Грибы русского авангарда. Игорь Макаревич и Елена Елагина

Произведения Игоря Макаревича и Елены Елагиной

5 — 22 ноября 2008
Club Row, Rochelle School, London E2

5 ноября в галерее Club Row, Rochelle School (Лондон) откроется первая в Великобритании выставка российских художников-новаторов Игоря Макаревича (род. 1943) и Елены Елагиной (род. 1951).

Галлюциногенные колдовские грибы, представленные на выставке, символизируют абсурдность, которой современная культура пропитана в той же мере, что и некогда древние магические обряды. Один из центральных экспонатов – скульптура, в которой башня Владимира Татлина, культовый символ модернизма, растет из шляпки мухомора, – олицетворяет мистический характер и утопичность русского авангарда. Серия фотомонтажей московских зданий подчеркивает грибовидные черты многих архитектурных проектов ХХ века. Так, с юмором, авторы намекают, что галлюцинации — это не только удел шаманов, сумасшедших и маргиналов, но и неотъемлимая часть современной жизни.

Макаревич и Елагина — партнеры и в творчестве, и в жизни — принадлежат к числу московских концептуалистов. Вместе со всемирно известными Ильей Кабаковым, Эриком Булатовым и Олегом Васильевым они создали в России новый художественный язык в эпоху, когда страна была «закрыта» и связи с западом были запрещены. Перформансы, которые они осуществляли с группой «Коллективные действия», до сих пор являются легендой.

На выставке будут представлены три объекта, восемь новых произведений живописи и серия фото коллажей. Главным образом, навеянная творчеством мастеров русского авангарда Казимира Малевича и Владимира Татлина, тема галлюцинаций также связана и с памятью. Одним из преподавателей Елагиной была Алиса Порет, представитель искусства авангарда и ученица художника-пророка Павла Филонова, создававшего психоделические, дробленые и призрачные образы. Она одной из первых обратилась к жанру перформанса, однако позже была вынуждена восхвалять превосходство соцреализма. «Ощущение было такое, как будто все искусство авангарда было галлюцинацией», – рассказывает Елагина.

Произведения Игоря Макаревича и Елены Елагиной выставлялись во многих музеях мира, в том числе в Государственной Третьяковской галерее в Москве, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Центре Помпиду в Париже, Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, Музее Людвига в Кельне, Академии Художеств в Берлине и Музее Вильгельма Хака в Людвигсхафене.

Кураторы выставки:
Нана Жвитиашвили, одна из основателей ARTiculate и старший научный сотрудник Отдела новейших течений Государственного Русского Музея в Санкт-Петербурге.
Надим Жульен Самман, искусствовед, работающий в Институте искусства Курто (Лондон) над докторской диссертацией по истории искусства в постсоветской России.

* * *

Фонд современного искусства ARTiculate
Выставка «Грибы русского авангарда» организована лондонским Фондом современного искусства ARTiculate. Фонд основан в 2007 г. группой частных коллекционеров российского происхождения, которых объединяет уверенность в том, что современное искусство – это неиссякаемый источник вдохновения и жизненной силы. Фонд образован с целью отражения этого видения в создаваемой коллекции и поддержки культурного диалога. ARTiculate собирает международную коллекцию современного искусства, организует тематические выставки, поддерживает начинающих художников и принимает участие в образовательных проектах.

В настоящий момент коллекция Фонда включает произведения как всемирно известных мастеров, так и молодых талантливых художников, представляющих искусство различных стран и работающих в различных техниках: Луиза Буржуа и Ричард Принс (США), Джонатан Меезе (Германия), Качо (Куба), Мунир Фатми (Марокко), Кира Вагер (Норвегия), Игорь Макаревич и Елена Елагина, Павел Пепперштейн, Ольга Чернышева и Юрий Аввакумов (Россия). Влияние русского авангарда на современное искусство – одна из центральных тем коллекции.

Основатели Фонда ARTiculate обладают большим личным опытом работы в сферах искусства и бизнеса.
Нана Жвитиашвили – искусствовед, арт-терапевт, старший научный сотрудник Отдела новейших течений Государственного Русского музея Санкт-Петербурга. Автор книг по искусству и арт-терапии.
Лада Комарова – ранее руководила работой собственной галереи русского современного искусства «Solana» в Челси.
Люба Галкина – консультант по маркетингу, с более чем 15-летним опытом работы в крупнейших транснациональных компаниях России и Европы.

GAZPROM Germania GmbH:
Являясь немецкой компанией с русскими корнями и ориентацией на Европу, GAZPROM Germania активно поддерживает межкультурный диалог между людьми и странами. Компания является связующим звеном между Россией и Европой и пропагандирует развитие «новых источников энергии» в отношениях между Россией и Европой.

GAZPROM Germania стремится создать платформу европейского культурного обмена с целью укрепления взаимопонимания между странами и народами», – говорит Ханс-Йоахим Горниг, управляющий директор компании. Помимо инициатив по поддержке классической русской культуры, GAZPROM Germania оказывает спонсорскую помощь представителям современного российского искусства с целью познакомить жителей Европы с жизнью в современной России во всем ее многообразии.

Примечания:
• Из Лондона выставка переедет в Берлин, в Sandmann Galerie, где будет проходить с 3 декабря 2008 по 3 января 2009 г.
• Выставка «Грибы русского авангарда» будет сопровождаться каталогом с цветными иллюстрациями под редакцией Надима Жульена Саммана. Помимо статьи искусствоведа, в каталоге будут опубликованы тексты Бориса Гройса (почетного профессора Университета Нью-Йорка) и Иосифа Бакштейна (куратора Московского Биеннале).
• Круглый стол на тему “Традиция паганизма и русский авангард» с участием профессора Джона Милнера (Институт искусств Курто, Лондон), Иосифа Бакштейна, художников и кураторов выставки состоится в понедельник 3 ноября с 19:00 до 21:00.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года