Выставка «Русские балеты и их время» в Париже

Выставка «Русские балеты и их время» в Париже

В преддверии юбилея труппы С.П. Дягилева «Русские Сезоны» в Москве, Петербурге, Париже и других городах мира готовится ряд программ, посвященных этому явлению. Одно из первых крупных событий состоится в Париже – это выставка «Русские балеты и их время», организованная в галерее Шарпентье с 17 по 23 сентября 2008 года. Куратором события является вице-директор фестиваля «Русские балеты» Анна Уинестайн, в качестве организатора выставки выступает аукционный дом Сотбис.

«Русские Сезоны» – одно из наиболее значительных явлений в культуре не только России, но и Европы начала XX века. Труппа, собранная великим импресарио Сергеем Павловичем Дягилевым, давала гастрольные спектакли в Европе с 1909 по 1929 гг., ее художественная деятельность в корне перевернула представления европейцев о классическом балете, о декорациях, костюмах, красках и формах в искусстве. Выдающиеся русские художники и артисты балета вдохновили европейских скульпторов к изображению танца, они научили французских художников смелому обращению с яркими красками, они захватили новыми идеями французскую моду. Вихрь новых тенденций помог Европе освободиться от старого искусства и «уставших» форм стиля модерн, он помог западным художникам сделать шаг к новому направлению и стилю — Ар деко.

Главная задача экспозиции – объединение тех произведений и документальных материалов, которые помогут зрителям воспринять масштабность явления русских балетов в Европе. Среди экспонатов будут представлены эскизы театральных костюмов, фотографии, кинохроники, музыкальные произведения, а также раздел французской скульптуры, который отражает влияние русских балетов на культуру Франции первой четверти XX века.

Произведения, представленные на выставке, входят в известные частные и государственные коллекции – потомков семьи Бенуа, Dansmuseet, галереи Равенскурт из Лондона. Одна из крупнейших частных коллекций из России, которая будет участвовать в представлении экспонатов на выставке – это коллекция М.О. Окрояна, собирателя русского классического искусства и авангарда, европейской скульптуры периода Ар деко, организатора музея русского искусства в Москве.

Скульптура периода Ар Деко – один из наиболее ярких разделов «дягилевской» выставки, представляющий наглядное воплощение русских тем в западном искусстве. Это явление, хорошо изученное на западе и почти не известное в России, составило целую эпоху в увлечениях европейских коллекционеров. Совершенно особый вид искусства, не имевший аналогов ни в предыдущие, ни в последующие годы, он охватил небольшой исторический период (между двумя мировыми войнами) и исчез так же неожиданно, как и появился. Отсутствие аналогов и невозможность создания подделок навсегда определили индивидуальность и исключительность этих произведений.

Стоит подчеркнуть, что для выставки были отобраны исключительно те произведения, которые были созданы под непосредственным влиянием гастролей труппы «Русские Сезоны». Это, в первую очередь, скульптуры Дмитрия Чипаруса: «Русские танцовщики», изображающая Вацлава Нижинского и Иду Рубинштейн в балете «Клеопатра», «Морская звезда», вдохновленная образом морской царевны и костюмами Б. Анисфельда, «Клеопатра», совместившая в себе образы из балетов «Тамар» и «Клеопатра».

Скульптуры Чипаруса и других авторов входили в коллекции многих известных личностей – например, Элтона Джона, однако ни один из собирателей подобных вещей не предпринимал до сих пор попытку создания столь масштабной коллекции, сравнимой по уровню отобранных вещей с музейными собраниями. М.О. Окрояном в целях поддержки и продвижения русской культуры было собрано огромное количество произведений, которые подтверждают тесную связь и воздействие русской культуры на западное искусство.

В России скульптуры Дмитрия Чипаруса и других авторов уже были представлены в рамках Московского международного салона изящных искусств в 2007 и 2008 гг., заслужив оправданное внимание о стороны зрителей. В 2008 году была выпущена книга «Скульптура Ар Деко: истоки и расцвет», которая явилась первым иллюстрированным изданием небольшой части коллекции русского и западного искусства, собранной М.О. Окрояном.

Выставка в Париже является знаковым событием, раскрывающим одну из граней темы влияния русского искусства на искусство Европы.

В конце 2008 года коллекция скульптуры в стиле Ар Деко из собрания Окрояна будет выставлена в экспозиции музея на территории комплекса Арт квартал (Арт quartal) — так же, как и произведения русской и европейской живописи из собрания Окрояна.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года