Портрет Фрэнсиса Бэкона (1909-1992) кисти Люсьена Фрейда (род. 1922)

Портрет Фрэнсиса Бэкона (1909-1992) кисти Люсьена Фрейда (род. 1922)

Вечерние торги «Послевоенное и современное искусство»
Показ: 15 – 19 октября 2008, Саут-Кенсингтон, Лондон
Торги: 19 октября, Кинг Стрит, Лондон

РЕДКИЙ ПОРТРЕТ ФРЭНСИСА БЭКОНА КИСТИ ЛЮСЬЕНА ФРЕЙДА БУДЕТ ВЫСТАВЛЕН ТА ТОРГИ АУКЦИОННОГО ДОМА CHRISTIE'S В КАТЕГОРИИ «ПОСЛЕВОЕННОЕ И СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО»

«Я бы хотел, чтобы мои портреты отображали людей, а не были на них похожи. Чтобы они не напоминали о них, а были ими. Я не хочу добиваться сходства как подражатель, а хочу воссоздавать образ как актер. Я хочу, чтобы краска становилась человеком. Я хочу, чтобы она выполняла ту же функцию, что и человеческая плоть».

Л. Фрейд

Лондон – Аукционный дом Christie’s объявляет о том, что 19 октября 2008 года в Лондоне в рамках вечерних торгов «Послевоенное и современное искусство» на продажу будет выставлен один из двух портретов Фрэнсиса Бэкона (1909-1992) кисти Люсьена Фрейда (род. 1922). Последний из двух известных портретов (первый был украден во время выставки в Берлине в 1988 году) редко выставляется, и является подтверждением вдохновенной дружбы между двумя величайшими художниками Великобритании XX века. Ожидается, что полотно уйдет с молотка за сумму от £5 до £7 миллионов. В мае 2008 года на аукционе Christie’s в Нью-Йорке полотно Фрейда «Спящая социальный инспектор» было продано за $33.6 миллиона (£17.3 миллионов) и установило новый ценовой рекорд на произведение ныне живущего художника.

Пилар Ордовас, глава лондонского отделения современного и послевоенного искусства Christie's: «Люсьен Фрейд и Фрэнсис Бэкон считаются самыми выдающимися английскими художниками XX века, и спрос на их работы на мировом арт-рынке существенно вырос за последние несколько лет. Мы чрезвычайно рады представить вниманию коллекционеров эту редкую работу, которая отдает дань уважения вдохновенной дружбе между двумя мастерами, а также служит знаком ключевого периода в творчестве Фрейда. Этот портрет является топ-лотом предстоящей недели торгов Christie’s в категории «Современное и послевоенное искусство», которая пройдет в Лондоне и, несомненно, привлечет внимание коллекционеров со всего мира».

Фрейда и Бэкона познакомил в 1945 году Грэхем Сазерленд, художник и их общий друг, который пригласил их погостить у себя на выходные. Между художниками сразу же возникли дружеские отношения, и они часто виделись на протяжении последующих лет. Несмотря на то, что их взаимоотношения строились на обоюдном уважении к творческим принципам друг друга, живопись Бэкона оказала существенное влияние на более молодого Фрейда. По мнению критиков, влияние Бэкона помогло Фрейду «высвободить» его неповторимый стиль, и стимулировало желание изображать человеческую сущность. В начале 1950-х годов художники начали позировать друг для друга, и первый портрет Фрейда Бэкон написал в 1951 году. За ним последовали и другие.

Несмотря на то, что Фрейд появляется на полотнах Бэкона довольно часто, Фрейд написал всего 2 портрета Бэкона. Первый в 1952 году, а второй – в 1956-57. На торги выставляется более поздний вариант. Первый портрет был предоставлен лондонской галереей Тейт для проведения ретроспективы художника в Новой национальной галерее в Берлине в 1988 году, откуда был украден. В 2001 году, в преддверии ретроспективной выставки в галерее Тейт, по просьбе Фрейда по всему Берлину были развешаны плакаты с изображением украденного полотна и надписью «разыскивается». Фрейд надеялся, что к моменту выставки полотно найдется, однако его местонахождение неизвестно до сих пор, а сам Фрейд наложил запрет на его репродуцирование в цвете.

Настоящий портрет написан в 1956-57 году и, как и первый, изображает Бэкона, который опустил глаза вниз. Трудясь над обоими полотнами, Фрейд сидел вплотную к Бэкону, и на протяжении 3 месяцев работы над первым портретом, как рассказывают, «ворчал, но упорно продолжал работать». Второй портрет незакончен, и предоставляет зрителю уникальную возможность взглянуть на рабочий процесс художника, находящегося на пике своих творческих возможностей. Фрейд начал работать более экспансивно, используя более густые мазки, «высвобождая» краски. Считается, что полотно незакончено, так как Бэкону пришлось уехать вслед за своим любовником Питером Лейси в Танжер.

Портрет был приобретен его последним владельцем у лондонской галереи в 1972 году, и с тех пор владельца не менял. Полотно редко выставлялось – в 2002-2003 в Вольфсбурге и Тулузе, а также в 2005 году в Венеции.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года