«Тернер. 1775 — 1851»

«Посвящение Тернеру: образ и звук»

18 ноября 2008 – 15 февраля 2009
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
(из собрания Галереи «Тейт Бритен», Лондон)
Волхонка, 12

Выставка проводится в рамках ХХVIII
Международного музыкального фестиваля
«Декабрьские вечера Святослава Рихтера»:
«Посвящение Тернеру: образ и звук»

ГМИИ имени А.С.Пушкина представляет выставку живописи и акварелей Джозефа Мэллорда Уильяма Тёрнера (1775-1851) – выдающегося британского пейзажиста, оказавшего огромное влияние на развитие европейской живописи второй половины XIX века. В 1802 году, в возрасте двадцати семи лет, он стал самым молодым членом лондонской Королевской Академии художеств, за всю историю этого института.

Начав свою карьеру в русле сложившейся в английском искусстве традиции, Тёрнер рано освоил наследие старых европейских мастеров, от Рембрандта до Клода Лоррена и Антуана Ватто. Быстро растущий профессионализм и умение виртуозно передать состояние атмосферы заставили художника постепенно отказаться от детализированного сюжета, принятого в то время в европейском искусстве, и, далеко опередив свое время, приблизиться к стилистической манере, близкой живописи импрессионистов.

Уильям Тёрнер принадлежит к немногочисленным европейским художникам, чьи работы не представлены в российских музейных собраниях. Отдельные произведения мастера порой украшают сборные выставки, но не могут раскрыть всей глубины его дарования — по широте интересов Тёрнера часто сравнивают с великим Леонардо, а молодой Джон Рёскин называл его самым совершенным пейзажистом в истории человечества. До 1796 года художник работал исключительно акварелью. Впоследствии он часто пользовался этой техникой, особенно во время многочисленных путешествий по Италии, Германии, Франции, Швейцарии и британской провинции.

Совершенствуясь в акварельной технике, художник отчасти перенес ее стилистические приемы в живописные произведения — активно использовал новый в те времена интенсивный желтый пигмент, а также светлый грунт, позволявший добиться эффекта акварели. Особую часть наследия Тёрнера, занимавшего должность профессора в лондонской Академии художеств, составляют теоретические трактаты и учебные пособия.

В экспозицию войдет более ста произведений (40 картин, 70 акварелей и 2 гравюры), из собрания Галереи Тейт Бритен – Государственного национального музея в Лондоне. В нем хранится свыше шестидесяти тысяч произведений искусства: живопись, скульптура, рисунки, гравюры. Это самое крупное в мире собрание английского искусства XVI—XX вв. Основа коллекции Галереи Тейт – частное собрание картин английских художников сэра Генри Тейта. Галерея открылась 21 июля 1897 года.

Здание Галереи неоднократно достраивалось. В 1926 году в новом помещении разместилось собрание иностранной живописи. В 1979 году состоялось открытие залов современного искусства. В 1987 году – открылась Галерея Клор, специально построенная для произведений Тёрнера, который завещал свои полотна Англии при условии, что все они будут сохранены как единая экспозиция. Сэр Чарлз Клор предоставил средства для строительства галереи.

Сегодня лондонская Тейт делится на две части: Британская Галерея Тейт или Старая Галерея Тейт, представляющая собой собрание английской живописи XVI-XX веков и Современная Галерея Тейт, открывшаяся в мае 2000 года в переоборудованном здании бывшей электростанции близ собора Св. Павла. В ней представлено европейское и американское искусство с 1900 года по настоящее время. Кроме того, существуют еще два филиала Галереи Тейт за пределами Лондона: Тейт Ливерпуль и Тейт Сент-Ив.

Лучшие живописные произведения, вошедшие в состав настоящей выставки, являются важными и этапными: «Рыбаки в море» – первая серьезная работа художника в технике масляной живописи, выставленная в 1796 году в Академии художеств. Созданная после путешествия на остров Уайт, эта картина исполнена в традициях европейской академической живописи и значительно отличается от акварелей Тёрнера этого периода.

Во время своей первой поездки на континент в 1802 году Тёрнер познакомился с искусством старых мастеров и принципами исторической живописи, которая в те времена считалась наивысшим достижением в области искусства. Результатом этого путешествия стало полотно «Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы» (1812), связанное и с личными переживаниями автора, оказавшимся однажды свидетелем страшной бури, застигшей его в швейцарских Альпах. Интерес к «большому стилю» Тёрнер пронес через всю свою жизнь, но оказался одним из немногих художников своего времени, умевших придавать масштаб исторического полотна современным сюжетам. К числу лучших работ мастера, представленных на выставке, относится картина «Вечный покой. Похороны в море» (1842) — Тёрнер представил, как могло выглядеть погребение его друга, шотландского художника сэра Дэвида Уилки, умершего при возвращении с Ближнего Востока и нашедшего последний приют в море у берегов Гибралтара после того как официальные власти в британском порту отказались принять тело – из опасений, что умерший болел холерой.

Тёрнер был одинок в искусстве своей эпохи и не оставил прямых последователей. В 1870-х годах его творчеством серьезно заинтересовались импрессионисты, но только ХХ веку было дано постичь возвышенный мир образов в поздних работах Тёрнера, таких как «Восход солнца. Морские чудовища» (ок. 1845) или «Снежная буря – пароход выходит из гавани, подавая сигналы на мелководье и измеряя глубину лотом» (1842), где цветовое решение подчинено определенному замыслу.

Помимо известных живописных полотен и знаменитых акварелей Тёрнера, созданных в поздний период творчества художника, на выставке представлены малоизвестные российской публике произведения, отражающие период становления мастера, а также учебные штудии, раскрывающие его деятельность как педагога и теоретика.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года