Письмо министру культуры РФ Александру Авдееву

Уважаемый Александр Алексеевич!

В августе 2004 года в музей-заповедник «Абрамцево» был назначен на должность директора А.М. Пентковский. Назначение нового руководителя было встречено научным коллективом доброжелательно. Но вскоре действия директора повергли сотрудников в шок. Не имея опыта музейной работы, Пентковский отверг советы опытных музейщиков и стал единолично «наводить порядок». 80-летняя научная и культурно-просветительская деятельность музея была им объявлена «культурной шизофренией», а коллектив – «человеческим мусором».

Непрофессиональная деятельность директора привела к следующему:

1. Главный усадебный дом конца ХVIII века – один из немногих памятников деревянного классицизма, уцелевших в ХХ веке, находится в плачевном состоянии. В сентябре 2004 года директор Пентковский самовольно прервал ремонтно-реставрационные работы, которые планировалось закончить к 85-летию музея, в декабре 2004 года. (При этом следует заметить, что на завершение работ Министерством было отпущено три миллиона рублей). Дом даже не был законсервирован на зиму 2004–2006 годов. Только под давлением потомков С.И. Мамонтова и сотрудников музея, которые поплатились за свою позицию репрессиями, дом стал полностью отапливаться в 2006 году. За четыре года А.М. Пентковским так и не начата реставрация. Парадная анфилада дома закрыта. Создается впечатление, что директор сознательно тормозит реставрацию, чтобы довести дом до аварийного состояния, и сделать новодел, что проще и дешевле.

2. В 2002 году на Большом ученом совете, в который входили и директора ведущих музеев, специалисты, было решено восстановить мемориальную комнату Н.В. Гоголя к 200-летнему юбилею писателя. Н.В. Гоголь гостил у Аксаковых в Абрамцеве в 1849–1851 годах. Были проведены реставрационные изыскания и восстановлена в первоначальном виде «комната Гоголя» в мезонине. Сотрудники музея готовили материалы для экспозиции «Гоголь в Абрамцеве».

Дополнительно была закуплена мебель первой половины ХIХ века на сумму более 300 тысяч рублей. Для проведения экскурсий были укреплены перекрытия в мезонине. Но с приходом нового директора (2004) все изменилось – Гоголь, по его словам, сказанным на совещании, «был мракобесом», а в мемориальной комнате вместо экспозиции разместились сотрудники отдела учета.

3. Много было публикаций в местной и центральной прессе об уничтожении г. Пентковским пейзажного усадебного парка и прудов в Абрамцеве. Росохранкультура приостанавливала несанкционированное «благоустройство» парка. Директор отделался штрафами, но так и не согласился с музейными законами: ведь деревья в усадьбах сохраняют и лечат, а не вырубают. До сего дня вырубка мемориальных деревьев продолжается, уничтожены кусты сирени, жасмина, акации, всегда украшавшие дворянские гнезда. Встретив возражения специалистов лесопаркового отдела, Пентковский упразднил научный садово-парковый отдел, заменив его на отдел благоустройства.

4. «Поленовский» пруд после варварской очистки бульдозером в 2004-м утратил гидрологический слой, погибла рыба и выдры. Четвертый год пруд наполняют из водопровода или перекачивают воду из соседнего пруда, тоже теперь загубленного.

5. Кадровую политику, проводимую в музее, Пентковский сформулировал так: «Не увольняю, но создаю условия для ухода». К 2007 году из музея ушло более 100 человек, из них 30 научных сотрудников, опытных хранителей со стажем 15 и более лет работы. Директор выпустил инструкцию для сотрудников с таким пунктом: «о запрете общения с прессой и неразглашении оригинальных методов руководства». Каждого принуждали подписаться, не скрывая, что несогласных ожидают репрессии.

   Мы перечислили далеко не все плоды разрушительной деятельности Пентковского. Возможно, такая неистовая энергия уместна на стройке, особенно на этапе расчистки участка для строительства, но не в музее-усадьбе ХIХ века.

Уважаемый Александр Алексеевич! Близится 90-летие музея-заповедника «Абрамцево», еще недавно он был самым посещаемым музеем Подмосковья, теперь он практически потерял свою привлекательность и мало-помалу становится захолустным культурным учреждением. Просим Вас, Александр Алексеевич, объективно разобраться в абрамцевских делах и спасти «русский Барбизон».

Е.Ю. Шкурская
ст. н. с. музея «Абрамцево» (с 1975 по 2005)

И.В. Плотникова
ст. н. с. музея «Абрамцево» (с 1979 по 2006)

Н.А. Загвоздин
экскурсовод музея «Абрамцево» (с 2001 по 2006)

Л.А. Богданова
ст. н. с. музея «Абрамцево» (с 2000 по 2007)

Е.Ф. Григорьева
экскурсовод музея «Абрамцево» (с 2000 по 2005)

Т.С. Федорова
Зав. отделом (с 1982 по 2005)

Т.А. Потапенко
экскурсовод музея «Абрамцево» (с 2000 по 2005)

О.В. Костина
член МОСХ, искусствовед, гл. редактор журнала «Русское искусство»

Е.В. Степанян
член Союза писателей Москвы, член Ассоциации искусствоведов, редактор журнала «Русское искусство»

В.В. Румянцев
скульптор, член МОСХ

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года