Западноевропейская гравюра XVI–XIX веков из собрания Ольги Хлопиной

Западноевропейская гравюра XVI–XIX веков   из собрания Ольги Хлопиной

Открытие состоялось 2 октября в Доме-музее В.А. Игошева в Ханты-Мансийске.

Выставка западноевропейской гравюры из собрания О.В. Хлопиной экспонируется в счастливое для частного коллекционирование время. Мы являемся свидетелями небывалого за почти столетний период подъема приватного собирательства. Самое радостное в данной ситуации то, что коллекционеры наконец почувствовали себя свободными и раскрепощенными в желании демонстрировать принадлежащие им работы; они с удовольствием, без оглядки на «компетентные органы» – как это было в советские годы, показывают свои коллекции в музеях и выставочных залах.

Коренным образом меняется и отношение общества к частному собирательству: былая подозрительность к личности собирателя сменяется уважением к его редкому таланту. А страсть к коллекционированию, на мой взгляд, это особенный художественный талант, требующий от собирателя жертв, но вносящий в его жизнь и жизнь окружающих его людей особое измерение. Таким необычайно талантливым человеком и является Ольга Васильевна Хлопина, представившая в Доме-музее В.А. Игошева часть своей графической коллекции.

Художественная одаренность привела Хлопину, кандидата экономических наук и, к слову сказать, заслуженного экономиста России, в такую сравнительно новую область научной деятельности как культурология, где исследователь, работая на «стыке» экономики и истории искусства, разрабатывала инновационные методы изучения и прогнозирования развития культуры. Художественный талант проявился и в фотографическом творчестве Хлопиной, ставшей экспонентом ряды выставок на престижных экспозиционных площадках Москвы, Петрозаводска, Хельсинки. Настоящая выставка – первая, на которой Ольга Васильевна Хлопина выступает как коллекционер.

Каждая коллекция – это еще и портрет собирателя. Перед нами портрет собирателя-эстета, обладающего утонченным и взыскательным вкусом. Графические искусства допускают к себе далеко не каждого. Так же как художник-график должен обладать безупречным мастерством (ибо в графике, основе основ всех пластических искусств, непрофессионализм невозможен – здесь не «спрячешься», скажем, за декоративной эффектностью яркого цветового пятна или сочного мазка), так и собиратель гравюр должен обладать способностью глаза воспринять тончайшие нюансы в движении линии или мерцании тона на поверхности графического листа и насладиться этой скрытой от досужего взора жизнью произведения. Ольга Хлопина, коллекционер графики с большим «стажем», наделена этой способностью сполна. А главное – самозабвенной любовью к одному из самых сложных для восприятия видов искусства, которой она щедро делится с близким ей кругом друзей и коллег, а на выставке и с широким зрителем.

По своему составу экспозиция многообразна, продуманна и структурирована. В ней представлены гравюры по сути всех европейских стран, в которых к XVII веку сложились и продемонстрировали высочайшее мастерство самостоятельные гравировальные школы.

Хлопина подбирала работы к выставке так, чтобы показать и всевозможные техники гравюры, и широкий спектр ее жанрово-типологических вариаций. Большое место в коллекции в целом и на выставке в частности занимает репродукционная гравюра, воспроизводящая оригиналы других художников и игравшая первостепенную роль – до появления средств фотофиксации произведений – в изучении истории искусства. При этом интересно вот что: на раннем этапе в гравюре допускалась вольная интерпретация оригинала. Экспонаты выставки подобраны коллекционером и с учетом того, чтобы показать зрителям ряд крупных имен западноевропейских граверов. Это знаменитый итальянский мастер (гравер и архитектор) Джованни Батиста Пиранези (1720–1778), сочетавший офорт с резцовой гравюрой, создававший грандиозные по своей пространственности «архитектурные фантазии». Это нидерландец Эгидий Саделер (1570–1629) – талантливый представитель целой семьи граверов, работавшей в Кельне и считавшейся «примой» Европы. Это фламандец, ученик гениального Рубенса Лукас Ворстерман (1595–1675), отгравировавший все основные произведения мастера. Используя многообразие технических возможностей резцовой гравюры, он создал принципиально новый тип гравированного изображения, отличающийся точечной фактурой поверхности листа и мягкой светотеневой моделировкой форм. Последователем Ворстермана был Паулюс Понтиус (1603–1658), его работа тоже находится в экспозиции. Французская школа ярко представлена на выставке не только камерными по своей образности офортами великого Жан-Жака Калло (1592/3–1635), но и тяготеющим к монументальности батальным произведением интерпретатора исторических живописцев Жана (Жерара) Одрана (1640–1703). Блистательно показана на выставке английская школа, во многом благодаря работе Джона Баптиста Джексона (1700 – ок. 1777), выдающегося мастера кьяроскуро – гравюры на дереве, образ которой строится на тонких тональных переходах. Джексон проявил себя и как декоратор – он первым начал делать обои в технике кьяроскуро по произведениям Веронезе и Тициана. Позже кьяроскуро стали называть всю многокрасочную гравюру на дереве.
Итак, выставка гравюр из собрания Ольги Хлопиной погружает зрителя в мир самого изящного из всех изящных искусств, обещая многообразие впечатлений, радость открытий.

Ольга Костина, кандидат искусствоведения, главный редактор журнала «Русское искусство»

 
Западноевропейская гравюра XVI–XIX веков   из собрания Ольги Хлопиной. Зрители на церемонии открытии выставки
Западноевропейская гравюра XVI–XIX веков из собрания Ольги Хлопиной. Зрители на церемонии открытии выставки
Главный редактор
Главный редактор "РИ" Ольга Костина, директор музея С. Скорикова, коллекционер Ольга Хлопина
Зрители на выставке
Зрители на выставке
Внимательный зритель
Внимательный зритель
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года