куратор;
• Екатерина Бобринская, историк искусства, специалист по искусству ХХ века, искусствовед, эксперт по русскому авангарду;
• Александр Боровский, заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея
В 2008 году «Премия Кандинского» будет вручаться вновь.
   В этом году мы получили 337 заявок. Выставка пройдет в ноябре 2008, в ЦДХ в Москве, также планируется проведение выставок в Лондоне и Нью-Йорке в 2009.

Премия Кандинского была учреждена всего полтора года назад. Первую выставку номинантов в Москве посетило более тридцати тысяч человек. Блестящий прием получили наши художники в Латвии. Серия выставок в рамках премии 2007-2008 завершается в Берлине.

У премии Кандинского есть ряд существенных отличий от целого ряда престижных российских и иностранных премий. В первую очередь, это принцип самовыдвижения номинантов. Выдвинуть кандидата на премию могут не только галереи, центры современного искусства, творческие союзы и прочие культурные институции. У нас это могут сделать любые частные лица, то есть сами художники. Таким образом, мы максимально дебюрократизировали и сократили путь между Художником и Премией.

В своей деятельности мы не ограничиваемся только определением лауреатов. В рамках премии Кандинского ежегодно проводятся три выставки лонг-листа номинантов — одна в Москве и две за рубежом. Поэтому премия Кандинского — не отдельное событие, а постоянно действующий в художественном пространстве процесс.

Создав российскую премию для российских художников, мы включили ее в широкий международный контекст. В Попечительский совет премии входят известные деятели в области искусства из разных стран. Право определить победителей предоставляется авторитетному международному жюри. Две выставки в рамках премии проводятся за пределами России. Генеральным партнером премии стал немецкий Дойче Банк, а генеральным спонсором – российская ИФД «Капиталъ».

Согласно правилам, заявленным на премию работам не должно быть больше двух лет. Представленные вниманию немецких зрителей произведения совершенно разные по стилю, подходам, техникам и т. д. Их объединяет только одно – это искусство, отражающее самые последние, самые актуальные моменты российской художественной жизни.

Закономерно, что выставка, завершающая цикл первой премии Кандинского, проводится в Германии, в Берлине. В свое время Германия стала домом для огромного числа русских, оказавшихся за рубежом после революции 1917 года. Здесь работали, создав свои самые значительные произведения, и сам Василий Кандинский, и такие русские художники, как Марианна Веревкина и Алексей Явленский, которых здесь являются «своими». В Берлине жили и творили поэт-символист Андрей Белый, писатель Владимир Набоков, работал замечательный эмигрантский театр Евреинова. В немецких фильмах снимались русские актеры Иван Мозжухин и Михаил Чехов. Этот список можно бы было продолжить. Поэтому выставка — не только рассказ о современном искусстве России и еще один мост между нашими странами, но и дань уважения.

Шалва Бреус,
издатель журнала «АртХроника»,
председатель Попечительского совета «Премии Кандинского»

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года